перспективное планирование, предшкольное обучение грамоте в ДОУ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Соловьева Елена Анатольевна

планирование к программе Радуга подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_pg.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Основные цели и задачи годового курса занятий и планируемые результаты

Развивающие:

—  развивать воображение, творческое мышление, внимание, память;

—  формировать мыслительные операции анализа и синтеза звукового состава слов;

—  развивать внутреннюю свободу, активность, общительность.

Воспитательные:

—  воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим;

—  самостоятельность;

—  культуру общения, вежливость, выдержку;

—  обеспечить атмосферу психологического комфорта.

Образовательные:

—  расширять кругозор;

—  формировать лингвистические понятия.

Практические:

—  развивать фонематический слух, воспитывать культуру звукопроизношения, знакомить с механизмом артикуляции;

—  развивать монологическую, диалогическую речь;

—  познакомить с понятиями: «звук», «слово», «предложение», «текст»;

—  активизировать и расширять словарный запас, дать представление о культуре родной речи.

На конец учебного года выпускник подготовительной группы должен:

1) в области фонетики:

—  владеть понятиями: «звук», «слово», «слог», «ударение», «гласный», «согласный» (твердый — мягкий, звонкий — глухой);

—  дифференцировать звуки: гласные — согласные (твердые — мягкие; звонкие — глухие);

—  производить звуковой анализ слов, состоящих из 3-4-5 звуков;

—  уметь выделять звуки во всех позициях слова;

2)  в области лексики:

—  владеть активным словарем по темам: «Природа», «Космос», «Друзья», «Дом» и др.;

—  уметь подбирать синонимы, антонимы к словам;

—  знать наречия;

—  подбирать и использовать обобщающие слова;

—  различать значения многозначных слов;

3)  в области грамматики:

—  правильно употреблять существительные во множественном числе;

—  согласовывать слова в предложении;

—  различать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

—  составлять схему простого предложения;

—  использовать в речи распространенные предложения;

4) в области связной речи:

—  составлять рассказ-описание;

—  составлять рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок;

—  составлять творческий рассказ;

—  различать монологическую и диалогическую речь;

—  строить развернутое высказывание-рассуждение.

Тематическое планирование на год

(30 занятий; 1 занятие в неделю)

Тема занятия

Формирование фонематического слуха

Структура родной речи

Грамматический строй речи

Развитие графических навыков

Форма проведения игрового занятия

1

Мир слов окружающий нас.

Дифференцированиие гласных и согласных звуков: мягких – твердых – глухих – звонких. Уточнение их артикуляционных и акустических признаков.

Понятие звук, слово, предложение.

Согласование существительных с прилагательными

Продолжить знакомить с тетрадью в клетку. Рисовать точки. Развивать зрительную память, конструктивные навыки.

Игры: имитационные, познавательные, подвижные, дидактические, эмоциональная разгрузка.

2

3

Путешествие в звуковой лес, дифференцирование звуков.

Дифференцирование звуков по всем признакам, звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков с опорой на фишки.

Составление предложений с опорой на фишки с использованием слов, называющих предметы, действия предметов их признаки.

Согласование слов в предложении.

Продолжить знакомить с тетрадью в клетку. Учить рисовать точки и крестики. Работать над темпом и ритмом

Сюжетно ролевая игра.

4

5

Представление о слоге, способы деления слов на слоги.

Дать представление о слоге, способах  деления слов на слоги. Слоговой схеме слов.

Понятие звук, слово, слог, предложение.

Согласование слов в предложении. Понятие рифма.

Учить рисовать короткие горизонтальные и вертикальные линии. Развитие тонкой моторики рук детей.

Сюжетно ролевая игра. Подвижная игра, имитационная.

6

Чудесные превращения.

Звуковой  анализ слов, состоящих из трех звуков с опорой на фишки. Практическое знакомство со звукоразличительной функцией звука. Работа по делению слов на слоги.

Понятие звук, слово, слог.

Развитие монологической и диалогической форм речи творческое высказывание

Рисование длинных горизонтальных линий. Развитие тонкой моторики рук детей. Копировать предложенный рисунок.

Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая.

7

Мастер ударных слогов.

Дать представление об ударном слоге, способах его определения; работа со слогоударными схемами.

Понятие: ударение, ударный слог.

Закрепление алгоритма высказывания.

Рисование длинных вертикальных линий. Развитие тонкой моторики рук детей.

Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая.

8

Деление слов на слоги.

Перемещение ударения в слове как основной прием контроля за правильностью определения ударного слога. Звуковой анализ слова.

Понятие звук, слово, слог, ударный слог.

Работа по логическому построению высказывания.

Рисование длинных горизонтальных линий в сочетании с длинными вертикальными линиями. Работа в тетрадях по образцу. Упражнение «Стрелы».

Сюжетно ролевая игра. Подвижная игра, имитационная.

9

10

Звуки. Слоги.  Ударение.

Звуковой анализ слов, состоящий из 4 звуков, практическое знакомство с формообразующей функцией звука.

Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Составление предложений с опорой на фишки.

Изменение слов при образовании множественного числа сущ. работа над правильной постановкой ударения.

Рисование наклонных линий и уголков. Развитие умения рисовать по точкам и самостоятельно. Рисование бордюров из наклонных линий. Копировать предложенный рисунок.

Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.

11

12

Звуки. Слоги. Сравнение звуковой и слогоударной схемы слова.

Звуковой и слоговой анализ слов.

Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Составление предложений с опорой на фишки.

Использование в речи распространенных предложений.

Рисование бордюра по образцу из квадратов, коротких вертикальных и горизонтальных  линий. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.

13

14

Звуковой анализ слов. Отработка алгоритма выделения всех звуков в слове.

Анализ слов, состоящих из 5 звуков. Подбор слов к схемам.

Понятие звук, слово, слог, ударный слог. Составление предложений с опорой на фишки.

Составление связного текста по образцу с опорой на схему.

Закрепить умение рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем. Копировать предложенный рисунок.

Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.

15

Слогообразующая функция гласных звуков.

Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука; умение изменить количество гласных звуков в слове.

Понятие звук, слово, слог, ударный слог.

Установление причинно-следственных связей в связном тексте.

Продолжить учить рисовать бордюр из прямоугольников и квадратов по образцу.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая.

16

17

Знакомство со звуком Й.

Звуковой анализ слов со звуком Й.

Понятие звук, слово, слог, ударение, предложение, рассказ.

Составление рассказа с использованием метода сравнения двух связных текстов.

Продолжить учить рисовать круги по точкам и самостоятельно. Развивать умение анализировать изображение, разбивая его на составляющие части.

Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.

18

Звук Ч.

Звуковой анализ слов со звуком Ч. Выделение звука в начале слова.

Понятие звук, слово, слог, ударение, предложение, рассказ.

Составление рассказа – описания.

Закрепить умение рисовать круги без опоры на ориентир. Составлять предметы из кругов.

Игра: дидактическая, проблемная, подвижная, творческая

19

Звук Ч - Й

Звуковой анализ слов со звуками Ч  Й.

 Понятие звук, слово, рассказ. Моделирование предложений и рассказа.

Отбор картинок иллюстрирующий рассказ.

Рисование бордюра из кругов и квадратов. Ориентироваться на листе бумаги в линию, соблюдать ритм. Копировать предложенный рисунок.

Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.

20

Звуки Ж - Ш

Звуковой анализ слов со звуками Ж  Ш. смыслоразличительная функция звуков.

Понятие рассказ. Моделирование предложений и рассказа

Отбор картинок иллюстрирующий рассказ.

Рисовать вертикальные короткие и длинные спиральные линии. Ориентироваться на листе бумаги в линию.

Сюжетно ролевая игра. Подвижная игра, имитационная.

21

Звук Щ

Звуковой анализ слов со звуками Щ.

Понятие звук, слово, предложение, скороговорка.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Рисовать горизонтальные короткие и длинные спиральные линии. Ориентироваться на листе бумаги в линию.

Игры: сюжетно-ролевая, речевая, имитационная.

22

23

24

Гласные звуки.

Дифференцирование гласных с опорой на фишки

Анализ и обобщение знаний о родном языке.

Составление рассказа по ряду сюжетных картинок, развитие умения делать умозаключения.

Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без.

Рисование бордюров из кругов и овалов по образцу на листе в линию. Копировать предложенный рисунок.

Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.

25

Звуки М-Мь, Н-Нь.

Мягкость и твердость согласных звуков.

Анализ и обобщение знаний о родном языке.

Составление рассказа по ряду сюжетных картинок.

Рисование фигур из кругов и овалов в сочетании со спиральными вертикальными линиями на листе в линейку (рисование элементов букв).

Игры: сюжетно-ролевая, проблемная, результативная.

26

Звуки К-Кь, Г-Гь

Мягкость и твердость согласных звуков.

Понятие звук, слово, слог, ударение.

Развитие монологической речи. Формирование умения делать умозаключения. Сравнительный звуковой анализ слов. Развитие   умения пересказывать прочитанное.

Рисование фигур из кругов и овалов в сочетании со спиральными вертикальными линиями на листе в линейку (рисование элементов букв).

Игры: сюжетно-ролевая, проблемная, результативная.

27

Звуки С-Сь

Мягкость и твердость согласных звуков.

Понятие звук, слово, слог, ударение.

Составление творческого рассказа на заданную тему.

Рисование треугольников на листе в клетку. Закрепить умение ориентироваться на листе. Копировать предложенный рисунок.

Игры: сюжетно-ролевая, проблемная, ситуационная.

28

Звуки З-Зь

Мягкость и твердость согласных звуков.

Понятие звук, слово, слог, ударение.

Работа по составлению рассказа.  Согласование слов в предложении.

Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий. Рисование вертушек по клеточкам.

Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная результативная.

29

Звуки Т-Ть, Д-Дь

Мягкость и твердость согласных звуков.

Понятие звук, слово, слог, ударение.

Составление рассказа с использованием заданных слов. Сравнительный  анализ двух предложений.

Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий в сочетании с кругами и овалами на листе в линейку.

Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная.

30

Закрепление изученного.

Закреплять умение обозначать твердость – мягкость согласных звуков.

Понятие звук, слово, слог, ударение.

Развитие умения пересказывать, развитие диалогической речи.

Учить рисовать дуги самостоятельно и по точкам на листе бумаги в линию.

Игры: сюжетно-ролевая, развлекательная, имитационная, ситуационная, подвижная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по обучению грамоте

Планирование занятий, деятельности вне занятий, работа с родителями....

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе

Перспективное планирование по обучению грамоте для воспитателей ДОУ...

Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе

Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе...

Перспективное планирование по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ФФН (2 год обучения)

Примерный перспективный план работы по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи (подготовительная к школе группа) - 2 год обучения...

Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей и подготовительных группах

Перспективное планирование по обучению грамоте для старшей и подготовительных групп....

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ПМК "Учимся с Логошей"

Перспективно-календарное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...