НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кумпан Светлана Владимировна

В этой работе дети учатся составлять рассказ о своей маме по схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему

«Самая родная мамочка моя!»

Цель: Формирование представлений детей о роли матери в жизни каждого человека.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение составлять рассказ по схеме, правильно строить предложения в рассказе о маме;

-учить проявлять заботу, внимание, желание помогать маме, радовать ее добрыми делами и поступками;

-  формировать эмоциональное отношение к сказке.

Развивающие: 

-развивать желание рассказывать о своих взаимоотношениях с мамой, делиться своими мыслями и чувствами к маме;

-развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, связную речь;

-упражнять в умении подбирать слова-определения.

Воспитательные: 

-воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и дорогому человеку – маме;

-воспитывать интерес к художественной литературе.

Интеграция образовательных областей: ЧХЛ, Социализация.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, пословиц и поговорок , заучивание стихотворений о маме; рисование «Моя мама»; рассматривание иллюстраций, картинок; беседы с детьми о маме, запись рассказов о маме для оформления стенгазеты; оформление стенгазеты с фотографиями и поздравлениями для мам, папки-передвижки «День Матери»; поделки к дню Матери; разучивание песен о маме.

Материалы и оборудование: рисунки детей «Моя мама», мяч, бумажные цветы, магнитная доска, запись музыки «Песенка Мамонтенка», «Мама».

Ход деятельности.

В группу заходит Лунтик. После приветствия - «Ребята, я теперь учусь в школе. Учительница задала  домашнее задание - составить рассказ о своей маме. А как его составлять я не знаю.»

Восп.: Ребята, мы можем помочь Лунтику? А как мы можем ему помочь?

Ответы детей.

Приглашаем Лунтика  садиться.

Негромко играет музыка «Песенка Мамонтенка».

Восп.:Ребята, послушайте, что это за песенка?

Ответ детей.

Восп.: А кто для вас мама?

Ответы детей.

Восп.: Давайте вспомним и расскажем Лунтику, как мы можем нежно и ласково обратиться к своей маме?

Дети: Мамочка, мамулечка, любимая мама и т.д.

Восп.: Да, очень много красивых слов можно сказать о маме. А давайте составим букет из добрых слов о маме.

Дети крепят к магнитной доске цветочки, называя слова о маме «Моя мама самая…» Приглашаем Лунтика к доске.

Восп.: Молодцы, ребята, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. Для каждого из вас ваша мама – самая красивая на свете. Посмотри, Лунтик, каких красивых мам нарисовали наши ребята. Давайте теперь научим Лунтика составлять рассказ о маме по нашей схеме.(Повесить схему составления рассказа. Проговорить все элементы схемы.)

Выслушиваются рассказы нескольких детей.

Восп.: Молодцы. Вот какие интересные рассказы у вас получились. Лунтик, тебе понравились рассказы  ребят? А теперь давайте немножко поиграем.

Дидактическая игра с мячом «Мамочка какая?»

Если мама задумалась – задумчивая

Если заботится о вас – заботливая

Если нарядилась к празднику – нарядная

Если ласково обращается с вами – ласковая

Если улыбается – улыбчивая

Если грустит – грустная

Если смеется – веселая

Если внимательно относится ко всем – внимательная

Если радуется жизни – жизнерадостная

Если желает добра – доброжелательная.

Лунтик благодарит детей за помощь и уходит писать рассказ о маме. Дети дарят ему схему составления рассказа.

Восп.: Мама нужна и важна для каждого. Я расскажу вам сказку «Сердце матери».

    Большая красавица-береза росла в лесу с тремя маленькими дочками березками. «Не бойтесь, дочки, своими раскидистыми ветвями я защищу вас от жары» - говорила мама Береза, когда палил зной . «Прижмитесь ко мне, дочки, чтобы ветер не обломал ваши веточки» - просила мама Береза, когда дул сильный ветер. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза  крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу.» В этот момент раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила ствол. Береза, помня о том, что она защищает дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она выстояла. Только когда гроза прошла, а над умытой землей засияло солнце, ствол березы покачнулся. Падая, она прошелестела дочкам: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» При падении ствол березы не задел ни одну из трех тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле них лежит заросший мхом и травой ствол, в котором бьется материнское сердце.

Вопросы детям:

Как мама Береза защищала своих дочек?

Почему она не упала, когда в нее ударила молния и ливень с ветром пытались ее повалить на землю?

Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

А дети должны заботиться о маме?

А что мы можем сделать для мамы? Как мы можем ей помочь?

Выслушиваются ответы .

Восп.: А вы слышали такое выражение- у мамы «золотые руки»? Это что они из золота сделаны? А что умеют делать эти руки? Видите, как много дел у ваших мам. Трудно мамам? А кто из вас помогает дома маме?

Восп.: Молодцы. А теперь давайте покажем , как мы помогаем мамам.

Динамическая пауза:(дети  выполняют движения по тексту)

Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Прополощем, отжимаем.

Подметаем все кругом,

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Восп.: Молодцы. Ребята, а чем мы с вами сегодня занимались? (Учили  Лунтика составлять рассказ о маме по схеме). Что мы для этого сделали? (Составили  и рассказали  рассказы о своих мамах). Молодцы, вы сегодня не только помогли Лунтику, но и много рассказали друг другу о своих мамах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...