Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Серкова Ирина Ивановна

Игра - ситуация: Путешествие в заколдованный лес.

(для детей-логопатов старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serkoa_konspekt.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №9 « Радуга»

Калужская область, Боровский район,

Г. Балабаново

Игра - ситуация: Путешествие в заколдованный лес.

(для детей-логопатов старшего дошкольного возраста)

Подготовил: учитель-логопед

Серкова Ирина Ивановна

 г. Балабаново 2012

Цель: активизировать собственную  исполнительскую деятельность дошкольников-логопатов по использованию накопленного опыта в рамках формирования графомоторного навыка.

        Коррекционно - развивающие задачи:

  1. Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.
  2. Автоматизировать [с] в тексте.
  3. Совершенствовать зрительное восприятие, внимание и память.
  4. Формировать логическое мышление (операции анализа-синтеза, абстрагирования)
  5. Совершенствовать  графомоторный навык.
  6. Развивать мелкую моторику.
  7. Совершенствовать умение выделять слоговую структуру слова, координировать речь с движением.
  8. Развивать пространственно-временные представления.
  9. Формировать слуховое восприятие, внимание, память.

        Коррекционно - образовательные задачи:

  1. Актуализировать навыки по проведению линий по пунктиру, по клеточкам.
  2. Закрепить умения работать со схемой.
  3. Активизировать способность работать по словесной инструкции.
  4. Закрепить умение согласовывать имя числительное и имя существительное в родительном падеже.

        Коррекционно - воспитательные задачи:

Воспитывать умение оценивать свою работу.

Предварительная работа: заучивание загадок о животных, рисование линий «различного характера», формирование умения работать и ориентироваться  на листе бумаги.

Оборудование и наглядность: костюм Красной шапочки; макет домика; макет бабушки;  макет " тропинка с цветами"; сундук; магнитофон с аудиозаписями - "голос лисы" , фонограмма минус "Песня Красной шапочки", фонограмма минус музыки для релаксации; карточки со словесным материалом; индивидуальные листы с изображениями животных и с пунктирными изображениями линий; листы в крупную клетку для выполнения графического диктанта - индивидуально для каждого; схема ёлки и белки - индивидуально для каждого; цветные и простые карандаши на каждого ребёнка.

  Продолжительность игры-ситуации коррекционно-развивающего характера: 20-25 мин

Содержание:

I. Оргмомент.

Логопед. Здравствуйте, ребята.  Вы, помните, как меня зовут? Зачем, я иду к своей бабушке?

Дети. Вас зовут Красная шапочка. Вы несёте пирожки для своей бабушки.

Логопед. Пойдёте со мной?

Дети. Мы пойдём с вами.

II. Основная часть.

             1. Психогимнастика.

 Логопед. Ребята, нам предстоит долгая и нелёгкая дорога через лес. Нам надо подготовиться к ней. Вы согласны?

Дети. Да, согласны.

Логопед. Тогда сядьте на ковёр, закройте глазки и представьте что-нибудь приятное (включить релаксационную музыку), например, как вас нежно обнимает ваша мама, или как на небе светят звёзды, или как дует тёплый ласковый ветерок.

Представили?

 Дети. (опросить нескольких детей) Я представил(а), как меня обнимала мама; я – как загорала на солнышке и т.п..

 Логопед. А теперь откройте глазки, улыбнитесь. Вот сейчас, я вижу, мы готовы к дальнему походу. Встаньте, пожалуйста, с ковра. Отправляемся в путь.

2. Совершенствование зрительного восприятия, внимания; закрепление умения согласовывать имя числительное с именем существительным  в родительном  падеже.

Логопед.  (Идём).  Посмотрите, на какую лесную тропинку мы вышли  (наглядность - тропинка, вдоль которой растут цветы)

Ребята, а что растёт вдоль этой тропинки? (показать на цветок)

Дети. Вдоль этой тропинки растут цветы.

Логопед. Сколько цветов я показываю?

Дети.  Вы показываете один цветок.

Логопед. Давайте посчитаем, сколько здесь цветков? (пять цветков)

Дети. Один, два, три, четыре, пять. Всего пять цветков.

Логопед. Ещё раз уточнить один цветок, пять цветков.

 Ой, посмотрите, что здесь есть ещё? (конверт с письмом)

Дети.  Здесь есть конверт (письмо).

      3. Автоматизация [c], координация речи с движением.

Логопед. Давайте прочитаём, что же там написано!? (прочитать)

Ес-ес-ес - вы идёте в лес.
Су-су-су - тихо в лесу.
Ес-ес-ес - вы хотите в лес?
Су-су-су - послушайте, тогда  лису.

Логопед. Давайте повторим то, что здесь написано, и, заодно, вспомним, как правильно произносится  [c] (напомнить о нормативном произношении [с]). Повторять будем так: я повторяю первую строчку и показываю массаж пальцев («дёргать» фаланги пальцев).  Потом, то же, самое делаете вы. И так все строки.

 Дети.  Повторяют хором, по предложенной схеме, одновременно,  «дёргая» фаланги пальцев. Акцент на слоговую структуру слов.

(возможна индивидуальная работа)

Логопед.  Ну, что же ребята, молодцы. Пойдёмте дальше.

Логопед.  Посмотрите, на пути лесная опушка (показать на столы).  Ребята, садитесь и послушайте лису,  о которой говорится в письме.

Дети.  Садятся за столы.

             4. Формирование слухового восприятия, внимания, памяти.

Логопед.  Показывает лису, включает аудио запись: " Вы попали на лесную опушку. Я и мой друг - серый волк установили здесь свои правила: уйти отсюда можно только тогда, когда выполнишь все задания. Сундук с заданиями вы увидите, только после того, как выполните гимнастику для глаз.

             5. Гимнастика для глаз, развитие способности работать по  словесной инструкции.

Логопед.  Ребята, давайте останемся на нашей лесной опушке. Посмотрите, как здесь хорошо.  Выполним задание лисы, чтобы найти сундук?

Дети.  Мы выполним задания, чтобы найти сундук.

Логопед.  Посмотрите, как нужно делать такую гимнастику для глаз. ( Показывает и объясняет: закройте глаза; нажмите, слегка, пальцами на веки; сделайте круговые движения  в одну и в другую сторону; откройте глаза)

Дети.  Выполняю инструкцию.

( В это время появляется сундук с заданиями)

           6. Совершенствование логического мышления, операций анализа-синтеза, графического навыка.

Логопед. А вот и сундук. Открыть. Давайте посмотрим, что же здесь за задания!?

Достать карточку с заданиями.

Логопед.  "Поиграйте в игру: " Пройди по весёлым дорожкам".

Обращает внимание на карточки на столах. Уточняет правила: чтобы пройти по весёлым дорожкам надо отгадать загадки.

 Логопед.  Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка:
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это … [3]

Дети. Это белка

Логопед.  А как называют детёныша белки?

Дети. Детёныша белки называют бельчонок.

Логопед.  Найдите бельчонка на карточке.

Дети. Выполняют.

Логопед.  А теперь,  пройдите по первой весёлой дорожке - проведите по пунктиру дорожку от белки к бельчонку. (Предлагается провести линию по прямой пунктирной линии)

 Дети. Выполняют.

Логопед.  Кто зимой холодной.
В лесу бродит злой, голодный[1]?

Дети. Зимой в лесу бродит голодный  волк.

Логопед.  А как называют детёныша волка?

Дети. Детёныша волка называют волчонок.

Логопед.  А теперь, найдите волчонка. Пройдите по следующей  весёлой дорожке - проведите по пунктиру дорожку от волка к волчонку. (Предлагается провести линию по ломаной пунктирной линии)

Логопед.  Посмотрите-ка какая-
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой[3].

Кто это?

Дети. Это лиса.

Логопед.  А как называют детёныша лисы?

Дети. Детёныша лисы называют лисёнок.

Логопед.  Найдите лисёнка. Пройдите по третьей  весёлой дорожке - проведите по пунктиру дорожку от лисы к лисёнку. (Предлагается провести линию по волнистой пунктирной линии)

Логопед. А как одним словом назвать белку, лису, волка?

Дети. Белка, лиса и волк – животные.

Логопед. Какие это животные? Почему?

Дети. Это дикие животные.  Они живут в лесу и сами находят себе пищу.

Логопед. Ребята, вы правильно отгадали все загадки и очень старались, чтобы линии, которые, вы, проводили, были чёткими, красивыми.

Логопед. Если вам понравилось, как вы, выполнили свою работу, поставьте  внизу листа плюс.  Если вы не довольны своей работой, поставьте минус.

Дети. Самостоятельно оценивают свою работу.

7. Развитие умения ориентироваться в  малом пространстве, способности работать со схемой, развитие функции абстрагирования.

Логопед. Посмотрим, какое же следующее задание?

"Поиграйте в игру «Помогите белке собрать орехи»"

Логопед. У вас на столах лежат листы с изображением ёлки (дано схематичное изображение ёлки)

У каждого из вас так же есть белка - вот такой кружок (дано схематичное изображение белки - кружок с  характерными ушками).  Белке надо собрать орехи для бельчат. Сначала белка должна достать орех с верхней правой ветки.

Дети. Располагают белку на необходимой ветке.

Логопед. Где находится белка?

Дети. Белка находится на верхней правой ветке.

Логопед. Предлагает различные варианты расположения белки.

Дети. Располагают белку, следуя инструкции.

Логопед. Молодцы, вы хорошо ориентируетесь в пространстве. Помогли белке собрать много орехов для своих бельчат.

8. Развитие мелкой моторики, способности выделять слоговую структуру слова, координация речи с движением.

Логопед. Следующее задание из сундука.

"Покажите необычную зарядку".

Покажем необычную зарядку?

Дети.  Да, покажем зарядку.

Логопед. Показывает образец выполнения.

Мы по лесу шли (ходьба на месте, руки работают синхронно с ногами)

И грибы нашли (ходьба на месте, руки на поясе).

Раз – грибок, два - грибок (наклон вперёд)

Положили в кузовок (ходьба на месте, руки работают синхронно с ногами)[2].

Дети. Произносят стихотворные строки и, одновременно, выполняют движения

Логопед. Вы, отлично справились с выполнением этой необычной зарядки.

9. Развитие мелкой моторики, графического навыка, умения выполнять инструкцию на слух, развитие лексики.

Логопед. Посмотрим, какое же ещё задание нам предлагают лиса и волк (посмотреть в сундук, прочитать)

"Доведите лису и волка  до жилищ".

Ну, что, ребята, справимся с этим заданием?

Дети.  Да, мы доведём животных до их жилищ.

Логопед. Тогда, сначала, скажите, как называется жилище лисы?

Дети.  Жилище лисы называется нора  (дать наглядный образец).

Логопед. А жилище волка?

Дети.   Жилище волка - логово (дать наглядный образец).

Логопед. Предлагает взять листы в клетку, на которых изображены волк/лиса.

 Проводит графический диктант: поставить карандаш на точку, провести 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо.

Дети.  Проводят линии, следуя инструкции.

Логопед:  Просматривает работы. Молодцы, вы помогли добраться лису и волку до их жилищ (в случае необходимости корректно указать на недостатки в выполнении работ).  

III. Итог.

Логопед. Итак, мы  справились со всеми заданиями лисы и волка. А значит, можем уходить с лесной опушки и идти дальше.  Пойдёмте.

Дети.  Встают из-за столов, идут за логопедом.

Логопед. Вот мы и дошли до домика бабушки (показать наглядность).

Логопед. Ребята, давайте вспомним с вами, что мы сделали для того, чтобы отдохнуть перед сложной дорогой?

Дети.  Для этого мы слушали музыку и думали о  чём-то приятном.

Логопед. Напомните, какой звук мы тренировались произносить? Как его надо правильно произносить?

 Дети.  Мы произносили [с]. Для правильного произношения звука мы улыбнулись, сделали небольшое расстояние между зубами. Широкий кончик языка опустили за нижние резцы.

Логопед. Что мы делали, чтобы наши глаза отдохнули?

Дети.  Чтобы наши глаза отдохнули, мы делали гимнастику для глаз.

Логопед. Какие ещё задания мы сегодня выполнили?

Дети. Сегодня мы отгадывали загадки, проводили различные линии т.п..

Логопед. Всё верно, молодцы.

Логопед. Давайте постучим в домик к бабушке так, как это сделаю я (показать образец - /- // -/).

 Дети. Дети хлопают в ладоши (стучат), следуя инструкции.

Логопед. ( Бабушка выглядывает из домика.) Бабушка, мы с ребятами принесли тебе пирожки.

Голос бабушки. Спасибо, внученька, и вам, ребята, спасибо.

Логопед. Спасибо, вы мне очень помогли, ребята (вручить призы).

Использованная литература:

  1. Найденко С.Г. Урок окружающего мира с использованием ИКТ, 2-й класс»// Интернет ресурс.-http://festival.1september.ru/articles/507638/
  2. Смолянко М.В. Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»// Интернет ресурс.- http://logoportal.ru/logopedicheskaya-zaryadka-po-teme-osen/.html

  3. Приложение к открытому уроку «Загадки от зверюшек»// Интернет ресурс.- http://files.web2edu.ru/a866913b-7e89-4b6f-9a19-17f9d6c38e88/75efeed8-69ca-4f62-ab37-3b16fb6f0af5.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....