Конспект НОД ПО ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Викторина "Умники и умницы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               ГБОУ Школа лицей №1420

                     Дошкольное отделение, корпус №6

    Конспект НОД по окружающему миру и развитию речи

                                           в старшей группе

                                                      Составила и провела Щелокова О.А.

                                       Москва  2015

 Программное содержание:

  • Закреплять умение сопоставлять название животного и его движение.
  • Закреплять знания о последовательности времён года и дней недели.
  • Закреплять знания детей о жанрах живописи, видах росписи и смешивании  цветов.
  • Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать самостоятельность, умение работать в коллективе.
  • Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Словарная работа: Упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; учить подбирать к словам определения и слова, обозначающее действие. Продолжать учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. Продолжать учить образовывать новые слова, путём прибавления приставок или окончаний.

Материал к занятию: игровое поле, цветные карточки, конверты с заданиями, чёрный ящик, иллюстрации с изображением 1 воздушного шара, воздушных шаров,1  мака, маков, 1 швейной иглы и игл,1  медведя и медведей; иллюстрации с изображением действий людей, иллюстрации с различными животными и птицами, с изображением времён года и дней недели; пейзажи, портреты и натюрморты, образцы дымковской, хохломской и городецкой росписи; предметные картинки  с изображением лимона, клубники, огурца, апельсина, мороженого, гвоздики, шоколада и поросёнка; семена и изображения 2-х деревьев с разной корневой системой.

Методические приёмы: игровой, вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы, напоминания, указания, художественное слово, рассматривание иллюстраций.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье».

Форма организации: Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Минута вхождения в день. (Проводится под фонограмму музыки "Улыбка"). Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо  улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами. Улыбнитесь друг другу.

Ребята, я сегодня предлагаю поиграть в игру «Умники и умницы». Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Вам нужно будет взять карточку со стола.  Дети, у которых карточки будут одинакового цвета, будут членами одной команды. Подойдите и выберите себе карточку. С правой стороны садитесь те, у кого карточки красного цвета, а с левой – синего.

Перед вами таблица, состоящая из четырёх блоков. В каждом блоке – 4 задания.

Красный блок содержит задания на смекалку.

Зелёный блок называется «Окружающий мир».

Голубой блок включает в себя задания, связанные с миром искусства.

Жёлтый – задания и игры со словами.

Каждая команда по очереди будет выбирать задание и выполнять его. Если команда не справится, у другой команды будет возможность им помочь. Итак, приступим!

Жёлтый блок.

  • «Как сказать правильно?»

Вам необходимо закончить фразы:

  • Подушка мягкая, а скамейка …(жёсткая)

Пластилин мягкий, а камень…(твёрдый)

  • Ручей мелкий, а речка….(глубокая)

Ягоды смородины мелкие, а клубники….( крупные)

  • Кашу варят густую, а суп…(жидкий)

Лес густой, а иногда….(редкий)

  • После дождя земля сырая, а в солнечную погоду…(сухая)

Покупаем картофель сырой, а едим…(варёный)

  • Купили свежий хлеб, а на другой день он стал…(чёрствый)

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой…(солёные)
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет…(грязный)

  • «Один – много»

   Перед детьми картинки: шар и шары. Это…шар, а это…шары. Здесь много…(шаров). Какие шары?  (Красные, синие, зелёные). Как одним словом сказать, что шары разных цветов? (Разноцветные.)
Это мак, а это…(маки). В букете много…(маков). Какие они? (Красные). 
Кто здесь нарисован? (мишка), а это…(мишки).  Здесь много…(мишек).
Какие иглы вы знаете? (Игла у ежа, ёлки, сосны, лиственницы). Чем они похожи? (Все иглы острые). Как называются иглы у ёлки? (Еловые). Как называются иглы у сосны? (Сосновые). Чем отличаются иглы ёлки и сосны? Какие иглы длинней? (Сосновые).А чем отличаются иглы у ёлки и лиственницы? (Еловые иглы твёрдые, жёсткие, а лиственницы мягкие). Какие иглы ещё вы знаете? (Швейные.) Что можно сказать про швейную иглу, какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.) Что делают швейной иглой? Что шьют швейной иглой? Что ещё можно делать швейной иглой? (Вышивать, зашивать, подшивать, штопать).
Назовите предметы, которые вы видите. Это…(игла), это…(иглы), много чего? (игл).

  • «Скажи наоборот»

Я назову вам слова, ваша задача назвать противоположное слово.
Одеть – раздеть, спускаться – подниматься, надевать – снимать, работать – отдыхать, отъезжать – подъезжать, съезжать – въезжать, стоять – идти, смеяться – плакать, взлетать – садиться, открывать – закрывать, входить – выходить, сидеть – лежать, улетать – прилетать, радоваться – печалиться, приходить – уходить, хвалить – ругать, подплывать – отплывать, привозить – увозить, мириться – ссориться, терять – находить, продавать – покупать, улыбаться – хмуриться, терять – находить.

  • «Добавь слог»

Скажите со слогом «на» в начале слова: кормить…..(накормить), резать…(нарезать), поить…., лить…, учить…, тереть…, бросать…, рисовать…, писать…, смешить…, строение…, оборот…, бор…, дя…., стя….
Добавьте слог «на, но, ны» в конце слова: царская коро( на), спелые мандари (ны), большое ок (но), высокая сте____, тёплые шта__, мальная пе__, глубокие карма___, интересное ки___, плетёная корзи___, толстое брев___, сочные апельси___, старая воро____.
Красный блок.

  • «Вопросы шутки»
  • На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.
    — У тебя, — говорит первая ворона, — лапки в грязи.
    — А у тебя, — отвечает вторая, — клюв в земле. Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг  друга видят? (они смотрят друг на друга).
  • Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится, курочка или петушок? (утёнок).
  • Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (под мокрым).
  • Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (нужно подождать, пока она не улетит).
  • «Угадай»
  • Какой напиток можно получить готовым от четвероногого, травоядного, домашнего животного? (молоко).
  • Что можно сделать полезного для человека из кирпича, извести, глины. Дерева и соломы? (здание).
  • В погребе живёт домашнее животное, четвероногое, хищное (кошка).
  • В погребе живёт четвероногое, дикое, всеядное животное. (Мышь).
  • Как назвать травоядное, четвероногое, домашнее животное с бородой. (Козёл).
  • Знаешь ли ты животное без ног, которое быстро передвигается? (Змея).
  • «Чёрный ящик»

Перед вами 2 растения. Оба небольшого размера, но у одного короткие корни, а у другого корни длиной 15 метров. Откуда могут быть эти растения?

  • «Чёрный ящик»

В нём находится то, что может спать долго, спать до тех пор, пока не появится свет, тепло и вода (семена).
            
Зелёный блок «Окружающий мир».

  • «Разложи по порядку»  времена года, дни недели.
  • «Четвёртый лишний»

Жираф, кенгуру, зебра, лев.
Это кенгуру, так  как
  живёт в Австралии, а остальные в Африке.
Это лев, так как он хищник, а остальные травоядные.
Утконос, крокодил, черепаха, бегемот.
Это бегемот, так как остальные откладывают яйца.
Это утконос, он из Австралии.
Сорока, гусь, индюк, курица.
Это сорока, так как она не домашняя птица.
Это гусь, так как он водоплавающий.
Собака, кошка, свинья, корова, белка.
Это белка, так как она не домашнее животное.
Это собака с кошкой, так как они на картинке вдвоём, а остальные животные по одному.

  • «Кто знает, тот отвечает»
  • Что общего у белого медведя и гуся?
  • Почему белые медведи не едят пингвинов?
  • Что общего у северного оленя и верблюда?
  • Вы оказались в таком месте земного шара, где полгода день и полгода ночь. Где вы оказались?
  • «Кто как двигается?»

Найдите на рисунке животных, которые одинаково движутся и назовите их движения (лягушка и кузнечик прыгают, воробей и ласточка летают, сороконожка и змея ползают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру скачут).
Голубой блок «Мир искусства»

  • «Назовите жанры живописи».

Дети должны отгадать название жанра .
Если видим на картине 
Фрукты и цветы в корзине 
Или вкусный-вкусный торт... 
Значит это - НАТЮРМОРТ! 
Если видим на картине 
Речку, поле, берег в тине, 
Лес, дорогу, домик наш... 
Перед нами сам ПЕЙЗАЖ! 
Если видим на картине 
Маму, папу, тетю Зину, 
Это вовсе не секрет! 
Перед нами их ПОРТРЕТ!

  • «Помоги художнику нарисовать портрет, пейзаж и натюрморт». Для этого назови в каждой рамочке смысловые пары.
  • «Назови виды росписи»

(Дымковская, хохломская, городецкая, филимоновская). Нужно подобрать изображения этих видов росписи.

  • «Реши примеры»

Волшебник решил превратить предметы в краски и смешать эти краски, чтобы получились новые цвета. Догадайся, какие цвета у него получились, и подбери ответ к примеру.

После выполнения всех заданий подводятся итоги и награждаются победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста "В лес за грибами"

познакомить детей с грибами (подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, белый гриб, мухомор), учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи по теме "Одежда"

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Беседа с Каркушей о птицах"

Данный конспект предназначен для провежения занятия по ознакомлению с окружающтим миром и развитию речи во второй младшей группе. Занятие содержит сюрпризный момент, игровую ситуацию, художественное с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с задержкой психического развития "Фрукты"

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (для детей 5-6 лет с ЗПР)...