Выступление " Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях"
статья по развитию речи на тему

Киселёва Галина Юрьевна

Логоритмика – это связь движения, музыки и слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Елань –Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

Использование элементов логоритмики и ритмопластики

 на музыкальных занятиях

                                                  Составила:

                                                               музыкальный руководитель

                                                               Киселева Галина Юрьевна

р.п. Елань – Коленовский

2016г.

У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный. В своей работе я использую элементы логопедической ритмики. Логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика, - это движение, музыка и речь.

Все виды лоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой- либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В своей работе я использую упражнения на развитие:

  • Общих речевых навыков - дыхания, голоса. Это различные распевки. Дыхательные упражнения, которые помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
  • Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)
  • Упражнения для развития мелкой моторики. Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
  • Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);
  • Мимические упражнения, которые способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения. Например (Обезьянки - кривляки. Сердитый тигр. Испуганный зайчик)

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

Логоритмика – это связь движения, музыки и слова. Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми,  нужно много петь.

Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного.  Когда песни сопровождаются движениями рук, это  развивает плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память и для координационного тренинга.  Это помогает раскрыться малоактивных и застенчивых детям.

Музыцирование на инструментах шумового оркестра, включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.  В своей практике использую сказки - шумелки, сопровождением, которой служат звуки шумового оркестра.

 Несколько слов хотела сказать о инновационной методике Т. Боровик

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по - разному.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии.

Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.

   

   

     


Список литературы.

  1. «Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова  С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.
  2. Логоритмика» О.А.Новиковская  С-Пб «Корона принт» 2005год.
  3. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина  С-Пб. 1994год.
  4. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.   Москва 1997год.
  5. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях в ДОУ.

Доклад музыкального руководителя для педагогического совета....

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях помогают в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи....

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии.

Укрепление здоровья детей на музыкальных занятиях посредством здоровьесберегающих технологий....

Использование элементов LEGO-конструирования на музыкальных занятиях и развлечениях в ДОУ.

Опыт использования LEGO-конструуирования на музыкальных занятиях, а также развлечениях в ДОУ....