Конспект НОД для детей средней группы с ТНР Лексическая тема: "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Гринь Анна Борисовна

В основе занятия лежит комплексно-игровой метод. Занятие включает игровые упражнения по теме "Семья" для детей 4-5 лет, направленные на развитие и расширение словаря по теме, формирование правильного использования в речи существительных в косвенных падежах.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД детей средней группы с ТНР

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА “СЕМЬЯ”.

 Цель:

 - формирование правильного употребления существительных в косвенных падежах.

 Задачи:

- расширение и активизация словаря, формировать понятие семья;  

-  учить правильному употреблению предлогов В, ИЗ

 - учить образовывать существительные с уменьшительно-  ласкательными суффиксами;  употреблять существительные в косвенном  падеже;

-  развивать мелкую моторику.

- воспитывать потребность в речевом общении.

 Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч, картинки “Что куда”.

 Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра «Назови ласково»

 Логопед предлагает назвать ласково своего соседа.

2. Игра «Угадайка» Давайте поиграем в игру, я буду описывать вам людей, а вы отгадывать, кто это.

- Добрая, красивая, терпеливая, весёлая, скромная, ласковая, нежная, заботливая. Кто это? мама.

- Добрый, строгий, сильный, отзывчивый. Кто это? Правильно, папа.

- Старенькая, добрая, ласковая, седая. Кто это? Правильно, бабушка.

- Старый, умный, строгий, добрый, весёлый, мудрый, седой. Кто это? Верно, это дедушка.

- Весёлая, задорная, красивая, старшая, младшая, маленькая, большая. Кто это? Правильно, это сестра.

- Сильный, слабый, большой, маленький, подвижный, умный, младший, старший. Кто это? брат.

- А как можно одним словом назвать этих людей? Это семья. Какой бывает семья?

3. Картинка «Семья» Беседа по картинке.

 С кем ты живешь?  Сколько человек в твоей семье?    Кто старше всех? Кто младше всех?

 Кто дети? Кто взрослые?

Вывод: Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.

3. Игра “Кто кем приходится?”

Кто девочка для мамы? (дочка)

 Кто мальчик для мамы? (сын)

 Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

 Кто мальчик для бабушки? (внук)

 Кто мама для бабушки? (дочь)

 Кто папа для бабушки? (сын)

 4. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – дедушка,

 Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папочка,

 Этот пальчик – мамочка,

 Этот пальчик – я.

 Это вся моя семья.

 5. Речевая зарядка.

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-ох! У-у-у-ух!

Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».

произнести предложение: «Мама, папа (брат) и я (вдох)—вот и вся моя семья!» (выдох).

6. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре  

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать;

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся наша семья!

(хлопки в ладоши)

(повороты в стороны с подниманием плеч)

(хлопки в ладоши)

(указательным пальцем пересчитывают)

7. Игра “Что куда”. (по картинам)

- Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила мяч? (в коробку)

 - Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)

 - Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? (из коробки)

 - Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила ложку? (в

 чашку)  - Где лежит ложка? (Ложка лежит в чашке.)

 - Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула ложку? (из

 чашки)

 - Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цветы? (в вазу)  - Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)

 - Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цветы? (из вазы)

 - Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (в домик)

 - Где сидит девочка? (Девочка сидит в доме.)

 - Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (из домика)

 - Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку? (в шкаф)

 - Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)

 - Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала мишку? (из шкафа)

ИТОГ:  Скажите ласковые слова о маме.