Конспект занятия в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Муковня Елена Сергеевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на закрепление и активизацию лексического запаса детей, развитие связной устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи детей подготовительной группы

«Зимние чудеса»

Тип занятия: подгрупповое

Цель

Расширить, закрепить и активизировать лексический запас детей по теме «Зима», способствовать развитию лексико-грамматических средств речи детей.

Развивающие задачи

Корригировать и развивать связную устную речь, речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику кистей рук, мыслительную деятельность.

Образовательные задачи

Расширять, закреплять и активизировать лексический запас; упражнять детей в образовании падежных форм существительных, в подборе прилагательных и в согласовании их с существительными в роде, числе, падеже, в образовании слов с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением; учить подбирать родственные слова, синонимы.

Воспитательные задачи

Воспитывать интерес к занятиям, умение работать в команде; воспитывать любовь и интерес к явлениям природы.

Здоровьесберегающие задачи

Способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе; учить соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.

Оборудование

Ширма; занавес со снежинками; игровое пособие «Зимняя полянка» (разборный домик с окнами-перевертышами: на оборотной стороне — картинки); дерево; лось, зайцы; прищепки, красивые снежинки на прищепках; снежинка из бумаги: на углах написаны задания, в центре — изображение Бабы Яги; кубик с написанными предлогами на гранях.

Ход занятия

Звучит музыка к песне «Три белых коня» (сл. А. Дербенева, муз. Е. Кры- латова). Игровое пособие закрыто ширмой. Дети входят в зал.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Что нужно сделать? Поздороваться и представиться. Но представиться не обычно, а в рифму.

Посмотрю на ваши лица...

С кем бы мне здесь подружиться?

Я — Елена Сергеевна,

Учу детей говорить уверенно.

А вы кто?

Дети

Я — Миша, стараюсь говорить потише.

  • Я — Константин — важный господин.
  • Я — Руслан — немножко хулиган.
  • Я — Артем, очень умный притом.
  • Я — Сережа, умный тоже.

Воспитатель. Ребята, как вы уже поняли, наше занятие сегодня будет очень необычным... Я открою вам тайну: оно даже будет немножко волшебным... Прямо сейчас я предлагаю вам разогреть ладошки, потерев их с силой друг о друга, закрыть ладошками глазки, и тогда случится чудо...

Кратковременный пальминг.

Дети закрывают глаза и 10—15 секунд удерживают ладони на глазах. Убрав ладони, несколько секунд держат глаза закрытыми.

В это время под музыкальное сопровождение ширма убирается, там — игровое пособие «Зимняя полянка», на заднем фоне — снежинки ни ниточках. Дети открывают глаза.

Воспитатель. Ребята, как я вам и обещала, — чудо произошло... Посмотрите: мы с вами волшебным образом оказались на зимней полянке. Зима уже заканчивается, но чудеса помогли нам вернуться в зиму. И чудеса помогут нам вспомнить все, что мы знаем о зиме. Зима — это самое волшебное

время года. Многие поэты, писатели и художники красиво рассказывают о зиме. Зима им представляется тихой красавицей, шаловливой озорницей, вьюжной проказницей, чудной чародейкой. А какой представляется зима вам? Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Какая зима?»

(Надо подобрать признаки к слову «зима».)

Дети. Холодная, снежная, ранняя, поздняя, злая, суровая, морозная, теплая, веселая, нарядная...

Воспитатель. Какие вы молодцы! Зима бывает еще и ветреная, когда дует очень сильный ветер. Как называется погода зимой, когда дует очень сильный ветер, поднимая снег?

Дети. Вьюга, метель, пурга, буран.

Воспитатель. Давайте и мы с вами поднимем метель.

Дыхательное упражнение «Снежинки»

(Сделать вдох, не поднимая плеч, и подуть на снежинки.)

Дети выполняют вместе с воспитателем.

Воспитатель. На нашей красивой полянке стоит очень необычный домик (домик без крьши, окон, двери). Что же в нем необычного?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Давайте построим предложения и скажем, чего нет в домике на лесной полянке. Каждое ваше предложение должно начинаться со слов «Домик без...».

Дети. Домик без крыши.

  • Домик без окон.
  • Домик без двери.

Воспитатель. Что же случилось? Почему сломался домик? Интересно, можно ли его починить?.. Ой, ребята, посмотрите: в домике лежит какая-то странная снежинка (берет в руки снежинку- письмо). Теперь-то мне все понятно... Для того чтобы наладить домик, нам надо выполнить задания коварной Бабы Яги. Давайте произнесем волшебную чистоговорку-заклинание: «Ом-ом-ом — мы построим снежный дом!»

Дети выполняют вместе с воспитателем.

Первое задание

Подобрать слова-родственники к слову «зима».

Дети. Зимушка, зимний, зимующие, зимует.

После выполнения задания первый ребенок прикрепляет к домику крышу.

1-й ребенок. Домик с крышей.

Второе задание

Составлять предложения по схемам с помощью кубика: на гранях написаны предлоги.

Воспитатель. Мы выполним задание Бабы Яги, а поможет нам в этом волшебный кубик. Итак, смелее кубик кидайте, предлоги выбирайте, предложения составляйте!

После выполнения задания второй ребенок прикрепляет к домику дверь.

2-й ребенок. Домик с дверью.

Воспитатель.. Непростые задания дала нам хитрая Баба Яга. Давайте немножко отдохнем и выполним зрительную гимнастику.

Гимнастика для глаз «Зайка»

Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал,

Каждый взглядом увидал.

Зайка — вправо, зайка — влево...

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайка спрятался от нас.

Прячут зайку, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое.

Открывать не надо глаз.

Закрывают глаза на несколько секунд.

 Третье задание

Чтобы окна у дома

появились,

Нужно, чтоб ребятки

потрудились.

Воспитатель.. Домик белый и волшебный: если слова попадают в белый дом. они становятся белыми. Два слова превратятся в одно слово, и начало звучит: бело-. Например: у березы белый ствол, значит, она белоствольная. (Воспитатель  переворачивает на доме картинку с березой, и появляется окно.)

По аналогии переворачиваются картинки: белобородый Дед Мороз, белогривый конь, белоухий щенок.

3-й ребенок. Домик с окнами.

Воспитатель. А вот и еще одно задание от Бабы Яги: «Порадуйте, ребятки, бабушку: расскажите сказку». Думаю, что и это задание нам с вами нипочем. Пусть в нашей сказке будут три персонажа — два зайчика и мудрый лось. А поможет нам таблица с изображением больших и маленьких частей тела зайчика.

В роли зайцев и лося выступают дети. Воспитатель направляет рассказ детей при помощи таблицы, на которой изображены части тела зайца в увеличительной пропорции (ушки — уши — ушищи и т.д.).

Воспитатель. Однажды зимой на белую снежную поляну прискакали два белых зайца и поздоровались друг с другом.

  • 1-й заяц. Привет, зайчик!
  • 2-й заяц. Привет, зайчик!
  • 1-й заяц. Заяц, какие у тебя длинные уши!
  • 2-й заяц. У меня не уши, а ушищи!
  • 1-й заяц Заяц, какие у тебя красивые глаза!
  • 2-й заяц. У меня не глаза, а глазищи!

И далее обыгрываются по плану-таблице нос, усы., лапы, хвост.

Воспитатель. Тут на белую снежную поляну вышел мудрый лось, он услышал, как хвастается заяц, и очень удивился.

Лось. Какой же ты, зайчик, хвастунишка! Ты же маленький. У тебя не ушищи, а ушки, не глазищи, а глазки...

И далее обыгрываются по плану- таблице нос, усы, лапы, хвост.

Воспитатель. Стало бедному зайчику стыдно, и он решил, что больше никогда не будет хвастаться. Ребята, а почему зайчику стало стыдно?

Ответы детей.

Воспитатель. Сегодня мы с вами очень хорошо потрудились на нашем волшебном занятии. Вам понравилось занятие? Настроение какое? Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

Ответы детей.

Воспитатель. Подарите хорошее настроение гостям (дети сдувают «хорошее настроение» с ладошек). Мне тоже очень понравилось, как вы работали на занятии. За вашу хорошую работу я хочу совершить еще одно волшебство. Загляните в наш волшебный белый дом — в нем для вас лежит сюрприз.

Дети открывают крышу и достают забавные снежинки на прищепках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...