Конспект непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Сидорова Лилия Рифовна

"Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Русская изба"49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 р.п. Магнитка Кусинский район»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

тема: «Русская изба»

средняя группа

Воспитатель: Сидорова Л.Р

р.п. Магнитка, 2016

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуры.

Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие:
Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;
Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, половик.
Предварительная работа: заучивание слов для игры «У дядюшки Трифона», «Ворон»,  чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.

Используемые материалы:    для украшения группы под избу: с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др.), печь, хлеб, соль,   народный костюм «Хозяюшки» для ведущей, детей,  аудиозаписи русской народной музыки, пряжа, соленое тесто, столы для творческой работы, солёное тесто.

Методы и приёмы:

  • игровой (использование сюрпризного момента: переодевание педагога в «Хозяюшку»);
  • наглядный (декорации: русская изба, печка, сундук, гжельские столы и посуда, корзинка);
  • словесный (наводящие вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, загадки);
  • практические (подвижные игры).

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Вводная часть

Дети под русскую народную мелодию входят в зал, одетые в элементы русских народных костюмов. (Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).

Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям). 

– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Основная часть

Воспитатель: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в избе?

( печка)

- Да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной вещью в доме. В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Загадка:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?»

 (чугунок)

Воспитатель: Да, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. А какой?

Загадка:

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт

 (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки  со щами и вкусной кашей  (воспитатель показывает, как нужно брать чугунок из печи).

-  Кто хочет попробовать, легко ли было хозяюшке доставать чугунок? (Предлагает детям достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель:

-А что стоит на столе?

(посуда)

-Какая посуда?

 (ответы детей)

Воспитатель:

Загадка:

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар)

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Ребята,  посмотрите какие красивые  ложки, расписные. Рассматривают  их. Кто мне скажет, какой росписью расписаны ложки?

хохломской

Воспитатель:

Да, хохломские  узоры на ложках.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться  с ними в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать.

(Дети берут ложки, становятся в круг, воспитатель включает звукозапись)

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Воспитатель благодарит детей за исполнение танца.

Воспитатель обращает внимание на ведра и коромысло. Водопровода не было, и люди ходили по воду, коромысло  женщинам помогало облегчить ношу).

Воспитатель показывает, как ходили по воду. Предлагает детям пройти с коромыслом.

Воспитатель:  вы знаете, что это за предмет (воспитатель показывает утюг)

Ответы детей.

Воспитатель: Раньше не было электричества, открывали крышку  и клали угольки вовнутрь утюга или ставили утюг на угли. Так и гладили.

А вот еще один предмет, которым гладили в старину, у кого не было утюга это рубель.

(Предлагает  2 детям повторить это слова). Затем показывает способ глажения рубелем.

Воспитатель: Дети я вам сказала, что не было электричества,  кто мне скажет чем же освещалась изба ?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, лучиной или керосиновой лампой  (показ)

Обязательно в каждой крестьянской избе была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе лучина  или керосиновая лампа, девушки пряли и пели песни.

Воспитатель: обращает внимание на колыбельку и куклу в ней.

Ой, какой малыш он лежит в колыбельке. А что такое зыбка ?

Ответы детей

- Это кроватка, куда клали малыша и качали. Её называют зыбка (Произнести слово )

Воспитатель:  (Предлагает одному ребенку взять из зыбки малыша).

Воспитатель: Малыша зовут Ваня, он плачет. Ребятушки, а что нужно сделать, чтобы малыш уснул?

Ответы детей:

Его нужно покачать и спеть колыбельную песенку.

Воспитатель:   Правильно.

Дети, а кто из вас   знает  колыбельные песенки? Предложить  спеть колыбельную.

Ребенок качает малыша под колыбельную песенку. (Звучит колыбельная в исполнении детей). Укладывает его в зыбку.

Воспитатель: Вот и уснул наш Ваня.

Малыши  спали в зыбках, а дети постарше играли в игры, я предлагаю  поиграть в самую настоящую старинную русскую игру «Ворон» 

«Ворон»

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Русская народная игра «У дядюшки Трифона».

Заводите круг (играющие идут по кругу, говорят слова, водящий в центре, по окончании слов водящий показывает движение, дети повторяют, водящий выбирает, кто лучше всех показывал, тот становится водящим).

1 раз водящий воспитатель.
Потом выбирают водящего.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

«А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»

Воспитатель: Издавна и сейчас вернулся обычай делать обереги для дома.

-Сегодня, я предлагаю вам сделать оберег.

-Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.

-Это предмет, который защищает и охраняет людей от бед.

-Я вам предлагаю  сделать оберег, чтобы он оберегал  вашу семью.

 Воспитатель показывает оберег  (Подкова) (показывает образец).

Воспитатель: Изготовим оберег из соленого теста.

Показывает прием лепки оберега.

Возьмите кусочек теста раскатайте его и положите на лист картона. Сделайте форму подковы, аккуратно пригладьте и украсьте подкову.

Выполнение работ детьми.

 (под  звукозапись дети  делают оберег).

Воспитатель:

Молодцы, вот какие удивительные обереги вы вылепили.

Рефлексия:

 Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали, что вам понравилось? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"

Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров).  Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу;  ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»

1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...