Интегрированное занятие "Ярмарка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Михайлова Лидия Викторовна

Закрепление знаний детей о народных промыслах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihaylova_l.v.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного занятия

в подготовительной группе по теме:

                                   

                 «ЯРМАРКА»

                                               Подготовила старший

воспитатель ГБОУ Гимназия №1797 «Богородская                                                                Михайлова Лидия Викторовна

                                                     

                                           

                                 

  ТЕМА: «ЯРМАРКА»

1. Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей об отдельных видах народных промыслов: Гжельской и Хохломской росписи, Дымковской игрушке;
  • Познакомить детей с технологией изготовления Хохломской посуды;
  • Закреплять знания детей художественных элементов, колорита, узоров, определяющих специфику «золотой хохломы»;
  • Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определённой последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: чёрный, красный, «золотой» (охра), зелёный;

2. Развивающие задачи:

  • Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства;
  • Приобщать детей к истокам народной культуры.

Предварительная  работа:

  • Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
  • Беседы о традициях и обычаях русского народа;
  • Организация мини-музея с предметами старины и народного декоративно-прикладного искусства, принесённые родителями для временной экспозиции.
  • Заучивание стихов;
  • Разучивание русской народной игры «Яшка».

                                                   

  Материалы и оборудование:

  • Для воспитателя – поднос с караваем и полотенцем, русский народный костюм, предметы народного промысла для ярмарки (гжельская и хохломская посуда, дымковская игрушка), 3 стола , образец миски с хохломским узором, компьютерная презентация «Технология промысла», картинки с изображением хохломской посуды, магнитофон, аудиозапись с русской народной музыкой.
  • Для детей – русские народные костюмы, миски чёрного цвета, вырезанные из бумаги, краски (гуашь), кисти, тряпочки, ватные палочки, подносы, клеёнки.

                 

                                                   

                                                        Ход занятия

1 часть

Занятие начинается в зале. Зал украшен в стиле русской народной ярмарки, расставлены столы с предметами народного декоративно-прикладного искусства.

Звучит русская народная музыка.

Дети стоят полукругом на ковре. Я и 2 детей (мальчик и девочка) в русских народных костюмах с караваем в руках встречают гостей около дверей.

Читаю стихотворение:

                       -Внимание! Внимание!

                        Гости и компания!

                        На ярмарку вас приглашаем,

                        Веселья большого желаем,  

                        Здоровья, удачи и жизненных благ.

                        На праздник на наш

                        Поторапливай шаг.

                       -По старинной русской традиции гостей встречаем «хлебом – солью».

 Ребёнок читает стихотворение:

                       -Дорогих гостей встречаем

                        Вкусным пышным караваем.

                        Каравай мы вам подносим,

                        Поклонясь, отведать просим.

                       

Гости угощаются «хлебом – солью» и садятся на стулья.

Я и дети проходим на ковёр к детям.

Дети по очереди читают стихотворения:

                 -На ярмарку! На ярмарку!

                  Спешите все сюда!

                  Здесь песни, шутки, сладости

                  Давно вас ждут, друзья.

                 - Очень часто за событиями

                   И за сутолокой дней.

                   Старину не вспоминаем,
                  Забываем мы о ней.

                 - Хоть и более привычны

                   Нам полёты на луну,

                   Вспомним русские обычаи.

                   Вспомним нашу старину!

                 - Открывай, скорей базар.

                   Везут сказочный товар.

                   Разливайте квас и мёд.

                   Веселись честной народ!

Все дети расходятся по двум сторонам зала, открывая взору столы с предметами народного искусства.

3 детей  подходят к своим столикам с предметами народного промысла.

Ребёнок около первого стола читает стихотворение:

                                -Покупатель – заходи –

                                 На товары погляди,

                                 Только рот не разевай,

                                А что мило -  покупай!

Ребёнок за вторым столом читает:

                               -Мы гордимся стариною,

                                Стала нам она родною.

                                Вечно радует кого-то

                                Наших прадедов работа.

Я заостряю внимание детей на предметы на первом столе.

Приглашаю детей подойти к 1 столу.

Все дети подходят к 1 столу -  «Гжель», рассматривают предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Спрашиваю детей:

                     - Расскажите-ка, откуда

   Появилось это чудо?

Ребёнок за первым столом рассказывает:

 - В белом небе, словно птицы,          

   Всем на загляденье

   Голубых цветов поляна –

   Дивных рук творенье.

   Кто придумал эти краски,

   Словно взятые из сказки,

   Да из сказки не простой,

   Снежно – белой, голубой.

   Где живут те мастера?

Дети хором: В Гжели.

Дети рассматривают гжельскую посуду и восхищаются:

                       -Вот уж диво, вот так диво.

Обращая внимание на предметы на втором столе.

Подзываю детей ко 2 столу.

Дети подходят и рассматривают предметы на 2 столе («Дымковская игрушка).

Ребёнок за вторым столом рассказывает:

                      - Ой, вы, гости дорогие.

    Вот игрушки расписные:

    Веселы и ярки –

    Прекрасные подарки:

    Барыни, коньки, утята,

    Расписные даже хрюшки –

    Царство…

Дети хором: - Дымковской игрушки.

Дети восхищаются: - Вот уж диво, вот так диво.

Подзываю детей к 3 столу.

Все подходят к 3 столу – «Хохломская посуда».

Рассказываю: - Все листочки – как листочки,

      Здесь же каждый золотой.

      Красоту такую люди

      Называют…

Дети хором: Хохломой.

Спрашиваю детей: - Как вы догадались, что это хохломская посуда?

Дети отвечают: Чёрно-красно-золотой узор, завитки, «травка», ягодки.

 

Ребёнок за третьим столом обобщает:

                               -И в беде и в ненастье красотою полна,

    Добрым людям на счастье создавалась она.

    Вместе с этой посудой входит радость в дома.

    Рукотворное чудо – «золотая хохлома».

Далее спрашиваю детей:

-А знаете ли вы, как посуда золотой получается?

Дети отвечают: - Нет!

Сообщаю детям о том, что я об этом сейчас расскажу и даже покажу.

Приглашаю детей в «кинозал».

Дети проходят на стульчики перед компьютером и рассаживаются.

Показываю детям на компьютере  СЛАЙДШОУ «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОМЫСЛА».

Заканчиваю показ слайд шоу словами:

                                -Тут и сказочки конец,

                                 А кто слушал, молодец!

Ребёнок (встаёт с места): - Подошёл весёлый час –

                                            Игры русские у нас.

Спрашиваю детей: - Вы хотите поиграть в русскую народную игру «Яшка»?

 Дети хором отвечают: - Да!

 Предлагаю: - Тогда вставайте в хоровод и заводите игру.

Провожу  русскую народную хороводную игру «ЯШКА».

По окончании игры  обращаю внимание детей на столы с народными промыслами:

 - Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими и нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Кто же придумал для них эти узоры, кто нарисовал их?

Дети отвечают: - Художники.

Сообщаю детям, что сегодня, и мы  будем художниками по росписи посуды. В нашу мастерскую пришёл срочный большой заказ – изготовить для ярмарки расписные мисочки. Справимся с работой в срок? Тогда не будем терять время и пройдём скорее в нашу Мастерскую.

2 часть

Дети проходят в группу за столы - на рабочие места. На каждом столе оборудование для рисования и заготовки мисочек, сделанные из бумаги – для каждого ребёнка. Рассаживаются.

Поясняю детям: что расписывать мы будем не простым узором, а хохломским.

Спрашиваю детей: - А как можно узнать хохломскую посуду? Чем она отличается от другой посуды?

Дети отвечают: - По цвету (чёрный, красный, золотой), по элементам (ягодки, «травка», листики).

Далее предлагаю рассмотреть образец миски, расписанной хохломским узором.

Затем задаю вопросы:

                        - Что внизу и вверху на изделии?

                           (прямые полоски – «кайма»)

                        - Из чего традиционно состоит узор на миске?

                           ( из ветки с ягодами, листиками, завитков, «травки»)

                        - Какая ветка?

                           (изогнутая, волнистая)

                        - Как обычно расположены на ветке ягоды и листики?

                           ( по 3 рядом, но если ягоды большие – то и по одной, две)

                        - Где расположены завитки и травка?

                           ( между ягодами и листиками)

                        - Какого цвета миска?

                           (чёрного)

                        - Назовите цвета, которыми будем рисовать элементы узора.

                           ( красный, тёмно-жёлтый – «золотой», зелёный)

Далее отмечаю, что: хотя узор будем рисовать всего тремя красками, но сочетание чёрного фона с яркими красками сделает изделие нарядным.

Затем предлагаю вспомнить, в каком порядке следует рисовать элементы узора. Подвожу итог:

  1. вверху и внизу «кайма»
  2. вдоль миски слегка изогнутую ветку
  3. на ней изображаем ягоды и листья
  4. на свободных местах на ветке «завитки» и тоненькую изогнутую травку.

Обращаю внимание на то, что узор должен получиться густым и занять много места на изделии.

-А чтобы у вас хорошо получилось, как у настоящих мастеров давайте сделаем зарядку для пальчиков.

Провожу с детьми пальчиковую гимнастику «Рыбки весело резвятся».

«Рыбки весело резвятся

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке».

После пальчиковой гимнастики предлагаю детям приступить к заданию и сообщаю, что для того, чтобы их работа ладилась, будут звучать русские народные песни.

                   -Ведь музыка располагает к творчеству!

 Во время выполнения задания детьми, напоминаю им, что:

  • Завитки и травка рисуется кончиком кисти
  • Травка занимает всё пространство между элементами узора (ягодами, листьями, завитками)
  • Листья рисуются приёмом примакивания (бокового мазка)
  • Обращать внимание на цветосочетание!
  • Можно посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах («точки» или «усики», а на листья нанести прожилки (чёрные – тонкие).
  • Можно предложить детям рисовать ягоды ватными палочками (тычками).

3 часть

По окончанию детьми работы предлагаю перенести их «мисочки» на ярмарку и рассказать о них.

Дети встают в кружок – лицом друг к другу.

Задаю детям вопросы:

  • Чем ваши мисочки похожи на хохломские?
  • У кого получилась самая тонкая травка?
  • У кого самые сочные, спелые ягоды получились?
  • Кто правильно построил узор и узор занимает много места на изделии?
  • Получился ли он густым?
  • Нарядным?
  • Как вы думаете, купят ли ваши мисочки на ярмарке?

Дети анализируют выполненные работы.

Затем все дети поворачиваются к гостям.

 Обращаюсь к гостям: - По старинному обычаю гостей было принято одаривать. «Чин чина почитай, а подарок не забывай!», гласит так народная пословица. Примите и вы наши скромные подарки.

Дети вручают свои работы гостям и встают врассыпную по ковру полукругом.

Ребёнок читает стихотворение:

              -Вот и солнце закатилось.

Наша ярмарка закрылась.

Приходите в гости к нам.

Рады мы всегда гостям.

Предлагаю детям попрощаться с гостями.

Дети хором: - До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)

данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...

Интегрированное занятие по познавательному развитию: "Зимушка -зима"Интегрированное

Интегрированное занятие  по позновательному развитию,для детей средней группы. Ипользовала разныеобласти-Познание,Коммуникация, Социализация,Безопасность....

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДО Интегрированное занятие "Лабиринт творчества"

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает интегрированный подход в образовании дет...