Лексическая тема "Домашние птицы"
методическая разработка по развитию речи на тему

Богданова Ирина Анатольевна

Дидактический материал по лексической теме "Доашние птицы": художетвенное слово, игры, физкультмминутки и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_domashnie_ptitsy.docx187.63 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕССКАЯ ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

СКАЗКИ

ПЕТУШОК — ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК И ЧУДО-МЕЛЕНКА

Жили-были старик со старухой.

Ели они как-то раз горох и уронили одну горошинку на пол. Покатилась горошинка по полу и скатилась в подполье.

Долго ли, коротко ли лежала там горошинка, только вдруг стала расти. Росла, росла и выросла до полу.

Старуха увидела и говорит:

— Старик, надобно пол-то прорубить: пускай горошина растёт выше. Как вырастет, станем в избе горох рвать.

Старик прорубил пол, а горошина всё растёт да растёт — и доросла до потолка.

Прорубил старик и потолок, а горошина всё растёт да растёт — и выросла до самого неба.

Захотелось старику со старухой гороха. Взял старик мешок и полез на горошину стручки рвать.

Лез, лез, добрался до туч и видит: сидит на тучке петушок — золотой гребешок, а рядом стоит меленка — золотая-голубая.

Старик недолго думая взял и меленку и петушка и спустился по горошине в избу.

Спустился и говорит:

— Вот тебе, старуха, подарочек: петушок — золотой гребешок да меленка!

Старуха говорит:

— Ну-ка, посмотрю я, что это за меленка!

Взяла меленку, повернула разок — глядь, упали на стол блин да пирог!

Повернула ещё разок — опять упали блин да пирог.

Что ни повернёт — всё блин да пирог, блин да пирог!

Обрадовались старик со старухой, стали жить не тужить.

Ехал раз мимо их избушки какой-то барин богатый. Остановился он возле крылечка и спрашивает:

—Эй, старики, нет ли у вас чего-нибудь поесть? Я с дороги проголодался.

Старуха говорит:

— Чего ж тебе, барин, дать поесть? Разве блинков да пирожков?

Взяла меленку, повернула. Стали падать блинки да пирожки. Барин смотрит, диву даётся.

Поел он и говорит:

— Продай мне, старуха, эту меленку!

— Нет, барин, не продадим — самим нужна.

Барин дождался, когда старик со старухой вышли из избушки, и украл у них меленку. Вскочил в коляску и уехал.

Хватились вечером старик со старухой — нет меленки! Стали они горевать, слёзы проливать.

А петушок — золотой гребешок кричит:

— Не плачьте, дедушка, бабушка! Я полечу к барину, отниму нашу меленку!

Взвился петушок и полетел над полями, над реками, над дремучими лесами.

Прилетел он к барскому дому, сел на ворота и кричит:

— Ку-ка-ре-ку! Барин, барин, отдай нашу меленку — золотую-голубую! Барин, барин, отдай нашу меленку — золотую-голубую!

Услыхал это барин, рассердился, приказывает слугам:

— Эй, слуги, возьмите петуха, бросьте в воду!

Поймали слуги петушка, бросили в колодец.

А петушок сидит в колодце, пьёт воду да приговаривает:

— Носик, носик, пей воду! Носик, носик, пей воду! — выпил всю воду.

Выпил всю воду, вылетел из колодца и полетел к барскому дому. Прилетел на балкон и опять кричит:

— Ку-ка-ре-ку! Барин, барин, отдай нашу меленку — золотую-голубую! Барин, барин, отдай нашу меленку — золотую- голубую!

Ещё пуще рассердился барин, велел слугам бросить петушка в горячую печь. Поймали петушка, бросили в горячую печь — прямо в огонь.

А петушок сидит в печи да приговаривает:

— Носик, носик, лей воду! Носик, носик, лей воду! — и залил весь огонь в печи.

Вылетел петушок из печи, влетел прямо в барский дом, уселся на подоконник и опять кричит:

— Ку-ка-ре-ку! Барин, барин, отдай нашу меленку — золотую-голубую! Барин, барин, отдай нашу меленку — золотую-голубую! Не захочешь отдать — буду в голову клевать!

Стал барин своих слуг скликать:

— Эй, слуги! Хватайте петуха! Рубите его саблями!

Побежали слуги сабли точить, а петушок барину покою не даёт: сел ему на голову и давай в темя клевать.

Барин туда, барин сюда, а петушок не отстаёт — прямо в голову клюёт! Потом схватил меленку и полетел к старику и старухе. Прилетел и кричит:

—  Ку-ка-ре-ку! Принес я нашу меленку — золотую-голубую!

Обрадовались старик со старухой. Взяли они меленку и стали жить-поживать, всех блинками да пирожками угощать

КОНЕЦ

ПЕТУХ И КРАСКИ. СКАЗКА ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА СУТЕЕВА

Нарисовал Вова Петуха, а раскрасить-то его и забыл.

Пошел петух гулять:

— Что ты ходишь такой нераскрашенный? — удивилась Собака.

Посмотрел Петух в воду. И верно — Собака правду говорит.

— Не печалься, — сказала Собака, — иди к Краскам: они тебе помогут.

Пришёл Петух к Красками просит:

— Краски, Краски, помогите мне!

— Хорошо, — сказала Красная Краска и раскрасила ему гребешок и бородку.

И Синяя Краска — пёрышки на хвосте.

Зелёная — крылышки.

А Жёлтая — грудку.

— Вот теперь ты настоящий Петух! — сказала Собака. КОНЕЦ

А этого петуха ты сам раскрась. Да не забудь раскрасить и цыпленка — он жёлтенький.

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/suteev/petuh_i_kraski/0110.jpg

ЦЫПЛЕНОК И УТЕНОК. СКАЗКА ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА СУТЕЕВА

Вылупился из яйца Утёнок.

— Я вылупился! — сказал он.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я иду гулять, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я рою ямку, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я нашёл червяка, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я поймал бабочку, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я не боюсь лягушку, — сказал Утёнок.

— Я то… тоже… — прошептал Цыплёнок.

— Я хочу купаться, — сказал Утёнок.

— Я тоже, — сказал Цыплёнок.

— Я плаваю, — сказал Утёнок.

— Я тоже! — крикнул Цыплёнок.

— Спасите!..

— Держись! — крикнул Утёнок.

— Буль-буль-буль… — сказал Цыплёнок.

Вытащил Утёнок Цыплёнка.

— Я иду ещё купаться, — сказал Утёнок.

— А я — нет, — сказал Цыплёнок.

КОЛОСОК

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.

Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.

А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

— Нужно его обмолотить.

— А кто будет молотить? — спросил петушок.

— Только не я! — закричал один.

— Только не я! — закричал другой.

— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

— А кто понесёт? — спросил петушок.

— Только не я! — закричал Круть.

— Только не я! — закричал Верть.

— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.

А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

— Кто будет месить? — спросил петушок.

А мышата опять своё:

— Только не я! — запищал Круть.

— Только не я! — запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

— Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.

Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.

И звать их не пришлось.

— Ох и проголодался я! — пищит Круть.

— Ох и есть хочется! — пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

— Ты нашёл! — громко закричали мышата.

— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.

— Ты обмолотил! — потише сказали оба.

— А кто зерно на мельницу носил?

— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.

— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.

— А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

ЖИЛИ-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО

Жил-был петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился.

Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

- Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило.

Петушок вскочил и во все горло закричал:

- Ку-ка-реку!

БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО

Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

— Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!

— Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!

Съел петушок зернышко и подавился. Позвал курочку:

— Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться.

Побежала курочка к речке:

— Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зернышком!

Речка говорит:

— Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы.

Побежала курочка к липке:

— Липка, липка, дай мне листок! Отнесу листок речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Липка говорит:

— Сходи к девушке, попроси нитку.

Побежала курочка:

— Девушка, девушка, дай нитку! Отнесу нитку липке, липка даст листок, отнесу листок речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Девушка отвечает:

— Сходи к гребенщикам, попроси гребень, тогда дам нитку.

Курочка прибежала к гребенщикам:

— Гребенщики, гребенщики, дайте мне гребень! Отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, отнесу нитку липке, липка даст листок, отнесу листок речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Гребенщики говорят:

— Сходи к калашникам, пусть дадут нам калачей.

Побежала курочка к калашникам:

— Калашники, калашники, дайте калачей! Калачи отнесу гребенщикам, гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, нитку отнесу липке, липка даст листок, листок отнесу речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Калашники говорят:

— Сходи к дровосекам, пусть нам дров дадут.

Пошла курочка к дровосекам:

— Дровосеки, дровосеки, дайте дров! Отнесу дрова калашникам, калашники дадут калачей, калачи отнесу гребенщикам, гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, нитку отнесу липке, липка даст листок, листок отнесу речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.

Дровосеки дали курочке дров.

Отнесла курочка дрова калашникам, калашники дали ей калачей, калачи отдала гребенщикам,  гребенщики дали ей гребень, отнесла гребень девушке, девушка дала ей нитку, нитку отнесла липке, липка дала листок, отнесла листок речке, речка дала водицы.

Петушок напился, и проскочило зернышко.

Запел петушок: — Ку-ка-ре-куу!

ПЕТУШОК — ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК

Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке.

Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

Уходят — строго наказывают:

- Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:

- Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

- Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:

- Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:

- Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает.

А лиса — опять:

- Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

- Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

- Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:

- Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.

И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:

- Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает.

А лиса — опять:

- Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают…

Петушок все помалкивает. А лиса — опять:

- Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры-то клюют,

Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

- Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…

Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.

Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе.

Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:

- Трень, брень, гусельцы,

Золотые струночки…

Еще дома ли Лисафья-кума,

Во своем ли теплом гнездышке?

Лисица слушала, слушала и думает:

«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».

Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.

Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.

И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.

ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ.  УШИНСКИЙ К.Д.

Ходит по двору петушок: на голове — красный гребешок, под носом — красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!курочки

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:

— «Ку-ка-ре-ку!»

ЗАГАДКИ

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь.

Кто же это?

Гусь

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.  Гусь

У матери двадцать деток,

Все детки - однолетки.

Наседка с цыплятами

Клохчет, квохчет,

Дете созывает,

Всех под крылья подбивает.

Курица

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.

Курица

Распускает хвост павлином,

Ходит важный господином,

По земле ногами — стук.

Как его зовут...?

Индюк

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

Петух

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

— Я тут! Я начеку-у-у!

Я всех вас допеку-у-у!

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький...

Петух

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет,

Весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу повернет.

Утка с утятами

Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

Утёнок

Из яйца родился,

В шубе появился.

У жёлтого комочка

Мама-квочка.

Цыплёнок

Жёлтые комочки,

Лёгкие, как вата!

Бегают за квочкой

Это кто? ...Цыплята

Маленький, кругленький, беленький; Разобьётся — никакой столяр не склеит. Яйцо

С бока на бок ходит птица,

В воде любит порезвиться,

Не летает за моря

И кричит всегда кря-кря.

Утка

Прилетели птички,

Сели возле речки.

Ворковали: «Гуль-гуль»

Речка пела: «Буль-буль».  (Голуби)

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился и оттуда

Живое вибежало чудо.

Яйцо

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.

Утка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«ПЕТУХ»

Шел по берегу петух,                                  (высокий шаг, «крылья»)

Поскользнулся,                                            («мельница»)

В речку - бух!                                              (наклоны)

Будет знать петух,                                      

Что впредь                                                  (грозят указательным пальцем правой руки)

Надо под ноги смотреть!                            (то же левой рукой)

      *     *     *

Ходит по двору индюк  (шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача  (остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал  (потопать ногами)

Крыльями захлопал (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар  (руки на поясе)

Или медный самовар  (сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою (помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как  индюк)

Понесся стрелою. (бег на месте)

      *     *     *

«ГУСАК-ФИЗКУЛЬТУРНИК»

Наш гусак встает на зорьке,

(дети потягиваются, руки за голову)

Он к реке сбегает с горки.

Он гусиную зарядку (маршируют)

Любит делать по порядку.

Для начала — бег на месте, (бегут на месте)

Крылья врозь, а лапки вместе. (разводят руки в стороны)

Упражнения для шеи, (движения головой вниз, вперед, назад)

Чтоб росла еще длиннее,

Тренировка для хвоста, (приседают)

А потом — бултых с моста. (прыгают вперед)

Он плывет на середину,(плавно раздвигает руки)

Чистит лапки, моет спину. (отводят руки за спину)

Крикнул селезень: кряк — кряк!

Физкультурник наш гусак!

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ».

Наши курочки с утра кря-кря (идут в перевалочку)

Наши гуси у пруда га-га-га (идут по кругу вытянув шеи и отставив руки назад)

Наши курочки в окно ко-ко-ко (останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)

А как Петя-Петушок раным рано поутру нам споёт ку-кареку (встают спиною в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад).

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Вышла курочка гулять  (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),

Свежей травки пощипать  (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки   (бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко   (хлопают в ладоши),

Не ходите далеко   (грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите   (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»   (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой –указательный, большой — средний и т.д.).

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок,

У каждой мамы малыши (Показывают пальчики, играя ими)

Все красивы, хороши!

Раз, два – шли утята.

 Три, четыре – за водой.

 А за ними плёлся пятый,

 Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал,

 А восьмой уже устал.

 А девятый всех догнал,

 А десятый напугал. Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная

 с большого.

 Громко, громко запищал:

 Пи – пи – пи! Не пищи,

 Мы тут рядом, поищи.  Ритмично сгибать и разгибать   пальцы обеих рук.

САМОМАССАЖ

ЦЫПЫ

Цыпы по двору гуляли, (стучать пальчиками по спине)

Цыпы крошки собирали: (легкие щипки пальцами)

«Клю-клю-клю-клю,

Клю-клю-клю-клю…»

За жуком бежали: (перебирать пальцами по спине)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,(стучать кулачками по спине)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

В лужицу упали – шлеп! (гладить по спине, шлепок)

Встали, отряхнулись,(поставили ребенка, потрясли)

К солнцу потянулись…(руки подняли вверх)

И пошли опять

По двору гулять! (стучать пальчиками по спине)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Утята умываются. Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.

Гусята жуют корм. Имитировать жевание.

Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.

 Индюк. Сильно надуть щеки и по возможности долго удержи­вать воздух в ротовой полости.

Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы.

Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку  за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить; «Бл-бл-бл-бл-бл ».

ИГРЫ:

"КТО КАК КРИЧИТ?" поиск соответствующего понятия

гусь - гогочет

утка-крякает

курица- кудахчет

петух - кукарекает

цыпленок - пищит

индюк – балаболит

Упражнение «НАЙДИ РОДИТЕЛЕЙ». Поиск соответствующего понятия

У цыпленка - курица, петух

У индюшонка - индюшка, индюк

У утенка - утка, селезень

У гусенка - гусыня, гусак

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Педагог называет действия, свойственные данному животному, а дети его отгадывают.

- Клюёт, кудахчет - …

- Щиплет травку, крякает - …

- Кукарекает, дерётся - …

- Щиплет травку, крякает - …

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КАРТИНЕ

Перед детьми картинка «Сельский двор». При помощи педагога дети составляют предложения. Например: «Гуси плавают». «Курица и цыплята гуляют». И т.д.

СТИХОТВОРЕНИЯ:

Диалог «Курочка-рябушка»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Педагог предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

- Курочка-рябушка, куда ты идёшь?

- На речку.

- Курочка-рябушка,  за чем идёшь?

- За водой.

- Курочка-рябушка, зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят,

  На всю улицу пищат:  ПИ-пи-пи!

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Педагог предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали? Что вы видали?

- Мы видали волка: Унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого.

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.      

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «НАСЕДКА С ЦЫПЛЯТАМИ»

Педагог выбирает водящего - кошку. Дети встают на расстоянии от «спящей кошки» и производят действия в соответствии с текстом:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко.

Не ходите далеко!

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка».

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.  

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГУСИ-ГУСИ»

Педагог выбирает водящего - волка. Дети ведут диалог:

- Гуси-гуси !

- Га-га-га !

- Есть хотите?

- Да-да-да !

- Ну, летите!

- Нам нельзя. Серый волк под горой Не пускает нас домой.

- Ну , летите, как хотите. Только крылья берегите!

На последних словах дети («гуси») разбегаются, «волк» их ловит.    

ИГРА С ДВИЖЕНИЕМ «ЦЫПЛЕНОК»

Дети стоят в кругу. В середине круга «курица», за кругом - «цыпленок». «Курица»:

Цып-цып-цып,

цыпленок мой!

Ты беги скорей домой!

Дети ходят по кругу и говорят:

Курица волнуется,

Курица волнуется.

«Курица»:

Нет цыпленка моего!

Нет его ! Нет его !

«Цыпленок»:

Пи-пи-пи ! Я здесь (заходит в круг).

"КУРОЧКИ"

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?» «А какая она у тебя?» — спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький»— «Нет, не видел».

Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает.

Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ЧЕХАРДА»      

Ход игры: Детям предлагаются маски домашних птиц на выбор. Звучит музыка, ребята в масках разбегаются по всему залу, выполняя движения согласно выбранной роли. Музыка останавливается, дети встают в несколько кругов (курица с петушком  и цыпленком, утка с утятами и т.д.), по сигналу они меняются масками и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».

С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Лексическая тема "Птицы"

Загадки, стихи, игры по лексической теме "Птицы"...

Картотека пословиц по лексической теме "Птицы"

Картотека пословиц и поговорок по лексической теме "Птицы"...

картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"

картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....