Речевая газета "К нам весна шагает"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ольга Николаевна Елисеева

Конспект ОД по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_nam_vesna_shagaet.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по о/о «Коммуникация»

«Выпуск речевой газеты «К нам весна шагает…»  

(старшая группа)

Елисеева Ольга Николаевна

Воспитатель высшей категории

МАОУ Д/С № 80 «Песенка»

Образовательная область: Социально-коммуникативная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно- следственные связи.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить составлять рассказы на предложенную тему;

-обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами;

-совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

-  формировать умение устанавливать причинно - следственные связи;

- активизировать словарный запас( проталины, капель, подснежник, почки, ледоход,  ручейки, перелётные птицы);

 Развивающие:

-развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание;

-развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы;

- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

-способствовать формированию интереса детей к природе.

 Воспитательные:

- воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;

- воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы.

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Оборудование: ватман с названием «К нам весна шагает», вырезанные из цветной бумаги лепестки цветов, листочки, солнышко и лучи, облака, кораблики, картинки перелётных птиц, первоцветов, клей, кисточки.

Ход: 

1.На доске прикреплён ватман с названием газеты. Воспитатель загадывает загадку:

- Она приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна).

-  И мы сегодня будем выпускать новый номер нашей газеты о весне, а потом мы подарим его малышам, и они узнают много нового и интересного о весне из этой газеты.

- Ребята, а вы знаете весенние приметы?

- Расскажите мне, как люди узнают без календаря, что весна пришла?

(Солнце светит ярче, жарче; тает снег, капель; небо высокое, голубое, прозрачное; день длиннее; речка освобождается ото льда, ледоход; появляется первая весенняя травка; набухают, лопаются почки; появляются первые цветы и др.)

 - Молодцы, ничего не забыли. И первым на нашей газете появляется солнце. Но чтобы оно засияло и появились лучи вам нужно сказать какое бывает солнце? ( тёплое, доброе, ласковое, весеннее, яркое и т. д).

- Что делает солнышко весной? (Согревает, радует, светит, сияет, греет, топит снег и лед…).

- Давайте образуем слова- родственники  от слова «солнце».

•    Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)

•    Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)

•    «зайчик» какой? (солнечный)

(Дети приклеивают солнце и лучи с названными словами).

 - Солнце растопило снег и побежали ручьи ( ребенок рисует ручей).

 А что ещё делают ручьи? (журчат, шумят, звенят, текут, бегут и т. д.) Дети приклеивают кораблики со словами.

- А вот и появляются на полянке первые цветы.

- Ребята, а какие вы знаете первоцветы? (Подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик).

- А что значит «первоцветы»? (Первые цветы).

А чтобы у нас появились цветы вам нужно сказать, как же можно назвать весну? Какая она? (Веселая, звонкая, цветная, красивая, теплая, зеленая, яркая, нарядная, солнечная, пахучая, ароматная, зелёная, цветущая). Дети вместе с воспитателем наклеивают  цветы, на лепестках которых написаны эти слова.

Физминутка.

Рано солнышко встаёт                                (Руки через стороны поднять вверх)

Распускается цветок                                        (Руки через стороны опустить вниз)

Солнце светит с высоты                                (Руки вверх)

Распускаются   цветы                                (Руки вниз)

Дыхательная гимнастика «Нюхаем цветы»

2. Продолжаем оформлять нашу газету.

- Что делает травка весной? (Всходит, появляется, прорастает, растёт, зеленеет).

- А что делают почки весной на кустах и деревьях? (Набухают, раскрываются, появляются первые зеленые листочки). А чтобы на нашем дереве появились листочки, вам нужно назвать пословицы и поговорки о весне.

 Дети называют пословицы, воспитатель записывает их на листочках и дети  приклеивают  листочки на дерево. Это могут быть такие пословицы:

- Весенний дождь лишним не бывает.

- Апрель водою славен.

- Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

- Весна днем красна.

- В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

- Первый гром весной – значит тепло не за горами.

- Грач на горе – весна на дворе.

- В марте и курица из лужи напьётся.

- Весна и осень - на дню погод восемь.

- Почему так говорят: «Весна и осень - на дню погод восемь».

- С наступлением весны возвращаются перелётные птицы, а чтобы они прилетели вам нужно отгадать загадки:

Черный, проворный,

Кричит “Крак”,

Червякам враг (грач).

На шесте дворец.

Во дворе певец.

А зовут его... (скворец).

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поет, поет (жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

(После того как дети отгадают загадки, они приклеивают картинки птиц на ватман. Загадки прикрепляются рядом.)

3. Дидактическая игра «Назови ласково». Солнце-солнышко, небо, облако, ручей, проталина, почка, сосулька, трава, цветок.

4.Дидактичекая игра «Продолжи предложение».

- Я начну говорить предложения, а вы помогите мне – продолжите их.

Зима уже закончилась, и поэтому….         растаял снег…   нет сильных морозов.                                

Пришла весна, и я увидела….                       первую бабочку, муравья…

прилетели ласточки…              первые весенние цветы…

Наступила весна, и потому в лесу…           проснулся медведь…

у зайчихи родились зайчата…

Солнце стало пригревать сильнее, поэтому… на деревьях набухли почки….

появились первоцветы…..и т.д.

5. - А теперь давайте все вместе составим рассказы на тему «К нам весна шагает…», я их запишу в нашу газету, и наш подарок малышам будет готов.

( Дети выходят по 3, составляют совместно рассказ. Вызвать 2-3 подгруппы)

Когда газета готова, дети дарят ее малышам, читают стихи о весне.

Литература:

1. Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003. – 64 с.

2. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? Книга для воспитателей,    гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. –  64 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «К нам весна шагает» подготовлена воспитателем Е.А. Королько

Обучающие задачи: учить выделять признаки весны, отличать от других времен года, учить составлять рассказ по картинно – графическому плану.Образовательные задачи: расширять и активизировать словарь де...

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраст «Весна шагает по дороге»

Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали...

План-конспект НОД "К нам весна шагает" по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема «К нам весна шагает»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,Задачи:1)...

Формирование речевой и коммуникативной активности детей через выступления на публике. Конкурс стихов "К нам весна шагает тёплыми шагами..."

Дети с речевыми нарушениями испытывают болдьшие трудности при публичных выступлениях. Конкурс стихов - доступная и эффективная форма работы по преодолению у них личностных проблем....

Н.О.Д. по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию по теме: «К нам весна шагает быстрым шагом».

Цель: Закрепить представления детей о весне (растаял снег, потекли ручьи, ярко светит солнце и небо синее – синее, люди сняли зимнюю одежду, появилась трава, первые весенние цветы,  на дере...

ООД по познавательно -речевому развитию в средней группе Тема: К нам весна шагает быстрыми шагами. Разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель»

Занятие ООД по теме:" К нам весна шагает быстрыми шагами. Разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» интегрированное.Интеграция всех образовательных областей: «Познавательн...