"Развитие речи детей раннего возраста"
материал по развитию речи на тему

Материал по развитию речи в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atest_rabota.docx124.15 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……….…………………………………………………………….……..3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развитие речи детей раннего возраста ……………………………………...….………………..……..……..……5

1.1. Характеристика детей раннего возраста……………………………..………..5

1.2.  Особенности  развития речи детей раннего возраста....................................13

1.3.  Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста…16

Выводы по  главе………………………………………………………………...…20

Глава 2. Эмпирическое исследование развития речи детей раннего возраста средствами дидактической игры …………………………………..22

2.1. Изучение  развития речи у детей раннего возраста…………………….…22

2.2. Формирующий эксперимент.......................................................................24

2.3.Контрольный эксперимент………………………………..……...………….29

Выводы по  главе…………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………..………..……..….……..33

Список литературы………………….…………….……….…………….……..35

Приложение………………………………………………………………………38

Введение

Актуальность работы определяется тем, что проблема развития речи в раннем возрасте в настоящее время стоит очень остро, практика показывает, что своевременно развивающийся ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. И, поскольку речь, является ведущим процессом психического развития детей, то, эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Поэтому очень важно во время распознать наличие проблем в развитие речи малыша, запаздывание ее развития. И самое главное правильно провести   работу, направленную на развитие речи детей раннего возраста с целью достижения максимального результата.

Данной проблемой занимались такие авторы, как Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Карабанова О.А., Лидерс А.Г. и др.

Цель исследованияизучение эффективных методов и приемов работы по развитию речи  детей раннего возраста через дидактические игры.

Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.

Предмет исследования: методы и  формы организации  по развитию речи детей раннего возраста через дидактические игры.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выявление психолого-педагогических и методических условий по развитию речи детей раннего возраста.

3. Разработка и внедрение методов и приёмов работы по развитию речи детей раннего возраста.

4. Определение эффективности использования методов и приёмов работы по  развитию речи детей раннего возраста.

        Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная нами программа, состоящая из серии дидактических игр, будет способствовать развитию речи у детей раннего возраста.

Методы исследования:

        1. Теоретический анализ литературы, 2. наблюдение, 3.педагогический эксперимент, 4.беседа.

        Исследование проводилось на базе –– г. Павлово   д/с № 4 «Чебурашка».

Выборка исследования: 20 детей в возрасте 2-3 лет.

        Теоретическая значимость работы состоит в том, что были рассмотрены основные вопросы  по проблеме  развития речи детей раннего возраста с учётом имеющихся данных в современной литературе.

Практическая значимость работы определяется  возможностью использования полученных в исследование данных в практической деятельности педагогов, психологов.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развитие речи детей раннего возраста

  1. Характеристика детей раннего возраста

Ранний возраст - это этап быстрого формирования всех свойственных индивиду психофизиологических процессов. Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Изучением этого периода занимались отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выгостский, Л.Н. Галигузова, С.Ю.  Т.Д. Марцинковская, Мещерякова, В. С.   Мухина, Д.Б. Эльконин  и др. 

Раннее детство (от 1 - 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.

Рассмотрим познавательное развитие. Детям  открывается возможность увидеть мир своими глазами, где каждая вещь что-то означает и для чего-то предназначена. Дети проводят различия между людьми, которые занимают определенное место в его жизни («чужие» и «свои»); осваивают собственное имя; формируют представление о «территории» собственного «я» (все то, что дети относят к себе, о чем смогут сказать «мое»). Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление, происходит переход к наглядно-образной форме мышления.

Развитие произвольности. Действуя с вещами, дети осваивают их физические свойства, учатся управлять их перемещением в пространстве, начинают координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном, в ответ на указания взрослого) [1].

Социальная ситуация развития детей раннего периода: дети раннего возраста становятся более самостоятельными в познании окружающего мира и начинают использовать взрослого человека, как средство для общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства  взрослого и ребенка.

Обухова Л.Ф отмечает, что социальная ситуация развития в раннем периоде - это ситуация совместной деятельности  взрослого с ребенком на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок - предмет - взрослый [31, с.42]

Основными достижениями раннего периода, которые определяют развитие психики детей, являются: овладение ходьбой, речью, развитие предметной деятельности. Ведущая деятельность – это предметно-манипулятивная.

Дети усваивают функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребятишек развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым ребёнок  начинает себя сравнивать.

Во-вторых, развитие  способов и средств ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — это игра и продуктивные виды деятельности (рисование,  конструирование, лепка) [40, с.43].

Овладение ходьбой – это возможность ребёнка оторваться от взрослого. Ребёнок раннего возраста из пассивного превращается в активного. У него  совершенствуются движения, расширяется кругозор, идет интенсивное развитие эмоциональной (узнает новое) и волевой сферы (преодолевает препятствия). Так, например:  ребёнок залезает под стул: 1 -й раз ребёнок ударяется, а затем уже не делает этого. Из этого следует, что не нужно сдерживать ползанье и ходьбу детей.

В раннем периоде речь малышей развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи у детей идет по двум направлениям:
• совершенствуется понимание детьми речи взрослых людей;

• формируется собственная активная речь детей.

Рассмотрим особенности развития речи в раннем периоде. Развитие речи ребятишек связано не только непосредственно с общением со взрослыми людьми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. У детей раннего возраста формируется активная речь, она становится средством общения со взрослыми и ровесниками.

У детей раннего периода развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Также формируется регулирующая функция речи, когда малыши подчиняются инструкции взрослого человека, выполняя его требования.  У ребёнка появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

У малышей формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого человека, что обогащает опыт ребятишек, в том числе социальный. Особенно на третьем году жизни  у детей активно возрастает речевая активность. Речь  детей раннего возраста становится основным средством общения [6, с.77].

К двум годам ребёнок  может играть в элементарные  тематические и логические игры, они способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. В этом возрасте у малышей достаточно развита оперативная память, дети не забывают цель, которая была поставлена несколько минут назад.

Основное же направление развития высших психических функций  малышей этого впериода можно обозначить как начало вербализации познавательных процесса, их опосредствования речью и приобретения познавательными процессами произвольного характера.

Со второго года жизни детей в связи с овладением простейшим орудийным действием меняется их восприятие. Получив возможность и научившись действовать одним предметом на другой, дети раннего периода  оказываются способными к предвидению динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, а также взаимодействий между предметами (например, предвидение возможности протащить шарик через отверстие, переместить один предмет при помощи другого.).

На третьем году жизни дети могут различать такие простые формы, как овал, круг, квадрат, прямоугольник, многоугольник, треугольник, а также все основные цвета спектра: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый [27, с.78].

Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания детьми окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет дети раннего возраста пользуются различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению.

 От полутора до двух лет у детей  появляется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также путем догадки (инсайта), т. е. внезапного непосредственного усмотрения решения возникшей проблемы. Это становится возможным, как полагает автор Ж. Пиаже, благодаря внутренней координации сенсомоторных схем и интериоризации действия, т. е. его переносу из внешнего во внутренний план [33,с.42].

К концу раннего периода у детей складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач. Главную роль в совершенствовании всех этих способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение у детей памяти, мышления, речи, а также движений. Само восприятие под влиянием этих функций тоже развивается.

Полуторагодовалый  малыш умеет прогнозировать и указывать направление движения, место расположения знакомых ему предметов, решать в сенсомоторном плане простейшие задачи, которые  связанны с преодолением препятствий на пути к желанной цели. После полуторагодовалого возраста у детей формируется реакция выбора объектов по наиболее  простым и ярким признакам, и  прежде всего по форме.

На протяжении раннего периода  у детей происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, оно отличается тем, что действия с материальными предметами заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. 

Автор Р.С. Немов отмечает, что способность у детей решать задачи в уме несколько отстает в этом возрасте от развития способности решать задачи в практическом плане. Вначале обобщения, которые лежат в основе формирования понятий, производятся без пользования словом и проявляются в практике как перенос предметного действия с одних объектов и ситуаций на другие, отличающиеся от тех, где соответствующее действие исходно было образовано [28, с.80].

На этой стадии дети  могут абстрагировать и выделять  цвет и форму предмета. При решении задачи группировки предметов по их признакам ребёнок раннего возраста  в первую очередь ориентируются на размер и цвет предметов. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие  несущественные и существенные признаки: зрительные, осязательные, слуховые. В возрасте в 2,5 лет предметы уже классифицируются малышами по каким-либо существенным признакам, им присущим. В качестве таких признаков детьми раннего возраста последовательно выделяются и используются цвет, форма и величина предмета.

Мухина В.С. указывает, что отличительной чертой поведения детей раннего возраста является то, что они действуют, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент  желаний и чувств. Эти чувства и желания вызываются непосредственным окружением детей, тем, что попадается им на глаза. Поэтому их поведение зависит от внешних обстоятельств. Ребёнка очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь.

Так, если, например, малыш заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить - дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять. Но уже в начале раннего периода в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать  желания и чувства, которые  связанны с предметами, о которых дети помнят, хотя и не видят их перед собой на данный момент [26, c.140].

Г.А. Кураев указывает, что развитие эмоциональной сферы ребятишек зависит прежде всего от характера общения  малыша со взрослыми людьми и сверстниками. В общении с близкими людьми, которые помогают малышу познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо эмоционального тепла, малыши  ждут от взрослого человека участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение  столовых приборов или строительство башни из кубиков [20,с.67].

Общение с другими ребятишками в раннем периоде обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника дети ощущают беспокойство, они могут прервать занятия и броситься под защиту своей матери.

В возрасте около 18-20 месяцев у малышей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, ребёнок стремится больше играть с другим партнёром. На третьем году ребенок уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати.

Дети  раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходят из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Они эгоцентричны. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию детей, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми людьми.

Н. Ньюкомб отмечает, что последние 6 месяцев 2-го года жизни- это время, когда у малышей начинает формироваться самосознание, способность осознавать собственные качества, состояния и возможности. Одним из важных индикаторов появления самосознания в 2-летнем возрасте является узнавание самого себя в зеркале [29, c.229].

Узнавание себя – это простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда дети называют себя - сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Маша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «Я». Более того, у детей появляется и первичная самооценка -это осознание не только своего «Я», но того, что «Я хороший», «Я очень хороший», «Я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов, оно основывается на потребности детей в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка детей всегда максимально завышена.

К трем годам у ребёнка  развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые люди придают им привлекательность в глазах малыша, пробуждают в детях желание заслужить похвалу и  признание [11, с.16].

Кризис трех лет -это  граница между ранним и дошкольным детством – это один из наиболее трудных моментов в жизни детей. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых людей, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Симптомы кризиса трех лет описан учёным Л.С. Выготским, он  назвал его кризисом отношений. Изменение позиции детей, возрастание их самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. И если  новые отношения с ребенком не складываются, самостоятельность постоянно ограничивается, его инициатива не поощряется, то у малыша возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками) [9, с.85].

Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса детей трех лет. Первая из них - это негативизм. Дети дают негативную реакцию не на само действие, которое они отказываются выполнять, а на требование или просьбу взрослого человека. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: дети игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушны. Основной мотив действия - это сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.

Конечно, негативизм – это кризисное явление, оно должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более  стабильных и сложных мотивов, является главным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса трех лет — это упрямство. Это реакция детей, которые настаивают на чем-то не потому, что им этого очень хочется, а потому, что они требуют, чтобы с его мнением считались.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого человека, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: дети хотят все делать и решать сами. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям детей раннего возраста и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми людьми [10, с.79].

У некоторых малышей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте -бунте. В семье с единственным малышом может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими  взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, не имеющим почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Кризис у детей проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний малыш может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную взрослым не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам). Все эти явления свидетельствуют о том, что у детей изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Они психологически отделяются от близких взрослых.

Л. И. Божович отмечает, что причины кризиса трех лет у детей кроются в столкновении (внутри) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» [6, с.82].

Таким образом, в раннем детстве дети активно познают мир окружающих их предметов, вместе со взрослыми осваивают способы действий с ними. Их  ведущая деятельность – это предметно-манипулятивная. К трем годам у детей появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта - «Я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение детей начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую они погружены, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка.

  1. Особенности  развития речи детей раннего возраста

Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи [1].

Речь – это ведущий процесс психического развития детей. Эмоциональность малыша, его интересы, потребности, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего периода связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь  детей раннего возраста развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свою мысль, желание, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песенки [22, с.26].

Дети  рождаются с такими унаследованными качествами мозга, которые дают им возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие их люди. Но для того, чтобы ребёнок  заговорил, ему важно слышать речь взрослых людей, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у значимых взрослых.

Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни.

В 12-14 месяцев у  ребёнка появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «ляля», «няня»,  и т.д. В течение второго года, если с малышом  разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит много слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи детей может быть до 250 - 300 слов.

Бывают случаи, когда ребёнок начинает говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с малышом или взрослые люди пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами [22, с.30].

Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых людей и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи детей, подражая им в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослому человеку нужно произносить слова нормально, правильно. Дети раннего возраста, перенимая хорошую речь, скоро овладеют хорошим, правильным произношением.

Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства [23, с.58].

Взрослые обеспечивают ребенку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком взрослый побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи (обмену информацией, мнениями, планированию индивидуальной и совместной деятельности, обсуждению событий, общих дел и т.п.) в процессе общения ребенка с другими детьми [1].

Таким образом, на основании проанализированной литературы  можно сделать вывод, что речь – это ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.

        Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка, составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников [1].

1.3. Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста

Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания [1].

Ф. Фребель считал, что процесс игры - это  проявление и выявление того, что изначально заложено в людях божеством. Через игру дети, по мнению Ф. Фребеля, познают божественное начало, законы мироздания и самого себя.

Ф. Фребель придает игре очень важное  воспитательное значение: игра развивает детей  физически, обогащает их мышление, речь, воображение; игра является активной деятельностью для дошкольного возраста. Значит, Фребель считал основной воспитания детей в детском саду -игру.

Важный интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой. Е. И. Она рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста [39, с.34].

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение,  систематизацию и углубление представлений дошкольников об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней дети отражают окружающюю действительность, выявляют свои знания, делятся ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей дошкольного возраста. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача.

 Многократно участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они оперируют. Решая умственную задачу в игре, дошкольники раннего возраста упражняются в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам [25, с.82].

В дидактических играх перед ребёнком ставятся те или иные задачи, решение которых требует внимания, сосредоточенности, умственного усилия, умения преодолеть трудности, осмыслить правила, последовательность действий. Они содействуют развитию у ребёнка  восприятий и ощущений, усвоению знаний, формированию представлений. Эти игры дают возможность обучать ребятишек разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных  практических и умственных задач. В этом состоит их развивающая роль.

А.В.Запорожец, рассматривая роль дидактической игры, отмечает, что нужно добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных  умений и знаний, но и способствовала бы общему развитию детей, служила формированию их способностей [5, с.12].

Прежде чем приступить к систематическим занятиям по развитию речи, педагог подбирает для детей материал. Нужно помнить, что речевые занятия имеют свою специфику, и поэтому, какие бы действия педагог не производил с предметами, что бы ни показывал ребятишкам, основное внимание он должен сосредоточить на своей собственной речи и речи детей.

Игры с сюжетными игрушками.

         Игры с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (легковая и грузовая машины, поезд, самолет и др.), оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.

С куклой дети учатся выполнять различные действия. Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками, что в процессе улучшает речь ребенка.

В играх, цель которых – развивать понимание названий предметов и действий, можно давать несколько больше слов, чем на занятиях, проводимых с целью развития активной речи.

Очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь.

Игры с использованием литературных текстов.

Художественное слово сопутствует ребенку уже с первых месяцев его жизни. В течении второго года жизни у детей интенсивно развивается понимание речи окружающих и собственная речь. Слушая стихотворение, потешку, сказку, ребенок становится способным не только почувствовать их ритм, уловит рифму,  но и понимать несложное содержание, а также повторять слова, звукосочетания, воспроизводить движения в соответствии с текстом [16, с.22].

Читая стихи, потешки, сказки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает подражать их звукосочетаниям и словам текста, содействуя таким путем развитию их собственной речи.

Игры и занятия с использованием картинок.

С конца первого года, а тем более на втором году с помощью картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает названия предметов, действий, качеств, постепенно  начинает сам активно называть изображенное, отвечать на вопросы.

Использование картинки для развития речи имеет даже некоторые преимущества перед игрушкой. Дети, рассматривая картинку, охотно говорят, в то время как игрушкой им прежде всего хочется поиграть, а не рассказать о ней.

Очень важно, чтобы содержание картинок побуждало малышей, только еще овладевающих речью, говорить.

Игры с предметами.

Прежде всего, развивается мелкая моторика рук и способность производить с предметами целесообразные действия, например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и т.д. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер, малыш приучается контролировать движения рук зрением.

Если взрослые сопровождают действия ребенка словом – обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь.

Игры со строительным материалом.

Занятия со строительным материалом имеют большую ценность. В основном, эти игры развивают мелкую моторику и сенсорный опыт воспитанников детского сада. При словесном руководстве со стороны воспитателя на этих занятиях обогащается речь детей.

Выводы по  главе

  1. Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

2. Социальная ситуация развития детей раннего детства: это ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство для общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого.

3. В раннем детстве дети активно познают мир окружающих их предметов, вместе со взрослыми осваивают способы действий с ними. Их  ведущая деятельность – это предметно-манипулятивная. К трем годам у детей появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта - «Я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение детей начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую они погружены, но и отношениями с другими людьми. Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка.

4. Речь – это ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.

5. Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение,  систематизацию и углубление представлений дошкольников об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей детей.

В дидактических играх перед ребёнком ставятся те или иные задачи, решение которых требует внимания, сосредоточенности, умственного усилия, умения преодолеть трудности, осмыслить правила, последовательность действий. Они содействуют развитию у ребёнка  восприятий и ощущений, усвоению знаний, формированию представлений. Эти игры дают возможность обучать ребятишек разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных  практических и умственных задач. В этом состоит их развивающая роль.

Глава 2. Эмпирическое исследование развития речи детей раннего возраста средствами дидактической игры

2.1. Изучение  развития речи у детей раннего возраста

В проводимом экспериментальном исследовании приняли участие 10 родителей  имеющих детей  в возрасте 2-3 лет из них 6 девочек и 4 мальчика.

               Цель констатирующего эксперимента: изучить уровень развития речи у детей раннего возраста.

        Методика «Обследование развития речи детей»

Задание № 1 «Исследования грамматического строя речи».

1. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за.

Инструкция: положи мячик в коробку, на стол, под стол и т.п.

Оценка: 3 балла - правильное и точное выполнение;

2 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;

1 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;

0 баллов - не выполнение.

Задание № 2 «Исследования словаря и навыков словообразования»

Инструкция: у кошки - котенок, а у…

Козы, собаки, волка, курицы, утки, свиньи, лисы, коровы, льва, овцы. Оценка: 3 балла - правильный ответ;

2 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

1 балла - неверно образованная форма;

0 баллов - невыполнение.

Задание №3 «Исследования связной речи»

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Возможно использование какой - либо другой последовательности из 4 - 5 картинок. Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.

Оценка: 3 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

  1. баллов - невыполнение задания даже при наличии помощи.

На основании  пяти заданий  было  выявлено 3 уровня  развития речи  у детей:

0-3 –низкий уровень развития речи;

4-7- средний уровень развития речи;

8-9-высокий уровень развития речи.

        На начальном этапе мы провели методику  «Обследование развития речи» среди детей раннего возраста.

        Результаты, представленные в таблице 1и рисунке 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Обследование развития речи детей»

№ п/п

Уровни

Абсолютное число

В %

1

высокий

1  человек

10 %

2

средний

3  человек

30%

3

низкий

6  человек

60 %

Рис 1- Результаты исследований  по методике «Обследование развития речи»

             Таким образом, по методике «Обследование развития речи» мы получили, что у 10% детей отмечается высокий уровень развития речи, у  30% детей отмечается средний уровень развития речи, у  60% детей отмечается низкий уровень развития речи.

        Следовательно, мы получили, что основной процент детей (60%)  имеют низкий уровень развития речи,  следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию  речи у детей раннего  возраста.

2.2. Формирующий эксперимент

        Цель: разработать и апробировать систему занятий по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста.

        Задачи:

  1. выявить основные пути и методы по работе с детьми;
  2. развивать речь  детей раннего  дошкольного возраста;
  3. формировать культуру общения;
  4. воспитывать у детей интерес к занятиям.

Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Воспитатель использовала в речи правильность, точность, логичность, чистоту, выразительность. 

В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.

На занятиях и вне их с детьми разучивались небольшие потешки, скороговорки, загадывали детям загадки. Читая наизусть, загадывая загадку, дети  совершенствуют навыки правильной речи, образность речи.

Мы разработали  программу занятий, состоящую из серии дидактических игр, направленную  на развитие речи детей раннего возраста.

        Данная  программа   включает дидактические  игры,  подобранных  с  учетом   уровня развития детей, их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей.

         Программа состоит из пяти занятий. Время проведения 30 минут. Частота групповых встреч 1 раз в неделю.    

        Цель программы: развитие речи  у детей раннего возраста.

  Примеры игровых занятий:

Занятие 1.

Дидактическая игра «Нелепицы»

Цель:  развитие речи, умение  рассуждать.

 Материал: картинки, карандаши цветные.

Ход упражнения

 Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 5 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны сказать, что нарисовано неверно и почему.

Занятие 2.

Дидактическая игра  «Какие бывают иголки»

Цель: развитие речи, дать детям представление о многозначном слове «игла».

Материал: стулья.

Ход упражнения

- Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

- Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

- Что ж ты, еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

- Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

- Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)».

- У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

- Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

Занятие 3.

Дидактическая игра «Лунтик»

Цель:  развитие речи, умение отвечать на вопросы.

Материал: стулья.

Ход упражнения

Подготовка:  воспитатель просит детей представить, что он прилетел с другой планеты и всё видит в первый раз. Пусть дети помогут ему понять, что его окружает, для чего служат те или иные предметы и т д.

Содержание:  воспитатель   спрашивает детей о назначение предметов, о привычках и образе жизни землян, побуждает детей к развёрнутому рассказу: «Что это такое? Для чего это нужно? Из чего сделано? и т п. В ходе игры можно затрагивать разные темы, оперировать понятиями, связанными со временем, с пространственной ориентацией.

Занятие 4.

Дидактическая игра «В гостях у лесника»

Цель: развивать речь, развивать интерес к занятию.

Материал: не требуется.

Ход упражнения

- Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).

- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

- Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:

- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя...; на ушках...; хвостик у тебя...; ты умеешь... и очень любишь...

Занятие 5.

Дидактическая игра «Что вы видите вокруг?»

Цель: развивать речь, уточнить представления детей о названии предметов.

Материал: стулья.

Ход упражнения

- Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

- Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

- Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»?

- У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».)

        Детям было очень интересно, они занимались с удовольствием, проявляли большую любознательность и активность.

Родители, тоже принимали активное участие на занятиях по темам развития речи своих детей.  Были организованы специальные родительские консультации и собрания на темы: развития речи детей раннего возраста, здесь воспитатель знакомил родителей со своими методами работы с детьми, стараясь как можно реже говорить родителям такие слова, как «вы обязаны», «вы должны», заменяя их словами «целесообразно», «желательно», «лучше для вашего ребенка».

Цель воспитателя состояла – довести до сознания родителей важность формирования у ребёнка правильной речи и необходимость специальных занятий. Для этого важно было добиться, чтобы родителям самим захотелось участвовать в этой работе в дошкольном учреждении и дома, не навязчиво расширить их сознание по содержанию  развития речи детей.

Одной из методических находок стал выпуск информационной газеты «Домашняя игротека», где давались практические рекомендации по работе с детьми дома, предлагались разнообразные игровые упражнения по развитию речи детей.  

Родителям было рекомендована  специальная литература: книги и журнальные статьи в журналах «Няня», «Дошкольное воспитание», «Мой кроха», и другие.

        

2.3.Контрольный эксперимент

        Цель: проверить эффективность разработанной программы.

        На третьем этапе мы повторно провели методику  «Обследование развития речи» среди детей раннего возраста.

        Результаты, представленные в таблице 2 и рисунке 2.

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Обследование развития речи детей»

№ п/п

Уровни

Абсолютное число

В %

1

высокий

5  человек

50 %

2

средний

4  человек

40%

3

низкий

1  человек

10 %

Рис 2- Результаты исследований  по методике «Обследование развития речи»

             

        Таким образом, по методике «Обследование развития речи» мы получили, что у 50% детей раннего возраста отмечается высокий уровень развития речи, у  40% детей раннего возраста отмечается средний уровень развития речи, у  10% детей раннего возраста отмечается низкий уровень развития речи.

        Следовательно, мы получили, что основной процент детей (50%)  имеют высокий уровень развития речи,  следовательно, программа занятий, состоящая из дидактических игр по развитию  речи у детей раннего  возраста оказалась эффективной.

        Был проведён сравнительный анализ с помощью применения t - критерия Стьюдента (для зависимых выборок) у  детей до и после проведения программы по  методике «Обследование развития речи».

Таблица 3

Сравнительный анализ развития речи у детей до и после проведения программы (по методике «Обследование развития речи»)

Показатели

До

 программы

коррекции

После

программы

коррекции

Р - уровень

М

среднее

g

стандарт

отклонение

М

среднее

g

стандарт

отклонение

Развитие речи

3,9

2,4

7,1

1,7

р ≤ 0,01

        

        С помощью применения t - критерия Стьюдента, были обнаружены достоверные различия  до и после проведения программы по методике «Обследование развития речи» по следующему фактору: развитие речи ( t=6,7; р≤0,01).

Выводы по  главе

1. В проводимом экспериментальном исследовании приняли участие 10 родителей  имеющих детей  в возрасте 2-3 лет из них 6 девочек и 4 мальчиков.

2. По методике «Обследование развития речи» мы получили, что у 10% детей отмечается высокий уровень развития речи, у  30% детей отмечается средний уровень развития речи, у  60% детей отмечается низкий уровень развития речи.

        Следовательно, мы получили, что основной процент детей (60%)  имеют низкий уровень развития речи,  следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию  речи у детей раннего  возраста.

3. На втором  этапе мы разработали программу, направленную на развитие речи у детей раннего возраста.

        Данная  программа  состоит  из серии  специально  подобранных  дидактических игр,  подобранных  с  учетом   уровня развития детей, их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей.

        Программа состоит из пяти НОД. Время проведения 30 минут. Частота групповых встреч 1 раз в неделю.    

4. На третьем этапе мы повторно провели диагностику детей  раннего дошкольного возраста по той же методике.

Мы получили по методике «Обследование развития речи», что у 50% детей раннего возраста отмечается высокий уровень развития речи, у  40% детей раннего возраста отмечается средний уровень развития речи, у  10% детей раннего возраста отмечается низкий уровень развития речи.

        Следовательно, мы выявили, что основной процент детей (50%)  имеют высокий уровень развития речи,  следовательно, программа работы по развитию  речи у детей раннего  возраста оказалась эффективной.

Заключение

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Речь – это ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение,  систематизацию и углубление представлений дошкольников об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей детей.

В дидактических играх перед ребёнком ставятся те или иные задачи, решение которых требует внимания, сосредоточенности, умственного усилия, умения преодолеть трудности, осмыслить правила, последовательность действий. Они содействуют развитию у ребёнка  восприятий и ощущений, усвоению знаний, формированию представлений. Эти игры дают возможность обучать ребятишек разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных  практических и умственных задач. В этом состоит их развивающая роль.

В проводимом экспериментальном исследовании приняли участие 10 родителей  имеющих детей  в возрасте 2-3 лет из них 6 девочек и 4 мальчиков.

 На первом этапе мы выявили,  что большинство  детей  раннего возраста (60%) имеют низкий уровень развития речи.

 На втором  этапе мы разработали программу, направленную на развитие речи у детей раннего возраста.

        Данная  программа  состоит  из серии  специально  подобранных  дидактических игр,  подобранных  с  учетом   уровня развития детей, их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей.

        Программа состоит из пяти НОД. Время проведения 30 минут. Частота групповых встреч 1 раз в неделю.    

 На третьем этапе мы повторно провели диагностику детей  раннего дошкольного возраста по той же методике. В результате было выявлено, что  у детей повысился  уровень развития речи.

        Следовательно, гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная нами программа, состоящая из серии дидактических игр, будет способствовать развитию речи у детей раннего возраста.

Список литературы

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003.
  2. Анастази  А.   Психологическое тестирование.   - М.: Педагогика,  2010. – 320 с.
  3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. - 416 с.
  4. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребёнка? - М.: Знание, 2009.-80с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.
  6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование.- М.: Просвещение, 2009.-464с.
  7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.- М.: Наука, 2008.-386с.
  8. Гамезо М.В.,  Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М.: Педагогическое общество России, 2009.-276с.
  9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009. -512с.
  10. Дарвиш О.Б.Возрастная психология. / Под ред. В.Е. Клочко. –М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 264 с.
  11. Детскаяя психология. /Под ред. Р.П. Ефимкиной.- М.: Сфера, 2012.-44с.
  12.  Детская практическая психология. /Под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.: Гардарики, 2012.-255с.
  13. Дошкольное образование как ступень системы общего развития: научная концепция. /Под ред. В.И. Слободчикова- М.: Академия, 2009.-28с.
  14. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.-315с.
  15. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 2010. – 271 с.
  16. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. – 79 с.
  17. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.- М.: Эксмо, 2011.-416с.
  18. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование.- Ростов н/Д: Феникс. 2013.-350с.
  19. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2011.-720с.
  20. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология.- Ростов -н/Дону. 2009.-147с.
  21. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Просвещение, 2012.-508с.
  22. Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 2008. – 562с.
  23. Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010. – 460c.
  24. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология.-М.: Просвещение, 2013.-256с.
  25. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. –М.: Просвещение, 2011.-240с.
  26. Мухина В.С.  Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 456 с.
  27. Немов Р.С. Психология. - Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2009.- 496с.
  28.  Немов Р. С. Психологическое консультирование. - М.: Владос, 2008.-528с.
  29. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка.-СПб.: Питер, 2010.-640с.
  30. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Питер, 2009.- 49с.
  31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Сфера, 2009.-374с.
  32. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.:  Сфера, 2009. – 448 с.
  33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М.: Академия, 2008.-448с.
  34. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер Ком, 2008. - 420 с.
  35. Пчелинцева Е.В.  Психологическая помощь педагогам и родителям.-Великий Новгород.-2009. -72с.
  36. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология -СПб.: Питер, 2013. -416 с.
  37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.:  Владос, 2009. — 384с.
  38. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 126с.
  39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
  40. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 2009. -560 с.

Приложение 1

Изучение уровня развития речи у детей раннего возраста

Имя. Ф.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Сумма

баллов

Уровень

1

Тёма З

3

3

2

8

высокий

2

Мая Д.

2

2

2

6

средний

3

Эрик К.

2

2

2

6

средний

4

Оля Т.

1

1

1

3

низкий

5

Рома Ж.

2

2

2

6

средний

6

Катя В.

1

1

1

3

низкий

7

Алина С.

1

1

0

2

низкий

8

Андрей М

1

1

0

2

низкий

9

Вика В.

1

1

0

2

низкий

10

Кира Л.

1

0

0

1

низкий

Приложение 2

Изучение уровня развития речи у детей раннего возраста после проведения программы

Имя. Ф.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Сумма

баллов

Уровень

1

Тёма З

3

3

3

9

высокий

2

Мая Д.

3

3

2

8

высокий

3

Эрик К.

3

3

2

8

высокий

4

Оля Т.

3

3

2

8

высокий

5

Рома Ж.

3

3

2

8

высокий

6

Катя В.

2

3

2

7

средний

7

Алина С.

2

3

2

7

средний

8

Андрей М

2

3

2

7

средний

9

Вика В.

2

2

2

6

средний

10

Кира Л.

1

1

1

3

низкий

Приложение 3

Методика «Обследование развития речи детей»

Задание № 1 «Исследования грамматического строя речи».

1. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за.

Инструкция: положи мячик в коробку, на стол, под стол и т.п.

Оценка: 3 балла - правильное и точное выполнение;

2 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;

1 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;

0 баллов - не выполнение.

Задание № 2 «Исследования словаря и навыков словообразования»

Инструкция: у кошки - котенок, а у…

Козы, собаки, волка, курицы, утки, свиньи, лисы, коровы, льва, овцы.

Оценка: 3 балла - правильный ответ;

2 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

1 балла - неверно образованная форма;

0 баллов - невыполнение.

Задание №3 «Исследования связной речи»

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Возможно использование какой - либо другой последовательности из 4 - 5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.

Оценка: 3 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

  1. баллов - невыполнение задания даже при наличии помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...