Выступление " Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях"
статья по развитию речи на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Елань –Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»
Использование элементов логоритмики и ритмопластики
на музыкальных занятиях
Составила:
музыкальный руководитель
Киселева Галина Юрьевна
р.п. Елань – Коленовский
2016г.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный. В своей работе я использую элементы логопедической ритмики. Логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика, - это движение, музыка и речь.
Все виды лоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой- либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
В своей работе я использую упражнения на развитие:
- Общих речевых навыков - дыхания, голоса. Это различные распевки. Дыхательные упражнения, которые помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
- Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)
- Упражнения для развития мелкой моторики. Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
- Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);
- Мимические упражнения, которые способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения. Например (Обезьянки - кривляки. Сердитый тигр. Испуганный зайчик)
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
Логоритмика – это связь движения, музыки и слова. Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, нужно много петь.
Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Когда песни сопровождаются движениями рук, это развивает плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память и для координационного тренинга. Это помогает раскрыться малоактивных и застенчивых детям.
Музыцирование на инструментах шумового оркестра, включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук. В своей практике использую сказки - шумелки, сопровождением, которой служат звуки шумового оркестра.
Несколько слов хотела сказать о инновационной методике Т. Боровик
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по - разному.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии.
Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.
Список литературы.
- «Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.
- Логоритмика» О.А.Новиковская С-Пб «Корона принт» 2005год.
- «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина С-Пб. 1994год.
- «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.
- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов логоритмики и ритмопластики на музыкальных занятиях в ДОУ.
Доклад музыкального руководителя для педагогического совета....
Развитие речи и коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений
Логоритмика как однин из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией....
использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях
опыт работы...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.
Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях помогают в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в работе с детьми с ОВЗ» НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ООП ДЛЯ ДЕТЕЙ
Взаимодействие специалистов и воспитателей по разработке и написанию ООП для детей с ОВЗ....
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии.
Укрепление здоровья детей на музыкальных занятиях посредством здоровьесберегающих технологий....
Использование элементов LEGO-конструирования на музыкальных занятиях и развлечениях в ДОУ.
Опыт использования LEGO-конструуирования на музыкальных занятиях, а также развлечениях в ДОУ....