Звуки С и Сь
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Баутина Надежда Александровна

Учить детей слушать и различать речевые звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звуки С и Сь47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Конспект

непосредственно-образовательной деятельности  в старшей логопедической группе.

Разработан:

Надеждой Александровной Баутиной

учителем-дефектологом  ГБДОУ № 56

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Тема : Звуки «С»; «Сь»

Коррекционно-образовательные цели:

Продолжать учить  детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук  «С,Сь.»

Продолжать учить выделять звук « С,Сь» в начале, в середине, в конце  слов .

Продолжать учить анализировать звуковой ряд из трех элементов.

 Выделять  согласные  «С,Сь»  в слогах, словах,  предложениях

 Развивать фонематический слух : дифференцировать звуки по твёрдости - мягкости;

Обогащать словарь существительными, прилагательными,  на « С, Сь»;

 Учить подбирать антонимы;

 Учить согласовывать притяжательные местоимения ( мой, моя, моё, мои) с существительными;

Коррекционно-компенсирующие цели : развитие мелкой и общей моторики, развитие силы голоса, развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели:  формирование взаимопонимания, доброжилательности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование: профиль звука «С», зеркала, письмо с заданиями, волшебная шкатулка, картинки на « С, Сь», неваляшки (синего, зеленого цвета),звуковые пеналы, наборные полотна, компьютерная презентация по теме.

Ход занятия :

Логопед: Ребята, я хочу с вами поиграть. Игра называется «Отгадай слово»

1. - Садится тот, кто отгадает слово. Оно начинается на  звук «С» или «Сь».

заглянуло что в оконце? (солнце);

 что в обед нам всем нальют?( суп) ;

какие птицы прилетают к нам весной одни из первых? (скворцы)

какую птицу называют  белобока? (сорока);

ночная птица (сова);

число, следующее за числом шесть (семь);

 птица с жёлтой грудкой (синица);

Обращаю  внимание на посадку. Сядьте удобно, смотрите на меня, слушайте внимательно.

2. Повторение пройденного материала.

- Какой звук повторялся в словах? (солнце, суп, скворцы, сорока,  сова)

-«С»,  (Правильно)

- Какой звук повторялся в словах? (семь, синица)

-Повторялся звук  Сь. ( Правильно)

 Сегодня  мы будем учиться различать звуки С и Сь.

3.Уточнение артикуляции по профилю  Когда мы произносим звук « С» кончик языка находится за нижними зубками., а зубы почти сжаты между ними только узенькая щелочка, губы в улыбке.  Работа с зеркалами.

Изолированное произношение звука С (хором,  тихо – громко «С»)

Характеристика звука: «С» согласный, свистящий, глухой, твёрдый. Символ звука синий цвет.

У звука «С»  есть брат звук « Сь» –мягкий .

Изолированное произношение звука С (хором,  тихо – громко «Сь»)

Кто может дать характеристику звуку «сь»?  «Сь» согласный, свистящий, глухой, мягкий . Символ звука «Сь» зеленый цвет.

«Сь» согласный, глухой, мягкий.

4.Рифмушки: /четко произносим звук  «с»/

    ес-ес-ес - идём мы в лес;

    са-са-са - в лесу бегает лиса

    су-су-су - было холодно в лесу.

 5. Дидактическая игра «Светофор». Представляется слайд, дети должны назвать картинку, выделить первый звук , показать соответствующий сигнал светофора: «С» -синий сигнал, «Сь» - зеленый сигнал. Словарный материал: рысь, апельсин, санки, сапоги

 7.Играем пальчиками и развиваем речь.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Дети поочередно показывают пальца, одновременно правой и левой руки.

Этот пальчик большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик очень меткий:

Он срывает сливы  с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик – господинчик

В землю косточки сажает.

- Вспомните пожайлуста слова из стихотворения со звуком  «с».

8. Сюрпризный момент . Звучит музыка , на слайде появляется Совунья – героиня  мультфильма «Смешариков».

Здравствуйте, дети!  У меня к Вам просьба, помогите мне выполнить задания.  Не могу с ними справиться. Задания я Вам ночью положила на подоконник.

      Работа с картинками.

9. Игра «4 лишний». ( 3 на С и 1 на Сь)

10.Разложить в кармашки Неваляшек. Предметные картинки (сом , сова, сумка, апельсин, письмо, осень)

11.Убрать с доски со словами «мой, моя, мое, мои» ( согласование притяжательных местоимений с существительными)/ письмо, сок, сумка, свисток, носки/.

12.Физкультминутка. Координация речи с движением. Игра «Насос».

Слайд со спущенным колесом.

Дети, посмотрите,  спустило колесо. Накачаем его насосом – «с- с- с- -…» Дети имитируют движения насоса: « с-с-с-с-с ….»

13. Игра «Наоборот». Слова противоположные по значению на звук С : молодой – старый, трусливый – смелый, кислый – сладкий, мир – ссора, пасмурно – солнечно.

- Ура!

Все задания «Совуньи» вы  выполнили.

Слайд с совой .

– Спасибо ребята ! Полечу к своим друзьям. А вам на память  дарю свой портрет.

Логопед:

– Ребята, вам понравилось играть?  Где возникли трудности?  Что помогло справиться со всеми трудностями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...