НОД по развитию речи в подготовительной группе «Волшебная школа Снеговика» (составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Карасева Ольга Александровна
Описательный рассказ по картине осуществляется с помощью такого приема как мнемотаблица. Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  по развитию речи в подготовительной группе «Волшебная школа Снеговика» (составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы).

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • учить составлять отдельные предложения и общий рассказ по картинке;
  • развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; использовать для описания зимы образные слова и выражения;
  • развивать связную речь;
  • формировать правильное звукопроизношение;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы;

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  • Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление рассказов.
  • Наглядные -рассматривание картины  И.И. Шишкина  “Зима”.
  • Мнемотаблица

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову зима – снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: Картина И.И.Шишкин «Зима», песня “Снежинка” Чичкова; картинки с мнемотаблицами ; музыка А. Вивальди  Зима

Предварительная работа:  целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях и решение кроссвордов, чтение сказки «Снежная королева», экскурсия в зимний парк с родителями.

Ход занятия

- Ребята,  сегодня ,  когда   я   пришла в группу ,то на столе увидела это письмо.

- Давайте его откроем и прочтем, что же там написано. «Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Снеговик. У меня случилась беда: мою  Волшебную школу заморозила Снежная королева. Для того, чтобы разморозить школу, всем ученикам Снеговичкам нужно выполнить очень много заданий. Помогите нам с ними справиться!»

Воспитатель: Ребята, поможем Снеговичкам и  разрушим чары Снежной Королевы.

1. задание Отгадывание загадок

1. Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет. (Снег).

-Что можно сказать о снеге? Какой он ?

 ( лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

- Что снег делает ? ( идёт, падает, кружится, ложится, летает, летит)

2. Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)

-Какой бывает лес зимой?

( спящий, дремучий, неподвижный, сказочный, таинственный, волшебный, суровый)

3. Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

-Какие слова можно сказать о зиме? Какая она? 

(снежная, холодная, морозная, волшебная, сказочная, вьюжная, сверкающая)

- Какая зимой погода? 

(погода зимой ветряная, морозная, зимой метёт снег, воет ветер)

4. Что за звездочки сквозные

 На пальто и на платке,

 Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке? (Снежинка)

 – А какая буква похожа на снежинку? (Ж.)

 Ж похожа на снеЖинку,
 Вот взгляни-ка на картинку.

-Как одним словом назвать снежные комочки? (снежки).

-Давайте с вами в  поиграем в зимнюю игру, но сначала вспомним:

-Какие слова называются родственными ?

Игра в снежки.

  1. У меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Встаньте в круг и вспомните родственные слова к слову «зима».

Зима- зимний, зимовать, зимовье, зимующий;

 Снег- снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снегурочка

2    Какие пословицы о зиме вы знаете?

1.Зима не лето, в шубу одета.                                        

 2.Береги нос в большой мороз

3.Зимой солнце светит, но не греет.                            

 4.Мороз не велик, стоять не велит.

-А сейчас давайте немного отдохнём и станцуем и споём.

Физкультминутка: “Танец Снежинок»(играет фонограмма)

Мы белые снежинки

Летим, летим, летим.(вокруг себя покружится)

Дорожки и тропинки (взмах руками, одновременно шаг вперёд в центр круга.)

Мы все запорошим! (шаг назад в и.п.)

Танцуем над полями, (идём по кругу)

Ведем свой хоровод,

Куда не знаем сами(разбегаемся в рассыпную, на свои места)

Нас ветер понесет!

(звучит фонограмма вьюги)

- Пока мы с вами отдыхали, Снежная королева увидела, что не может вас одолеть, и решила преградить вам дорогу сильной вьюгой.

-Посмотрите, Снежная Королева, дала нам ещё одно задание  , составить рассказ по картине. (на мольберт поставить картину И.Шишкина «Зима»)

-Посмотрите внимательно на картину.

 - Скажите как можно её назвать?(зима)

-Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?(сосны)

-Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник?(ясный, морозный)

-А видите ли вы живые существа на картине? Всмотритесь повнимательнее в картину. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу. Вот какую ещё загадку нам загадал художник. Нашли?(ответы детей)

-Правильно. Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула….

-Давайте с Вами представим ,что мы очутились в этом зимнем лесу.(Воспитатель одевает на плечи шаль звучит музыка Вивальди Зима).Перед детьми схема мнемотаблицы описательного рассказа.

-Как  здесь холодно. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замерло. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Воздух кажется неподвижным. Ничто не нарушает тишину леса. (Воспитатель предлагает детям составить небольшой рассказ; выслушать 2-3 детей)

Кто хочет рассказать по этой картине рассказ?

-Картину, про которую вы сейчас рассказывали, написал художник Иван Иванович Шишкин, называется она «Зима», мы повесим её в группе, будем на неё смотреть, любоваться и вспоминать как мы Снеговику расколдовать волшебную школу.  

-А вот, Снежную Королеву, надо проучить, чтобы она больше не делала пакости.

Какими словами можно описать Снежную королеву? (злая и холодная, ледяная, ледяное ,холодное сердце, бессердечная)

-А , что надо сделать ,чтобы она стала доброй? (Ответы детей.)

У вас сердце горячее, доброе. Пока вы рассказывали, что  нужно сделать, для того чтобы Снежная Королева стала доброй, вы отдали ей часть своего тепла и доброты. И она стала доброй.-А в завершении нашего занятия, я предлагаю взять каждому снежинку, сказать ей доброе слово и дать ей улететь и опуститься на чью-то ладошку.