Перспективное планирование по обучению грамоте
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Рубанова Татьяна Владимировна

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте

Задачи:

1.Сформировать у детей первоначальные  лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся

2.Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки

3.Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам

4.Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу

5.Воспитывать познавательный интерес к русскому языку

Дата

Тема недели

Тема НОД, цели, литература

Интеграция ОО

Сентябрь 2018 год

1 неделя

3 – 7 сентября

До свиданья, лето. Диагностика (РР)

Тема: «Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?»

Цели: дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятием «звук» и «буква»; научить различать гласные и   согласные звуки; развивать  фонематический слух путем различия на слух звуков в словах, мелкие мышцы рук.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с. 6

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

2 неделя

10 –14 сентября

Мой город (СКР)

Тема:

Цели:

Литература:

3 неделя

17 – 21

сентября

Детский сад. Игрушки (РР)

Тема: «Гласные и согласные»

Цели: развитие памяти, внимания, логического мышления; развитие слухового и зрительного внимания; знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки; дифференциация понятий гласный, согласный звуки; развитие мелкой моторики и координации движений; развитие фонематического слуха.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с. 8, Марцинкевич с. 7

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

4 неделя

24 – 28 сентября

Овощи

(ПР)

Тема:

Цели:

Литература:

Октябрь 2018 год

1 неделя

1 – 5 октября

Фрукты

 (ПР)

Тема: «Знакомство с алфавитом»

Цели: учить проводить звуковой анализ слов, познакомить детей с алфавитом, закрепить умение делить слова на слоги, определять место ударения в слове, продолжать знакомство с многозначностью слов. Развивать внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику; воспитывать умение отвечать на вопросы.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.10, Марцинкевич с. 9

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

2 неделя

08 – 12 октября

 Осенний вернисаж

 (ХЭР)

Тема:

Цели:

Литература:

3 неделя

15 – 19 октября

Если хочешь быть здоров (ФР)

Тема: «Гласный звук «а», буквы А, а»

Цели: дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква», учить выделять звук [а] из ряда гласных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой а.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.12

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

4 неделя

22 – 26 октября

Хлеб всему голова (РР)

Тема:

Цели:

Литература:

Ноябрь 2018 год

1 неделя

29 октября – 2 ноября

Моя Россия – моя страна  (СКР)

Тема: «Гласный звук «у», буквы У, у»

Цели: дать детям понятие о гласном звуке «У»; уточнить его артикуляцию; закрепить навыки четкого произношения звука «У»; учить выделять звук «У» из ряда гласных; познакомить с графическим обозначением звука «У»; познакомить с буквой У; научить соотносить звук и букву; развивать устойчивое внимание на занятии.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.15

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

2 неделя

6 – 9 ноября

Птицы (домашние) (РР)

Тема:

Цели:

Литература:

3 неделя

12 – 16 ноября

Домашние животные и их детёныши (ПР)

Тема: «Гласный звук «о», буквы О, о»

Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О, о; совершенствование умения выделять звуки в словах; проведение звукового и звукобуквенного анализа

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.19

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

4 неделя

19 – 23 ноября

Дикие животные и их детёныши (ПР)

Тема:

Цели:

Литература:

5 неделя

26 - 30 ноября

Мама, папа, я – спортивная семья (ФР)

Тема: «Согласный звук М (М’), буква М »

Цели: развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуками [М], [М'];

закрепление умения вычленять заданный звук в слове (начало слова, середина слова и конец слова); чтение слогов с договариванием до целого слова; развитие мелкой моторики; развитие внимания.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.22

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Декабрь 2018 года

1 неделя

3 – 7 декабря

Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает

(ПР)

Тема:

Цели:

Литература:

2 неделя

10 – 14 декабря

Зимующие птицы

(РР)

Тема: «Согласный звук С (С’), буква С»

Цели: определение звука в трёх позициях; сравнение на слух слов сама и сам; звуковой анализ слова; практическое знакомство с ударным гласным звуком.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.26

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

3 неделя

17 – 21

декабря

Творческая мастерская. Декоративно-прикладное искусство (ХЭР)

Тема:

Цели:

Литература:

4 неделя

24 – 29

декабря

Новый год (СКР)

Тема: «Звук Х (Х’), буква Х»

Цели: определение звука в трёх позициях; анализ буквы; определение слоговой структуры слов мох, муха. Составление одного-двух предложений со словами сухо, сыро.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.30

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Январь 2019 год

1 неделя

9 – 11 января

Зимние забавы (ФР)

Тема:

Цели:

Литература:

2 неделя

14 – 18 января

Одежда, обувь, головные уборы (РР)

Тема: Звук Ш, буква Ш»

Цели: развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуком [Ш];

закрепление умения вычленять заданный звук в слове (начало слова, середина слова и конец слова); чтение слогов с договариванием до целого слова; развитие мелкой моторики; развитие внимания.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.34

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

3неделя

21 – 25 января

Человек. Части тела (ФР)

Тема:

Цели:

Литература:

4 неделя

28 января – 01 февраля

Будь осторожен! Электроприборы

(ПР)

Тема: «Согласный звук Л (Л’), буква Л»

Цели: учить выделять на слух и дифференцировать звуки [л], [л’]; узнавать графический образ буквы Л; закреплять умение делить слова на слоги, находить ударный слог, составлять схемы слов и предложений; развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать любознательность, самостоятельность

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.39

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Февраль 2019 год

1 неделя

4 – 8 февраля

Животные севера и животные жарких стран (ПР)

Тема:

Цели:

Литература:

2 неделя

11 – 15 февраля

Все работы хороши (СКР)

Тема: Гласный звук Ы, буква Ы.

Цели: Знакомство  с гласным звуком [ы ], буквой ы; выполнять звуко-буквенный разбор слов, учить читать слоги и слова с буквой ы,

формировать навыки плавного чтения.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.45

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

3 неделя

18 – 22 февраля

Защитники Отечества

(СКР)

Тема:

Цели:

Литература:

4 неделя

26 февраля – 1 марта

Народная культура и традиции (ХЭР)

Тема: Согласный звук Н (Н’), буква Н.

Цели: закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках;

закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква»; познакомить с буквой «Н»;

 закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове; отработать навыки слогоделения и звукового анализа слов.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.48

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Март 2019 год

1 неделя

4 – 7

марта

Самые красивые, самые любимые (ХЭР)

Тема:

Цели:

Литература: 

2 неделя

11 – 15 марта

В окно повеяло весною

(РР)

Тема: «Звук Р (Р’), буква Р, р»

Цели: закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках;

закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква»; познакомить с буквой «Р»;

 закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове; отработать навыки слогоделения и звукового анализа слов

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.53

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

3 неделя

18 – 22 марта

Транспорт

(ПР)

Тема:

Цели:

Литература:

4 неделя

25 – 29 марта

Перелётные птицы (РР)

Тема: Обобщение пройденного. Гласные звуки: А, У, О, Ы; согласные звуки М (М’), С (С’), Х (Х’), Ш, Л (Л’), Н (Н’), Р (Р’)

Цели: анализ гласных и согласных звуков, развивать умение различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, знакомство с интонационным знаком в конце предложения, упражнять в чтении слогов по таблице и составлении слов.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.60

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Апрель 2019 год

1 неделя

1 – 5

апреля

В гостях у сказки

(РР)

Тема:

Цели:

Литература:

2 неделя

08 – 12 апреля

Космические просторы

(ФР)

Тема: «Звук К (К’), буква К»

Цели: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков К, К’; учить определять место звука в слове; познакомить с буквой К; закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове; отработать навыки слогоделения и звукового анализа слов.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.62

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

3 неделя

15 – 19 апреля

Обитатели рек, морей и океанов (ПР)

Тема:

Цели:

Литература:

4 неделя

22 – 26 апреля

Улица полна неожиданностей (ПР)

Тема: Закрепление звука К (К’), буквы К. Работа над предложением.

Цели: продолжать учить определять место звука в слове, продолжать учить дифференцировать твёрдый и мягкий звуки, проводить звуковой анализ слова, отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.69

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Май 2019 год

1 неделя

29 апреля – 3 мая

Цветочный хоровод

(ХЭР)

Тема:

Цели:

Литература:

2 неделя

6 – 10 мая

День победы! (СКР)

Тема: «Согласный звук П (П’), буква П»

Цели: создать условия для знакомства с парными (по твердости и мягкости) согласными звуками [п], [п'], и буквой П, обозначающей эти звуки на письме; развитие слухового и зрительного внимания, развитие фонематического восприятия

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.73

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

3 неделя

13 – 17 мая

Семья. Диагностика (РР)

Тема:

Цели:

Литература:

4 неделя

20 – 24 мая

В мире спортивных соревнований (ФР)

Тема: Закрепление звука П (П’), буквы П. Работа над предложением.

Цели: продолжать учить определять место звука в слове, продолжать учить дифференцировать твёрдый и мягкий звуки, проводить звуковой анализ слова, отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств.

Литература: Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» с.76

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

5 неделя

27 – 31 мая

Здравствуй, лето! (ХЭР)

Тема:

Цели:

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по обучению грамоте

Планирование занятий, деятельности вне занятий, работа с родителями....

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе

Перспективное планирование по обучению грамоте для воспитателей ДОУ...

Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе

Перспективное планирование по обучении грамоте в старшей группе...

перспективное планирование, предшкольное обучение грамоте в ДОУ

планирование к программе Радуга подготовительная группа...

Перспективное планирование по обучению грамоте в старшей и подготовительных группах

Перспективное планирование по обучению грамоте для старшей и подготовительных групп....

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ПМК "Учимся с Логошей"

Перспективно-календарное планирование по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на 2018-2019 учебный год...