Открытое занятие
презентация к уроку по математике (младшая группа)

Логинова Екатерина Викторовна

В рамках семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fokusy_s_lenoy_mebiusa.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №84"

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (МАДОУ № 84)

Конспект занятия

  в старшей группе

Тема: «Фокусы с лентой Мёбиуса»

                           

Нижнекамск, 2024

Тема: «Свойства  ленты Мебиуса»

Тип НОД: интегрированная.

Возрастная группа: старшая группа

Формы организации: фронтальная,  индивидуальная, подгрупповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая, конструктивная.  

Форма реализации детских видов деятельности: беседа, знаковое моделирование, игровые упражнения, интерактивная игра, решение математических задач,  дидактические игры,  решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение, сбор информации об изучаемом объекте, физ. минутка, рефлексия.

Цель образовательной деятельности: формирование учебных действий средством познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить с детьми  числовую последовательность от 0 до 10 количественный, порядковый  счет, названия цифр;
  • конкретизировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить понятия: плоскостные  геометрические фигуры;
  • продолжать учить решать  простые арифметические задачи  в стихах и воспроизводить их решение с помощью счетных палочек и знаков арифметических действий.

Развивающие: 

  • Развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, сенсорные способности, мелкую моторику рук, воображение, словарный запас, самостоятельность, предприимчивость, пространственные представления на плоскости, наглядно-образное мышление, внимание,  память, логику.
  • Способствовать развитию графических навыков, речи, рефлексивной деятельности, умению аргументировать свои высказывания.

    Воспитательные: 

  • Воспитывать самостоятельность, умение  понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, коллективно.
  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.
  • Формировать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать  умение учитывать мнение партнера. дружеские взаимоотношения.

Оборудование и материалы: Мольберт, магниты, коробка фокусника с лентами, ленты-мебиуса,  маркер,  человечек, ножницы, ТСО.

Демонстрационный материал:  лента Мебиуса,  лента –цилиндр.

Раздаточный материал: ленты Мебиуса, карточки с заданием,  красные карандаши, набор геометрических фигур.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный  момент

Воспитатель:

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам,

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро!» скажем мы вместе.

«Доброе утро!» и взрослые и дети.

Ведение в тему:

Воспитатель замечает коробку фокусника на столе.

-Ребята, посмотрите что это такое? Как думаете кто мог ее оставить (фокусник, клоун)

 - Давайте посмотрим, что внутри.

Воспитатель достает письмо фокусника:

«Дорогие ребята, я извиняюсь, что не могу присутствовать сейчас с Вами. Я очень сильно заболел и не могу показать Вам фокусы. Но я приготовил для Вас инструкцию по их выполнению и очень надеюсь, что вы справитесь. Но чтобы стать фокусником, нужно попасть в мою волшебную лабораторию, но я от нее потерял ключи, чтобы их найти, нужно выполнить задания. Надеюсь Вы справитесь. Задания внутри коробки».

- А сами вы хотели бы стать фокусниками? (ответы детей)

-Тогда нам нужно приступить к выполнению задания, чтобы найти ключ от лаборатории.

Основная часть

-Итак, чтобы найти ключи нам нужно выполнить следующее задание: решить задачу и выложить из кубиков следующий алгоритм: решение задачи, ответ, соответствующее ответу задачи количество предметов и точек.

I подгруппа

Три желтеньких утёнка гуляли во дворе.

Ещё четыре рядом плескались в ведре.

Посчитай утят скорей. Сколько будет желтеньких друзей?

II подгруппа

На дубе висело 10 желудей, вдруг подул ветер и пять желудей упало. Сколько желудей осталась висеть на дереве?

Дети по подгруппам выкладывают из коробок соответствующий алгоритм : решение задачи, ответ, соответствующее ответу количество предметов и точек.

_Молодцы, справились с задание. За это получаете детли пазла от ключа лаборатории. Теперь нужно объединиться всем вместе и собрать ключ, чтобы попасть в комнату фокусника.

Дети собирают все вместе пазл ключ.

- Ну вот мы и получили ключ в лабораторию фокусника, проходим в комнату волшебства.  

-Вы готовы творить волшебство? (да). Тогда занимаем свои места. (дети присаживаются за столы, одев красные шляпы волшебников)

ЛИСТ Мебиуса (знакомство с листом Мебиуса через проблемную ситуацию и исследовательскую деятельность детей и воспитателя)

Объяснение нового материала

- Что у меня в руках? (Дети: полоска, лента)

- Что произойдет если я ее склею? (воспитатель склеивает края ленты и получается кольцо-цилиндр) (предположения детей: кольцо, цилиндр)

- А теперь на это колечко мы посадим с вами человечка.

- Скажите,  если наш человечек побежит вот так, по середине нашего цилиндра, он попадет на противоположную строну, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)

- Давайте проверим вашу гипотезу. Предлагаю нарисовать дорожку по середине ленты  (1 ребенок маркером рисует  дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра  человечек не может попасть вместе с воспитателем закрепляют свойство цилиндра).  

Вывод: у цилиндра есть две стороны: внешняя и внутренняя.

- Молодцы, а сейчас отложим пока в сторону наш цилиндр.

- А теперь возьмем еще одну полоску и сделаем кое-что, поинтереснее. Склеим нашу ленту другим образом. (воспитатель склеивает ленту перекручиваю одну сторону и получается лист Мёбиуса)

Воспитатель демонстрирует ленту Мебиуса  и спрашивает

- На что это похоже? (варианты ответов детей)

- А в математике эту фигуру называют листом (лентой) – Мебиуса, в честь немецкого геометрика Августа Фердинанда Мёбиуса.

- Давайте, поставим на нее тоже нашего человечка и пусть он пойдет по нарисованной нами дорожке (выполняются те же действия, что и с цилиндром).

- Как вы считаете, попадет ли он на противоположную сторону, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения) 

1 ребенок маркером рисует  дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра  человечек может попасть

- Как вы считаете, почему наш человечек смог пройти путь и побывать на противоположной стороне? (предположения детей)

Вывод: У листа Мебиуса всего одна сторона (свойство листа Мебиуса)

- Итак, что мы можем сказать про цилиндр и про лист Мебийса? (воспитатель показывает цилиндр и сравнивает с листом Мебиуса) (ответы детей: у цилиндра - две стороны – внешняя и внутренняя,  а у Листа Мебиуса – одна сторона)

- Ну а теперь перейдем непосредственно к фокусу. Хотите? (да)

Физкультминутка

Мы можем весело шагать

По тропе волшебной.

На двух ногах скакат.ь

И на одной, наверное.

Руками весело махать,

Смотреть по сторонам,

С друзьями пробежать бегом

И отдохнуть потом.

- Если я, сейчас возьму ножницы и разрежу цилиндр по дорожке, как вы считаете, что произойдет (проблемная ситуация)? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель режет по дорожке цилиндра и у него получается 2 кольца (откладывает в сторонку и берет ленту Мебиуса)

-  А если я, сейчас возьму ножницы и разрежу ленту Мёбиуса по дорожке, как вы считаете, что произойдет? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель самостоятельно режет по дорожке лист Мебиуса, получился один лист Мебиуса, но перекрученный.

Воспитатель и дети еще раз закрепляют, что у цилиндра две стороны, а у листа Мёбиуса одна.

- Ну как вам понравился фокус?(да )

Словарная работа

- Если у него одна сторона, значит он какой? (односторонний)

- А у цилиндра две стороны, значит он какой? (двухсторонний)

- А хотите самостоятельно провести фокус с листом Мебиуса. (да)

- Я вам раздам листы Мебиуса и цилиндр домой, а вы своим родителям покажите следующий фокус: раскрасите любым цветом лист Мебиуса и цилиндр, не переворачивая их, а завтра расскажите мне, что у вас получилось. Договорились?  (дети выполняют действия)

(воспитатель достает из коробочки фокусника заготовки листа Мебиуса, цилиндры и раздает детям)

Воспитатель: Ребята, предлагаю склеить еще одну ленту Мёбиуса и разрезать не посередине, а по краю. Кто выскажет свое предположение, что у нас получится в итоге? (ответы детей)

Воспитатель: Разрежьте сначала бумажное кольцо, отступив немного от края. Что у нас получилось? (ответы детей)

-А теперь возьмите в руку ленту Мебиуса, перекрученную в 1 оборот. Разрезать посредине, мы уже пробовали. Давайте разрежем ленту вдоль на расстоянии 1/3 её ширины от края.

-Что это? Получилось ни одно длинное кольцо, а два, но – одно большое и сцепленное с ним маленькое. Опять чудеса? Да ещё и какие!

ИТОГ

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравились наши эксперименты? Посмотрите на нашу карту, и скажите, что нового вы для себя узнали? (ответы детей)

Воспитатель: И действительно: простая полоска бумаги, но перекрученная всего лишь раз и склеенная затем в кольцо, сразу же превращается в загадочную ленту Мебиуса и приобретает удивительные свойства. Такие свойства поверхностей и пространств изучает специальный раздел математики – ТОПОЛОГИЯ. Наука эта настолько сложная, что её в школе не проходят. Только в институтах (и то не во всех!). Но кто знает, вдруг вы станете со временем знаменитыми топологами и совершите не одно замечательное открытие. И быть может, какую-нибудь замысловатую поверхность назовут вашим именем. Позже мы с вами попробуем провести эксперименты из ленты перекрученной 2, 3, 4 раза и посмотрим, что же интересного у нас получится.

- Как вы считаете, вы можете удивить ваших близких, показав им опыт с лентой Мебиуса? (ответы детей)

- Ребята, вы все молодцы, замечательно потрудились. Все результаты нашего исследования я отправлю Фокуснику, чтобы он не переживал и быстрее выздоравливал. Мы будем ждать с ним встречи. А я с удовольствием сегодня присваиваю вам звание юного волшебника. И хочу вручить Вам медали за любознательность, но их вы выберите себе сами: если Вам все понравилось и у вас все получилось – возьмите себе медаль с зеленого подноса. Ну, а если Вам не понравилось экспериментировать с нами и у Вас ничего не получилось – возьмите медаль с синего подноса за то, что вы старались и все-таки, попробовали выполнить эти хитрые фокусы.

(Анализ выбора медалей)

Воспитатель: А сейчас, посмотрите, у нас появилось много обрезков бумаги и есть вот такие обычные бумажные конусы с нарисованными глазками, предлагаю вам собраться парами и нафантазировать сказочного героя, которого вы представите на выставке «Герой моих фантазий», и расскажите своим друзьям и родителям, с какой волшебной лентой мы сегодня познакомились.

(Самостоятельная продуктивная деятельность детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...