НОД по развитию речи "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Якутина Елена Вячеславовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_posuda.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в  средней группе. Интегрированная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Тема  «ПОСУДА».

Воспитатель детского сада № 27

Красногвардейского района

Якунина Елена Вячеславовна

      Цель: Познакомить детей с разнообразием и назначением посуды.

      Задачи: 1.Понятие «посуда», рассматривание и сравнение предметов.

                       2.Развивать внимание, воображение, речь , память;

                  3.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;

            4.Поддерживать интерес к изделиям русских мастеров, изготовлению предметов посуды из различных материалов: глины, стекла, дерева, металла, пластмассы и бумаги. Декоративная посуда «Гжель» и « Хохлома».

Оборудование: презентация Power Point, ноутбук, проектор, посуда, игрушки, плакаты «Гжель», «Хохлома», детские песенки композитора В.Шаинского.

  Ход занятия:    Дети входят в группу под музыку В Шаинского «Антошка».      Приветствие. Дети садятся полукругом.

        1.Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»: «Скачет сито по   полям, а корыто по лугам…»

- Что случилось с бабушкой Федорой в сказке? Правильно, от нее убежала вся посуда.

- Вспомните почему это произошло? Да, бабушка Федора не чистила посуду, не   хранила ее в порядке. Надо беречь посуду, мыть, ухаживать за ней, трудиться.

Слайд 1.

         2. Дети, а как вы думаете, когда появилась первая посуда? Правильно, очень давно.  У вас есть бабушки, дедушки. Они тоже были маленькими девочками и мальчиками. Давно. Это было раньше. У них тоже была посуда. Давайте выясним какие предметы относятся к посуде, что называют посудой.

    -  Посмотрите, что стоит на столе? Назовите эти предметы. Это стакан, банка, кастрюля, ваза. Давайте рассмотрим эту посуду - какие части, цвет, форма.

Слайд 2

*  Это стакан. У стакана есть стенки, донышко, края. По цвету- прозрачный. Сделан из стекла. Донышко круглое. Стакан большой. Для чего он нужен? Налить и пить разные напитки: чай, молоко, сок, кисель, кефир, компот.

Слайд 3

*  Это банка. У банки есть стенки, донышко круглое, края толстые. Банка прозрачная, сделана из стекла, закрыта крышкой. Почему? Чтобы хранить продукты: крупу, соль, сахар, чай, кофе, муку, творог; всё, что можно насыпать, налить, положить в банку.

Слайд 4

*  Кастрюля широкая, у неё тоже есть стенки, круглое донышко, крышка, а ещё ручки. Эта кастрюля также сделана из стекла, она прозрачная. Что можно приготовить в кастрюле? Сварить суп, кашу, овощи, компот.

Слайд 5

*  Ваза из стекла выше, чем кастрюля. У вазы есть стенки, донышко, края. А вот здесь более узкая часть- горлышко, что можно поставить- цветы. Зачем? Для украшения.

ВЫВОД: Посуда- это предметы для украшения дома, а ещё-  для приёма, хранения и приготовления пищи. Мы рассмотрели посуду из стекла - стеклянную посуду.

3.Из каких ещё материалов можно сделать посуду? И для чего она нужна?

-Посмотрите на столе рядом с салфетками – стаканчики из бумаги и пластмассы. Для холодных и тёплых напитков. Бумажные и пластмассовые стаканчики для салфеток.

-Посмотрите в уголке природы туесок- баночка из бересты. Береста- это кора берёзы. Где растут берёзы? В лесу. Что мы собираем в лесу? Грибы, ягоды. Что можно положить в туесок– ягоды. Берестяной  туесок- баночка из бересты для ягод.

-Ваза на окне для веток. Ваза сделана из дерева- деревянная ваза.   Украшение.

-Поищите в кукольном уголке на плите кастрюлю из металла. Металлическая кастрюля для игры  «приготовим куклам обед».

-Посмотрите на столе- горшок из глины, глиняный горшочек. Вслушайтесь, я сказала  «горшочек»- значит  маленький, небольшой. Давайте предметы посуды, которые вы нашли и принесли из разных уголков группы назовём ласково.

 Дидактическое упражнение «Назови ласково»(игра с мячом: лови- бросай- отвечай).

  • Стакан – стаканчик, банка- баночка, ваза- вазочка, кастрюля- кастрюлька и другие предметы посуды, ложка- ложечка, тарелка- тарелочка. Вот и славно.

ВЫВОД: Вот какая разная бывает посуда. И вся посуда может быть изготовлена из различных материалов: из стекла, дерева, глины, металла, пластмассы, бумаги.

ФИЗМИНУТКА – загадка «чайник»

  • Я пыхчу, пыхчу, пыхчу – маршируем,
  • Больше греться не хочу – повороты туловища,
  • Крышка громко зазвенела – прыжки,
  • Прейте чай, вода вскипела – приседания.  Что это?

- Дети, вы не знаете, какая посуда появилась первой? Кто её делал? Я вам сейчас расскажу.

Слайд 6

4.Рассказ воспитателя. Первую посуду люди лепили из глины вручную. Помните, мы лепили мисочку для козлика? Нам было трудно, но мы старались, украшали.. На Руси мастера делали деревянную посуду: горшки, миски, ложки, вазы… Сначала делали из дерева, потом из металла. Размеры горшков и ложек были разными: большие и маленькие. Отличались они и по внешней отделке. Более нарядные подавали на праздничный стол, такую посуду расписывали красками, украшали. Это декоративная посуда. ( Во время рассказа показывать детям предметы деревянной и металлической посуды, простой и расписной.)

* Игра  «Наведём порядок»: три полотенца- гжель, хохлома, льняное.

-Давайте разберём посуду на столе- наведём порядок.

-Назовите посуду, которую мы берём каждый день. Белые керамические тарелки, глубокая и мелкая, чашка и блюдце – это повседневная посуда, поставьте её на простое льняное полотенце.

-А на праздничный стол? Хохлома и Гжель. ( хохлома- стакан, миска, сахарница,  конфетница,  ваза;   гжель- бокал, миска, ваза, чайник )

- Из чего сделана? Хохлома из дерева, а гжель из глины. ( Дети трогают, гладят ).

-  Чем украшена?  Растительный узор ( травка, цветочки, ягодки ).

- Сколько цветных красок мы видим? Три цвета, три краски.

- Мальчики подойдите к плакату «Хохлома», а девочки поищите « Гжель»!

Дети читают знакомые стихотворения:

                         *Деревянная резная расписная хохлома,

                           Удивительной посудой- вот чем славится она!

                          *Неужели, неужели в вашем доме нету гжели?

                            Чашка гжели голубая о зиме напомнит вдруг,

                            На лугу холодном тает, не растает синий луг!

    5.Воспитатель собирает детей вместе и спрашивает: «Дети, где мы можем   увидеть красивую, старинную посуду?» В музее. Хорошо!

       Воспитатель читает стихотворение Л.Парамоновой:

                           *Ты знаешь, какая бывает посуда

                             И как без неё нам приходится худо?

                             Попробуй поесть без тарелки и ложки…

                             Без миски никак не накормишь и кошки!

                             Кофейники, чайники, чашки, стаканы-

                             О них вспоминаем мы утречком рано;

                             Кастрюли, салатницы, вилки, ножи…

                             Всегда всю посуду в порядке держи!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Что нового узнали? Что запомнили? Что понравилось?        

Вы сегодня старались и узнали много интересного о посуде. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...