Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ушакова Ирина Владимировна

развитие лексико - грамматических категорий по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_-_grammatika.docx368.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

подгруппового занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме «Зима»

у детей 6 лет с ОНР III уровень

  1. Тема занятия. «Повторение изученного материала по теме «Зима».
  2. Возрастная группа. Подготовительная группа с ОНР 3 уровень.
  3. Цели занятия. Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Развитие лексико – грамматических категорий: образование существительных с уменьшительно –ласкательным суффиксом, образование существительных множественного числа в родительном падеже, согласование существительных с числительными. Закрепить понятие «слог». Совершенствование навыка анализа предложений. Развивать память, внимание, мышление, связную речь.
  4. Методы и методические приёмы, используемые на занятии. Словесные: беседа-разговор; наглядные: демонстрация; словесные, познавательные игры; загадки; сюрпризный момент.
  5. Материалы и оборудование. Иллюстрации, схема предложения, мяч.
  6. Организация детей на занятии. подгруппа.
  7. Предварительная работа. Изучение составления схем предложения; отгадывание рифмованных загадок; разучивание физкультминуток, игровых упражнений, словесных, дидактических игр.
  8. План занятия.

          1.Орг.момент.

  • Загадки.

          2.Повторение изученного материала:

  • Игра с мячом: «Назови ласково»
  • Игра с мячом: «Один - много»
  • Игра с мячом:  «Один - пять».

          3. Физкультминутка.

  • Игра с мячом: «Зима какая?»
  • Словесная игра: «Телеграф».
  • Упражнение: «Составь предложение, схему»
  • Игра: «Доскажи словечко»

         4. Итог занятия.

  1. Продолжительность занятия. 30 минут.

Ход занятия:

Организационный момент.

Отгадывание загадок:

Логопед: Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте. О каком времени года говорится.

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла …(Зима).

***

Невидимкой, осторожно,

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на стекле.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!  (Мороз)

***

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

***

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.  (Снежинка)

***

Белая морковка

Зимой растёт.  (Сосулька)

***

Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла.

Но от весеннего тепла

Скала осела, потекла.  (Сугроб)

Ответы детей: Зима, мороз, снег, снежинка, сосулька, сугроб.

Повторение пройденного материала.

Игра с мячом: «Назови ласково»

Логопед: Я вам буду кидать мяч и называть слово, а вы мне обратно и это же слово называть ласково.

Снежинка – снежиночка,

Мороз – морозец,

Ветер – ветерок,

Льдина – льдинка,

Зима – зимушка,

Метель – метелица,

Санки – саночки,

Снеговик – снеговичок.

Игра с мячом: «Один - много»

Снег – снегов, много снега,

Лёд – льдов, много льда,

Узор – узоров,

Снежинка – снежинок,

Снеговик – снеговиков,

Санки – санок,

Буря – бурь,

Лыжи – лыж,

Холод – холодов,

Снегирь - снегирей.

Игра с мячом:  «Один - пять».

Одна зимняя ночь, две зимние ночи, пять зимних ночей.

Одна синяя варежка, две синие варежки, пять  синих варежек.

Один холодный день, два холодных дня, пять холодных дней.

Одна тёплая шуба, две тёплые шубы, пять тёплых шуб.

Один пуховой платок, два пуховых платка, пять пуховых платков.

Одно меховое пальто, два меховых пальто, пять меховых пальто.


Физкультминутка.

«Мороз»

Ой, сердит мороз!

Ветки снегом занес.

Хватает за нос.

Щиплет до слез.

Ребятишки не испугаются

И на лыжах, И на саночках катаются,

Над морозом сердитым  - потешаются.

Качают головой, взявшись за нее руками.

Взмахивают кистями рук.

Хватают себя за нос.

Щиплют себя за щеки.

Грозят пальчиком.

«Едут на лыжах». «Едут на санках».

Прыгают, одновременно хлопая в ладоши.

Логопед: Давайте вспомним «зима какая?»

Ответы детей: Холодная, ветреная, снежная, хрустальная, белая, ледяная, морозная.

«А снег какой?»

Ответы детей: Белый, мягкий, лёгкий, пушистый, холодный, блестящий, падающий.

- А у кого любимое время года, зима? Сейчас мы придумаем слова на зимнюю тему.

Словесная игра: «Телеграф».

Деление слов на слоги, выделение ударного слога.

Зи-ма, снег, сне-жин-ки, мо-роз, вью-га, зи-муш-ка, сне-го-вик, со-суль-ка, суг-роб, ме-тель, хо-лод.

Логопед: Назовите самое короткое слово?

Ответы детей: Снег.

 Логопед: Назовите самое длинное слово?

Ответы детей: Снежинки, зимушка, сосулька.

Логопед: А кто придумает предложение с одним из придуманных слов?

Упражнение: «Составь предложение, схему».

Дети составляют предложение о зиме.

Дети слепили снеговика.

Тихо падают лёгкие снежинки.

Мальчики играют в снежки.

Логопед: Молодцы! Какие предложения придумали. Вспомните первое предложение: «Дети слепили снеговика», составим схему этого предложения.

\______       _______      _______  .

Логопед: Сколько слов в этом предложении?

Ответы детей: 3.

Логопед: Назовите первое слово.

Ответы детей: Дети

Логопед: Назовите  второе слово.

Ответы детей: Слепили

Логопед: Назовите третье слово.

Ответы детей: Снеговика

Логопед: Что поставим в конце?

Ответы детей:  точку.

Логопед: Всегда ли в конце предложения ставится точка?

Ответы детей: Нет - ставится !?

Логопед: Произнесите предложение, как восклицание, как вопрос.

Ответы детей: Дети слепили снеговика!

                         Дети слепили снеговика?

Логопед: Угадайте, что ещё я для вас придумала?

Игра: «Доскажи словечко»

Логопед читает загадки.

Зимой люди ходят в …(шапках, шубах).

Зима приносит…(снегопады, морозы).

Вода замёрзла на…(реках, озёрах).

Я люблю кататься зимой на…(санках).

 Итог занятия.

Логопед: Ребята, давайте вспомним чем сегодня занимались, о чём говорили, что было интересно делать.

Приложение:

Дидактическая игра «Назови ласково»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

image002                                                            image002

                 Снежинка                                                               Снежиночка

image002                                            image002

 

                   Снеговик                                                               Снеговичок

image002                                     image002

                   Санки                                                                     Саночки

                                 

                                               

   Льдина                                                                                    Льдинка

Дидактическая игра «Один – много»

Образование существительных множественного числа

image002                                               

              Снежинка                                                             Снежинки

                           

image002                                               image002image002

               Снеговик                                                                        Снеговики

       1         Безымянный 

                 Лыжа                                                                                   Лыжи

image002                  image002image002

               Снегирь                                                                        Снегири

                             

               Льдина                                                                            Льдины  

       

image002

image002                                   image002

       

             Санки                                                                               Санки

                                     

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....