Открытое занятие
презентация к уроку по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №84"
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (МАДОУ № 84)
Конспект занятия
в старшей группе
Тема: «Фокусы с лентой Мёбиуса»
Нижнекамск, 2024
Тема: «Свойства ленты Мебиуса»
Тип НОД: интегрированная.
Возрастная группа: старшая группа
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая, конструктивная.
Форма реализации детских видов деятельности: беседа, знаковое моделирование, игровые упражнения, интерактивная игра, решение математических задач, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение, сбор информации об изучаемом объекте, физ. минутка, рефлексия.
Цель образовательной деятельности: формирование учебных действий средством познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить с детьми числовую последовательность от 0 до 10 количественный, порядковый счет, названия цифр;
- конкретизировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить понятия: плоскостные геометрические фигуры;
- продолжать учить решать простые арифметические задачи в стихах и воспроизводить их решение с помощью счетных палочек и знаков арифметических действий.
Развивающие:
- Развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, сенсорные способности, мелкую моторику рук, воображение, словарный запас, самостоятельность, предприимчивость, пространственные представления на плоскости, наглядно-образное мышление, внимание, память, логику.
- Способствовать развитию графических навыков, речи, рефлексивной деятельности, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, коллективно.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.
- Формировать коммуникативные навыки.
- Воспитывать умение учитывать мнение партнера. дружеские взаимоотношения.
Оборудование и материалы: Мольберт, магниты, коробка фокусника с лентами, ленты-мебиуса, маркер, человечек, ножницы, ТСО.
Демонстрационный материал: лента Мебиуса, лента –цилиндр.
Раздаточный материал: ленты Мебиуса, карточки с заданием, красные карандаши, набор геометрических фигур.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам,
И всем, кто живет на этой планете
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
«Доброе утро!» и взрослые и дети.
Ведение в тему:
Воспитатель замечает коробку фокусника на столе.
-Ребята, посмотрите что это такое? Как думаете кто мог ее оставить (фокусник, клоун)
- Давайте посмотрим, что внутри.
Воспитатель достает письмо фокусника:
«Дорогие ребята, я извиняюсь, что не могу присутствовать сейчас с Вами. Я очень сильно заболел и не могу показать Вам фокусы. Но я приготовил для Вас инструкцию по их выполнению и очень надеюсь, что вы справитесь. Но чтобы стать фокусником, нужно попасть в мою волшебную лабораторию, но я от нее потерял ключи, чтобы их найти, нужно выполнить задания. Надеюсь Вы справитесь. Задания внутри коробки».
- А сами вы хотели бы стать фокусниками? (ответы детей)
-Тогда нам нужно приступить к выполнению задания, чтобы найти ключ от лаборатории.
Основная часть
-Итак, чтобы найти ключи нам нужно выполнить следующее задание: решить задачу и выложить из кубиков следующий алгоритм: решение задачи, ответ, соответствующее ответу задачи количество предметов и точек.
I подгруппа
Три желтеньких утёнка гуляли во дворе.
Ещё четыре рядом плескались в ведре.
Посчитай утят скорей. Сколько будет желтеньких друзей?
II подгруппа
На дубе висело 10 желудей, вдруг подул ветер и пять желудей упало. Сколько желудей осталась висеть на дереве?
Дети по подгруппам выкладывают из коробок соответствующий алгоритм : решение задачи, ответ, соответствующее ответу количество предметов и точек.
_Молодцы, справились с задание. За это получаете детли пазла от ключа лаборатории. Теперь нужно объединиться всем вместе и собрать ключ, чтобы попасть в комнату фокусника.
Дети собирают все вместе пазл ключ.
- Ну вот мы и получили ключ в лабораторию фокусника, проходим в комнату волшебства.
-Вы готовы творить волшебство? (да). Тогда занимаем свои места. (дети присаживаются за столы, одев красные шляпы волшебников)
ЛИСТ Мебиуса (знакомство с листом Мебиуса через проблемную ситуацию и исследовательскую деятельность детей и воспитателя)
Объяснение нового материала
- Что у меня в руках? (Дети: полоска, лента)
- Что произойдет если я ее склею? (воспитатель склеивает края ленты и получается кольцо-цилиндр) (предположения детей: кольцо, цилиндр)
- А теперь на это колечко мы посадим с вами человечка.
- Скажите, если наш человечек побежит вот так, по середине нашего цилиндра, он попадет на противоположную строну, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)
- Давайте проверим вашу гипотезу. Предлагаю нарисовать дорожку по середине ленты (1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек не может попасть вместе с воспитателем закрепляют свойство цилиндра).
Вывод: у цилиндра есть две стороны: внешняя и внутренняя.
- Молодцы, а сейчас отложим пока в сторону наш цилиндр.
- А теперь возьмем еще одну полоску и сделаем кое-что, поинтереснее. Склеим нашу ленту другим образом. (воспитатель склеивает ленту перекручиваю одну сторону и получается лист Мёбиуса)
Воспитатель демонстрирует ленту Мебиуса и спрашивает
- На что это похоже? (варианты ответов детей)
- А в математике эту фигуру называют листом (лентой) – Мебиуса, в честь немецкого геометрика Августа Фердинанда Мёбиуса.
- Давайте, поставим на нее тоже нашего человечка и пусть он пойдет по нарисованной нами дорожке (выполняются те же действия, что и с цилиндром).
- Как вы считаете, попадет ли он на противоположную сторону, вот сюда? (воспитатель показывает направление бега человечка) (дети высказывают свои предположения)
1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку, дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек может попасть
- Как вы считаете, почему наш человечек смог пройти путь и побывать на противоположной стороне? (предположения детей)
Вывод: У листа Мебиуса всего одна сторона (свойство листа Мебиуса)
- Итак, что мы можем сказать про цилиндр и про лист Мебийса? (воспитатель показывает цилиндр и сравнивает с листом Мебиуса) (ответы детей: у цилиндра - две стороны – внешняя и внутренняя, а у Листа Мебиуса – одна сторона)
- Ну а теперь перейдем непосредственно к фокусу. Хотите? (да)
Физкультминутка
Мы можем весело шагать
По тропе волшебной.
На двух ногах скакат.ь
И на одной, наверное.
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам,
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом.
- Если я, сейчас возьму ножницы и разрежу цилиндр по дорожке, как вы считаете, что произойдет (проблемная ситуация)? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель режет по дорожке цилиндра и у него получается 2 кольца (откладывает в сторонку и берет ленту Мебиуса)
- А если я, сейчас возьму ножницы и разрежу ленту Мёбиуса по дорожке, как вы считаете, что произойдет? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель самостоятельно режет по дорожке лист Мебиуса, получился один лист Мебиуса, но перекрученный.
Воспитатель и дети еще раз закрепляют, что у цилиндра две стороны, а у листа Мёбиуса одна.
- Ну как вам понравился фокус?(да )
Словарная работа
- Если у него одна сторона, значит он какой? (односторонний)
- А у цилиндра две стороны, значит он какой? (двухсторонний)
- А хотите самостоятельно провести фокус с листом Мебиуса. (да)
- Я вам раздам листы Мебиуса и цилиндр домой, а вы своим родителям покажите следующий фокус: раскрасите любым цветом лист Мебиуса и цилиндр, не переворачивая их, а завтра расскажите мне, что у вас получилось. Договорились? (дети выполняют действия)
(воспитатель достает из коробочки фокусника заготовки листа Мебиуса, цилиндры и раздает детям)
Воспитатель: Ребята, предлагаю склеить еще одну ленту Мёбиуса и разрезать не посередине, а по краю. Кто выскажет свое предположение, что у нас получится в итоге? (ответы детей)
Воспитатель: Разрежьте сначала бумажное кольцо, отступив немного от края. Что у нас получилось? (ответы детей)
-А теперь возьмите в руку ленту Мебиуса, перекрученную в 1 оборот. Разрезать посредине, мы уже пробовали. Давайте разрежем ленту вдоль на расстоянии 1/3 её ширины от края.
-Что это? Получилось ни одно длинное кольцо, а два, но – одно большое и сцепленное с ним маленькое. Опять чудеса? Да ещё и какие!
ИТОГ
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравились наши эксперименты? Посмотрите на нашу карту, и скажите, что нового вы для себя узнали? (ответы детей)
Воспитатель: И действительно: простая полоска бумаги, но перекрученная всего лишь раз и склеенная затем в кольцо, сразу же превращается в загадочную ленту Мебиуса и приобретает удивительные свойства. Такие свойства поверхностей и пространств изучает специальный раздел математики – ТОПОЛОГИЯ. Наука эта настолько сложная, что её в школе не проходят. Только в институтах (и то не во всех!). Но кто знает, вдруг вы станете со временем знаменитыми топологами и совершите не одно замечательное открытие. И быть может, какую-нибудь замысловатую поверхность назовут вашим именем. Позже мы с вами попробуем провести эксперименты из ленты перекрученной 2, 3, 4 раза и посмотрим, что же интересного у нас получится.
- Как вы считаете, вы можете удивить ваших близких, показав им опыт с лентой Мебиуса? (ответы детей)
- Ребята, вы все молодцы, замечательно потрудились. Все результаты нашего исследования я отправлю Фокуснику, чтобы он не переживал и быстрее выздоравливал. Мы будем ждать с ним встречи. А я с удовольствием сегодня присваиваю вам звание юного волшебника. И хочу вручить Вам медали за любознательность, но их вы выберите себе сами: если Вам все понравилось и у вас все получилось – возьмите себе медаль с зеленого подноса. Ну, а если Вам не понравилось экспериментировать с нами и у Вас ничего не получилось – возьмите медаль с синего подноса за то, что вы старались и все-таки, попробовали выполнить эти хитрые фокусы.
(Анализ выбора медалей)
Воспитатель: А сейчас, посмотрите, у нас появилось много обрезков бумаги и есть вот такие обычные бумажные конусы с нарисованными глазками, предлагаю вам собраться парами и нафантазировать сказочного героя, которого вы представите на выставке «Герой моих фантазий», и расскажите своим друзьям и родителям, с какой волшебной лентой мы сегодня познакомились.
(Самостоятельная продуктивная деятельность детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...

Конспект открытого занятия открытого занятия по музыкальной деятельности с элементами театрализации «В гостях у сказки»
Формирование интереса к художественно-эстетическому творчеству....
