Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной
деятельности по развитию речи
Тема: «Каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной»
Программное содержание
- Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета.
- Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности.
- Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.
Словарь: размалывать, крупа, пшеничная, пшенная, овсяная, рисовая, гречневая.
Грамота: учить составлять предложения, записывать их в виде схемы Словесный состав предложения: находить – находить место слова в предложении, составлять предложения по опорным словам.
Предварительная работа:
Напомнить содержание сказки «Колосок». Во время приема пищи обращать внимание детей на продукты, из которых сделано то или иное блюдо. Читать детям рассказы о хлебе, об урожае. Приготовить розетки с разными зернами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох. Попросить повара готовить на завтрак разные каши. Сделать шапочки мышат и петуха для игры – драматизации. Разучить и повторить стихи, пословицы.
Материал и оборудование: мешочек с зерном, разные крупы, розетки, каша из круп, шапочки для петушка и мышат.
Ход занятия
Воспитатель разложил на столах розетки с разными крупами. Рядом с ним ребенок в шапочке Петушка с мешочком зерен.
Воспитатель: Ребята. У нас в гостях Петушок. У него в мешочке зернышки разные все вместе лежат. Он просит ему помочь их разобрать и рассказать из каких зерен, что можно приготовить. Поможем петушку?
- Видишь, Петушок, зерна все уже разобраны по отдельности. Воспитатель показывает розетки с зернами. Просит рассказать Петушка о каждом зерне и подсказать, что из них можно приготовить.
Воспитатель: Рассмотрим их внимательно. Можете взять их в руки, попробовать на вкус, размять. Покажите нам с петушком пшеницу. Кто расскажет о ней: какие у нее цвет, форма, вкус и что из нее можно приготовить?
Заслушивает ответ. Дети могут дополнять. Таким образом дети действуют с каждым видом зерна. Далее воспитатель предлагает сравнить зерна риса и гороха, гречки и пшена.
Воспитатель: Овсяные хлопья, из которых вам варят вкусную кашу, - это не зерно, это продукт из овса. А вот овес – это зерно.
Золотист он усат, в ста карманах – сто ребят. Что это?
Дети – Колос.
Воспитатель - Все зерна собраны в колос. Посеешь одно зерно, а вырастет, сколько?
Дети – Много.
Воспитатель - Послушайте отрывок из стихотворения Н.Юсупова. «Голубь и пшеничное зерно». Расскажет его Лена.
Рано утром голубок прилетел на бугорок,
Видит – стебель не простой:
Длинный, длинный золотой.
На верху усатый колос.
Слышит голубь звонкий голос:
- Поскорей меня в гнездо свое возьми!
- Поскорей голодных деток накорми!
Детки зернышки клюют, клюют, клюют,
Дети песенку веселую поют:
- Слава тучи, что вспоила росток! – гули-гули!
- Слава солнцу, что спасло стебелек! – гули-гули!
- Слава полю, что созрел колосок! - гули-гули!
Воспитатель: Что можно приготовить из зерна?
Дети: – Разные каши.
Воспитатель - Дети, когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и у нас русских стала каша. «Каша – матушка наша», - говорили в народе. Вспомните пословицы о еде.
Ешь каши больше – проживешь дольше.
Кашу маслом не испортишь.
Хороша кашка - да мала чашка.
Густая каша семьи не разгонит.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи и др.
Воспитатель - Катя прочитай стихотворение З.Александровой
«Вкусная каша»
Каша из гречки, где варилась? – в печке.
Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела.
Кашу хвалила, на всех разделила…
Воспитатель - Ребята, наш повар Анна Григорьевна, сварила вам разные каши. Интересно, узнаете вы кашу по вкусу? Узнайте и расскажите.
Воспитатель вызывает по очереди детей, завязывает им глаза, дает пробовать кашу. Дети говорят какую кашу они едят и из какого зерна.
- А если размолоть зерно, что получится?
Дети – Мука.
Воспитатель - Что можно сделать из муки?
Ответы детей.
Воспитатель - Петушок, теперь ты знаешь, что делать из зерна. Можешь кашу варить, а можешь и пироги печь.
Петушок уходит и возвращается с пирогом. Выбегают мышата. Разыгрывается конец сказки «Колосок». Мышата уходят недовольные.
Воспитатель - Как сказка заканчивается? Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. Мышата работать не хотели, а только веселись. А мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть.
- Игра называется «Петушок и курочки».
- Петушок у нас есть, а вы все будете курочки. Вы играли в нее, когда были маленькими. Дети играют, повторяя ее 2-3 раза.
Воспитатель: Поиграем в другую игру. Игра: «Какая каша». Я буду называть зерна, а вы будете говорить, какая каша из них получается.
Рис – рисовая;
Пшено – пшенная;
Гречка – гречневая;
Овес – овсяная;
Кукуруза – кукурузная;
Горох – гороховая.
Теперь из этих слов составьте предложения.
- Моя любимая каша – рисовая. Сколько слов в предложении? Четыре. Запишем это предложение черточками, в виде схемы. Сколько слов в предложении – столько и черточек. Придумайте свое предложение и запишите его, как я. А мы все будем проверять, правильно ли оно записано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/01/picture-178952-1372658129.jpg)
"Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной"
Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета.Обога...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Познание", тема "Хлеб -всему голова".
Занятие « Хлеб всему голова»Цель: обобщить знания, полученные на занятиях модуля « Хлеб всему голова».Задачи: 1Активизировать знания детей. 2Учить использовать их в жизни и д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194074-1359790332.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Что летом родится, то зимой пригодится" (из опыта работы)
Стихотворение С.Михалкова "Булка", пальчиковая гимнастика "Хлеб", отгадывание загадок, лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, физминутка "Мы - шоферы"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194074-1359790332.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Цвети, земля!" (из опыта работы)
Загадки, физминутка "Мы цветы в саду сажаем ... , продуктивная деятельность (показ воспитателем рисования цветущей веточки вишни), чтение стихотворения М.Исаковского "Вишня"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-194074-1359790332.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Лучше нет родного края" (из опыта работы)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Лучше нет родного края" (из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-757391-1455693351.jpg)
"Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной""
Занятие для детей подготовительной группы: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной""...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/02/picture-1273811-1601635213.jpg)
Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной
Создание социальных условий развития детей в процессе ознакомления со свойствами злаковых и соевых культур.Задачи:1. Обеспечить условия развития п...