Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Серкова Ирина Ивановна

Конспект и презентация к конспекту логоритмического занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие для детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

Подготовила и провела

 учитель-логопед

высшей

 квалификационной категории

Серкова И.И.

Тема «Дифференциация [л, л’]» (Путешествие в сказку)
Цель:  Дифференцировать звуки Л и ЛЬ в словах и предложениях посредствам         активизации двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.


Задачи:

1.    Развивать фонематическое восприятие.
2.    Развивать статическую и динамическую координацию движений.
3.    Развивать мелкую и общую моторику.
4.    Развивать двигательную память и переключаемость движений.
5.    Развивать слуховое внимание, переключаемость.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Слайд 1.
 Построение в шеренгу. 
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами окажемся  в сказочной стране. Мы пойдём в гости к Золушке.

Слайд 2 (давайте в сказку мы заглянём и эту сказку назовём).

Логопед. Кто вспомнит героев этой сказки?

Дети. Золушка, мачеха, сёстры Золушки, принц и т.д..

Логопед. Молодцы. Вы, верно назвали героев этой сказки, но сегодня мы столкнёмся только со злой мачехой. Она спрятала Золушку.

II. Основная часть.

  1. Формирование  абстрактного мышления, фонематических процессов.

Слайд 3 (Мачеха в сказке не терпит добра. Много заданий она нам дала).

Логопед. Итак, для того, чтобы найти Золушку нам необходимо выполнить все задания мачехи. Вы согласны?

Дети. Да, согласны.

Слайд 4 (волшебный путь скорей пройдём и нашу Золушку найдём).

Играет марш. Дети двигаются по кругу, меняя направление движения на акцент в музыке (музыка по выбору).

Слайд 5 (на пути Волшебный дом. Что там спрятано? Давайте, отгадаем и назовём!).

Логопед. Итак послушайте и отгадайте загадки, вы должны отгадать их и  ответить, о каких звуках мы будем сегодня говорить. Слушайте внимательно.

Слайд 6.
Деревянная дорога
Вверх идёт она отлого,
Что на шаг – то овраг.
    (Лестница)

Над домами у дорожки
Висит кусок лепёшки.
    (Луна)    

Падают с ветки  
Золотые монетки.
    (Листья)

Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – суп и ложки.
    (Стол)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
    (Лиса)

Логопед.  Ребята, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Какие звуки слышатся во всех этих словах?»
Дети. Звуки Л и ЛЬ.
Логопед. Какие это звуки?
Дети. Согласный, звонкий, твёрдый/мягкий.
          
2. Развитие пластики рук, развивающее умение напрягать и расслаблять мышцы плечевого пояса, предплечья, кистей.

Логопед. Ну что ж, ребята, а сейчас, мы продолжим  наш путь под музыку.
Слайд 7 (в сказочной лодке продолжим мы путь. Вёсла возьмём и поплывём).

(Дети садятся в импровизированную лодку из стульчиков. Играет медленная музыка.)

Вы должны услышать и запомнить слова со [л, л’].

Мимо нас по реке плывут лебеди (рука согнута в локте, ладонь – голова лебедя),  по берегу пробегают лоси (изображают рога), по небу летят ласточки (вправо-влево), с берега нас провожают шумом листвы липы (перебор пальце), с деревьев падают и кружатся листья (движения рук вверх-вниз).
Логопед. Ребята, а какие слова со звуками «л и ль» вы сейчас услышали?
Дети. Лебеди, лоси, ласточки, листва, липа, листья.

  1. Совершенствование фонематических процессов и динамической координации движений. 

Логопед.  Ну, вот мы и «приплыли» к одному из заданий. Выходите из лодки.

Слайд 8 (на картинки посмотри и к кружкам подбери).

Разделить детей на 2 команды. Дать каждой команде синий и зелёный кружок, картинки со [л, л’]. Примерные картинки: лестница, листья, стол, вилка, пила, луна, белка,  лиса, ель, малина и т.п..     

Логопед. Перед вами лежат картинки, в названии которых есть звуки [л, ль]. Когда заиграет музыка, вы должны положить возле зелёного кружка картинки на [л’], а возле синего – картинку на [л].
 Проводится под песенку « Встаньте дети, встаньте вкруг….», с окончанием музыки проводится анализ слов (дифференциация по твёрдости/мягкости).

Дети выполняют.

Логопед. Молодцы, ребята. Несмотря на хитрость мачехи, вы выполнили её задания. Но…

Слайд 9 (Хитрая мачеха и паровоз. Что, вновь, за чудо? Вот в чём вопрос! Карточки разные он нам привёз. Правильно их разложи, И  двинемся дальше – вперёд!)

  Логопед. А теперь каждый возьмите по картинке. Когда заиграет музыка, каждый из вас возьмёт свою картинку  и поместит в первый вагон картинки со звуками л или ль в начале слова, во второй вагон картинки со звуками 
л или ль в середине слова, в третий вагон  картинки со звуками л или ль в конце слова.
    Проводится под  ритмичную музыку, с окончанием музыки проводится анализ слов с отхлопыванием слоговой структуры слова.

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

Логопед. Ребята вот мы и выполнили все задания мачехи.

Слайд 10 (Сложный путь мы прошли. Нашу Золушку нашли и сюрприз ей принесли).

Появляется Золушка.

Золушка. Здравствуйте, ребята. Я так рада, что вы нашли меня. Злая мачеха спрятала меня в этот замок, но вы со всем справились. И вот мы вместе!

Логопед. Ребята, давайте поздороваемся с Золушкой.

Дети. Здравствуй, Золушка! (хором)

Логопед. Мы приготовили тебе сюрприз (показать деревянные ложки).

Проводится игра «Ложки», на материале слогов,– произнесение слогов с игрой на деревянных ложках, два слога произносятся тихо, третий – громко.
Логопед. Ребята, возьмите ложки, мы покажем Золушке, как мы умеем интересно говорить слоги. 
Я буду называть слоги. Два первых слога вы говорите тихо, а последний слог – громко:

 ла-ла-ля

 ло-ло-лё

лу-лу-лю 
лы-лы-ли

 лэ-лэ-ле

Слайд 11 (Золушка очеь любит петь: «Что бы такое ей спеть?!»).

Золушка. Молодцы, ребята! Может быть, и я попробую вас чем-нибудь удивить?! (Поёт чистоговорки с «выделением» слоговой структуры слов)
 Дети. Поют чистоговорки вслед за Золушкой с  «выделением» слоговой структуры слов, входящих в чистоговорку.
        Ла-ла-ла (топать ногами на каждый слог) – сняли скатерть со стола (хлопать в  ладоши на каждый слог).
        Ло-ло-ло (топать ногами на каждый слог)  – мыли с мылом мы стекло (хлопать в  ладоши на каждый слог).
        Лы-лы-лы (топать ногами на каждый слог) -  стали туфли мне малы (хлопать в  ладоши на каждый слог).
        Лу-лу-лу  (топать ногами на каждый слог) – не могу найти пилу (хлопать в  ладоши на каждый слог).
        Ля-ля-ля (хлопать в  ладоши на каждый слог) -  стоит булка два рубля (топать ногами на каждый слог).
        Ли-ли-ли (хлопать в  ладоши на каждый слог) – малину мы несли (топать ногами на каждый слог).
        Лю-лю-лю  (хлопать в  ладоши на каждый слог) - очень маму я люблю (топать ногами на каждый слог).
        Ле-ле-ле (хлопать в  ладоши на каждый слог)  – я поеду на осле(топать ногами на каждый слог).
Золушка. Молодцы, ребята!

  1. Развитие мелкой моторики.

Слайд 12 (Дети любят поиграть! Хотят руки разминать).
Логопед. Золушка, а хочешь, мы с ребятами научим тебя весёлому стихотворению. А ты смотри и запоминай.
    Чтение стихотворения с движениями.
Пилят пилы, пилят пилы – ладонь «пилит» ладонь,
Целый день, целый день – хлопок, ребро, хлопок, ребро,
Пилят пилы без умолку – закрытый и открытый замок,
Пилят пилы дуб и ёлку – хлопок, кулак, хлопок, кулак.
Логопед. Золушка, ты внимательно слушала? А теперь назови слова со звуками [л] и [л’] из этого стихотворения.
золушка.  Ой, а я забыла
Логопед. Давайте, ребята, поможем Золушке.

 Дети. Называют слова со [л] и [л’].

  1. Развитие на координации речи с движением.

Звучит музыка (интонационно разная для каждого «героя» сценки).

 Логопед. Ой, ребята, что это за музыка?

Слайд 13 (Детям нравится сценку играть! Хотят Золушке её показать).
 Разыгрывается сценка – произнесение стихотворного текста одновременно с показом движений под музыку.

«У оленя дом большой, (Руки скрещены над головой, изображают рога оленя, далее руки над головой, изображают крышу дома.)
Он глядит в своё окно, (Руки по обе стороны лица, изображают окошко.)
Зайка по лесу бежит, (Прыжки на двух ногах, руки, как лапки, прижаты к груди.)
В дверь к нему стучит, (Одна ладонь изображает дверь, вторая сжата в кулак.)
Тук, тук, дверь открой, (Стук в воображаемую дверь.)
Там в лесу охотник злой. (Показать рукой назад за себя.)
-    Зайка, зайка, забегай, (Манить рукой к себе.)
Лапу мне давай». (Протянуть руку вперёд как для пожатия.)

Золушка. Ребята, какие вы молодцы!

Логопед. Золушка и ребята, а давайте попробуем в более быстром темпе прочитать это стихотворение.

Дети. Выполняют.
Логопед. Молодцы.
     
  6. Совершенствование концентрации внимания, умения последовательно выполнять инструкцию в сочетании с вербальным сопровождением.


Золушка.
 А сейчас, ребята мы поиграем в интересную игру. Один из вас возьмёт в руки шар и будет ведущим:
Ведущий:        Оля, Коля,
            Дуб зелёный,
            Ландыш белый,
            Зайка серый,
            Брось!
   Со словом «Брось!» игрок со всей силы подбрасывает шар вверх. Ребёнок, который первым сумеет поймать шар на лету, поёт тот же игровой припев и опять подбрасывает шар.

III. Заключительная часть.


Логопед.
 Ну, что ж, ребята. Путешествие в сказочную страну подошло к концу. Скажите, какие звуки мы сегодня вспоминали?
Дети. Мы вспоминали [л], [л’].
Логопед. А что ещё мы сегодня делали?
Дети. Говорили стихотворение с движениями, отстукивали чистоговорки и
 т. д.
Логопед. Молодцы, ребята. Я знаю, Золушка приготовила для вас сюрприз.
Золушка. Самым умным ……,
           Самым находчивым …..,
           Самым внимательным….. я приготовила по сюрприз (раздать детям «сюрприз»).
 Логопед.  Давайте поблагодарим Золушку. Скажем ей до свидания.

Дети. Золушка, до свидания! (Золушка уходит).

Слайд14 (Путь волшебный мы прошли и до садика дошли!).

Логопед.  Давайте, покажем как мы дошли до садика?!

Играет марш. Дети двигаются по кругу, меняя направление движения на акцент в музыке (музыка по выбору).

Логопед. Вот мы и вернулись. Всем большое спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад №9 “Радуга” Путешествие в сказку логоритмическое занятие для детей-логопатов старшего дошкольного возраста (дифференциация звуков Л;Л’) Подготовила и провела учитель-логопед Серкова И.И. Боровский район 2013

Слайд 2

Давайте в сказку заглянём и эту сказку назовём.

Слайд 3

Мачеха в сказке не терпит добра . Много заданий она нам дала.

Слайд 4

Волшебный путь скорей пройдём и нашу Золушку найдём

Слайд 5

На пути Волшебный дом. Что там спрятано? Давайте, отгадаем и назовём!

Слайд 7

В сказочной лодке продолжим мы путь. Вёсла возьмём и поплывём.

Слайд 8

На картинки посмотри и к кружкам подбери! Дидактическое пособие 1

Слайд 9

Хитрая мачеха и паровоз. Что, вновь, за чудо? Вот в чём вопрос! Карточки разные он нам привёз Правильно их разложи, И двинемся дальше – вперёд! Дидактическое пособие2 1 2 3

Слайд 10

Золушка Сложный путь мы прошли. Нашу Золушку нашли и сюрприз ей принесли!

Слайд 11

Золушка очень любит петь: «Чтобы такое ей спеть?!»

Слайд 12

Дети любят поиграть! Хотят руки разминать!

Слайд 13

Детям нравится «сценку» играть! Хотят Золушке они её показать!

Слайд 14

Путь волшебный мы прошли! И до садика дошли! Спасибо за внимание!

Слайд 15

Используемые источники: http://cs11430.userapi.com/u135216350/-5/x_f4d9e191.jpg http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=68723933-62-72&n=21 http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=29774823-01-72&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=345144939-51-72&n=21 http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=13315022-62-72&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=81679068-33-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2105310-29-72&n=21 http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=331052711-10-72&n=21 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=6211654-58-72&n=21 http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=267295173-59-72&n=21 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=163971127-45-72&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=226727598-20-72&n=21 http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=636861697-25-72&n=21 http://cs5230.userapi.com/u4387906/-14/x_8deb2d3e.jpg http://ddl.muzofun.net/mp3/s3/b4/d/b4d8e96d57092803ac220803c475c002.mp3?st=zst39P http://muztunes.net/download.php?cs=4242&u=32786485&n=d1856a8904f7&a=% http://logomag.ru/blog/konsp/224


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....