Конспект НОД по "Речевому развитию"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Эминова Лилия Анатольевна

Конспект занятия составлен в соответствии с Основной образовательной Программой  ДОУ, в соответствии с Адаптированной Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»  Н. В.Нищевой,  а также в рамках реализации группового долгосрочного проекта «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук и в развитии связной речи  детей дошкольного возраста». Форма проведения НОД: игровая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  

организации интегрированной  непосредственно образовательной  деятельности  в старшей группе комбинированной направленности.

 

Тема: «Домашние животные».

Форма проведения НОД: игровая. 

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепление знаний по лексической теме «Домашние животные»  и формирование у дошкольников умения строить постройки, используя кинетический и сухой песок в совместной творческой деятельности со сверстниками.

Задачи:

Образовательные:

•Формировать игровые навыки с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников;

•Учить  детей отвечать на вопросы  коротко и распространенно.

•Упражнять в образовании  существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -онком, -енком.

Развивающие задачи:

•Развивать у детей связную речь, познавательные процессы (внимание, мышление).

•Совершенствовать слуховое восприятие с помощью чистоговорок на автоматизацию слога: ко; за; зу, зе, зой.

•Развивать воображение, наблюдательность, мышление, речь и творческую активность.

•Развивать речевую  активность в процессе познавательной деятельности и игре.

•Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным.

• Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. 

• Развивать аккуратность при работе с песком.

Здоровьесберегающие:

  • Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход с учётом

функциональных и физиологических возможностей детей.

• Создать  условия, способствующие  устойчивой работоспособности и сопротивляемости организма утомлению (смена видов деятельности, формирование предпосылок здорового образа жизни, через подвижные игры и игры на развитие мелкой моторики руки). 

• Формирование умения соотносить движения с текстом.

Методы и приемы: 

Наглядные:

Рассматривание картинок из серии «Домашние и дикие животные»,

Словесные:

Решение проблемной ситуации – принимают решение построить ферму для домашних животных с помощью песка, загадывание загадок, беседа, вопросы, обсуждения, чистоговорки.

Практические:

Дидактические игры: «Раскопки», «Кто, где живет?», «Кто кем был?», «Назови пользу».

Пальчиковая игра «Два козленка», пальчиковая гимнастика «Руки трем…»

Напольная игра «Карусель».

Сооружение построек на песке и из песка, обыгрывание.

Словарная работа:

Активизация словаря: домашние животные,   кошка была котенком, собака была щенком, лошадь была жеребёнком, корова была телёнком, овца была ягнёнком, пух, шерсть, мясо, молоко и т.д.

Обогащение: ферма, домашние животные.

Закрепление  лексического запаса, имеющегося у детей по теме «Домашние животные».

Предварительная работа:

С детьми:

Просмотр презентаций по теме  «Домашние  и дикие животные и их детеныши».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Довольная корова своими телятами».

Рассматривание иллюстраций с изображениями домашних животных и их детенышах.

Дидактические  игры: «Найди по описанию», «Найди детенышей», «Все ли верно?», «Собери картинку», «Кто, где живет», «Угадай животное по описанию», «Кто спрятался?».

Составление описательного рассказа «На ферме» по картине.

Загадывание загадок о домашних животных.

Разучивание чистоговорок и скороговорок.

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят», Братья Гримм «Бременские музыканты».

С родителями:

Изготовление атрибутов к  подвижной игре «Пастух и стадо».

•Создание презентации «Виртуальная экскурсия на ферму».

•Помощь в оформление песочницы для сухого песка.

Материал и оборудование:

•Песочница с сухим песком, песочница с кинетическим песком. 

•Коробка-сюрприз с песком.

Два магнитных мольберта (на одном картинка с изображением фермы, на другом картинка с изображением леса).

Мяч для игры.

Полотно для напольной игры «Карусель».

•Коробка с мелкими игрушками, предметами.

•Карточки-правила игры с песком.

Наборы домашних животных.

Картинки  домашних и диких животных.

Планируемый результат:

•Дети имеют представление о домашних животных и их детенышах.

•Дети активно владеют  словами  по данной теме.

•Дети проявляют познавательный   интерес к данной теме.

•Умеют строить постройки по замыслу, используя кинетический и сухой песок в совместной творческой деятельности со сверстниками.

•Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым.

•Дети могут выражать свои мысли и желания.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Напольная подвижная игра «Карусель»

Игровая

Дидактические игры «Раскопки», «Кто, где живет?», «Кто кем был?», «Назови пользу»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций - принимают решение построить ферму для домашних животных с помощью песка 

Коммуникативная

Пальчиковая игра «Два козленка», пальчиковая гимнастика «Руки трем…», отгадывание загадок, вопросы, проговаривание чистоговорок.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 ЭТАП

Организационный

Установление зрительного контакта.

-Ой, ребята, посмотрите, что это за коробка у нас появилась?!!

Давайте посмотрит?

-Ух, ты, вот это да!!

-А я знаю, что в коробке!

-Ребята, а вы хотите узнать, что в ней? Вы узнаете, если отгадаете загадку. Тогда рассаживайтесь удобней и слушайте внимательно загадку.

-Это может быть сухим или мокрым.

-Это можно пересыпать, насыпать, рассыпать.

-Это можно увидеть на берегу реки, озера или моря.

-Как вы думаете, что это?

-Давайте посмотрим?

(показывает детям содержимое коробки).

-Молодцы! Совершенно верно!

Дети на ковре  организуют пальчиковую игру по желанию.

Стоя рассматривают коробку.

Дети рассаживаются на ковре.

Рассуждают, высказывают предположения, выражают собственные мысли.

-Это песок!

Убеждаются в правильности ответа.

Мотивация,

постановка и принятие детьми цели занятия

Начало выполнения действий по задачам НОД.

-Но это еще не все!

-Ребята, вы знаете, что песок хранит в себе много тайн и секретов!

-Вот и у нашего песка есть н  секрет!

-Хотите узнать какой секрет?

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Раскопки».

Вы  по очереди опустите руку в коробку и достанете один предмет.

-Ребята, что вы достали?

-Молодцы!

-Назовите животных?

(Воспитатель следит за правильностью произношения)

-Умнички! А можно назвать этих  животных одним словом?

-Ребята, а давайте мы с вами вспомним, чистоговорки про домашних животных.

-Какие вы молодцы, ребята!

-А скажите мне ребята, где могут жить домашние животные?

 -Правильно!

-Ребята, давайте мы заселим этих животных  на нашу ферму.

-Молодцы!

Выполняют правила игры «Раскопки».

-Это животные.

По очереди называют животных.

-Домашние.

Проговаривание чистоговорок .

Дети повторяют чистоговорки за воспитателем.

Звук «К»

Ко-ко-ко, ко-ко-ко пейте детки молоко.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко кто дает нам молоко.

Звук «З»

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Высказывают свои предположения, рассуждают.

-На ферме, в деревне, у бабушке, дома и т.д.

Дети относят животных на ферму, расставляют.

II ЭТАП

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний.

Дидактическая игра

-А сей час, ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Кто, где живет?»

(на одном мольберте прикреплена картинка  леса, на другом  -  фермы).

-Ребята, обратите внимание на мольберты.

-Что вы видите  на мольберте справа?

-Какая картинка прикреплена на мольберте слева?

-Ребята, подойдите к столу, встаньте удобнее, чтобы все было видно. На столе лежат  плоскостные картинки животных.

-Выберите  любую картинку животного, внимательно её рассмотрите и  прикрепите на соответствующий  мольберт.

После выполнения задания:

-Ребята, давайте проверим, правильно ли вы разместили  животных?

-Как называют  этих животных одним словом? (показывает на мольберт справа)

-Как вы думаете, почему их называют дикими животными?

-Как одним словом назвать  этих животных?(показывает на мольберт слева)

-Как вы думаете, почему их называют -  домашние животные?

(Если не точный ответ, вопрос:

А точнее?)

Дидактическая словесная игра «Назови пользу».

-Ребята, где живут животные вы знаете, а знаете ли вы, какую пользу приносят человеку домашние животные.

-А расскажите  вы об этом с помощью игры. Становитесь в круг.

-Я буду кидать вам мяч, называть животное, а вы  называйте пользу, которую приносит это животное. (Воспитатель начинает игру, показывая пример ответа).

-Какие вы молодцы!

-Знаете, какую пользу человеку они приносят.

 -А знаете ли вы, как называли домашних животных, когда они были детёнышами?

-А поможет нам  об этом рассказать  напольная игра «Карусель».

Правила игры: под музыку вы двигаетесь по кругу, когда музыка затихнет, вы должны остановиться напротив  картинки с изображением взрослого животного  и говорите, кем это животное  было.

-Вы настоящие умники и умницы!

-Давайте подойдем к нашей ферме.

-Ребята, вы знаете, где живут домашние животные, какую пользу человеку они приносят, кем они были, когда были детёнышами.

-Ребята, посмотрите, как много  на нашей ферме животных!

И я думаю, что им тесно, а вы как думаете?

Что ж мы можем сделать, чтобы было животным свободнее.

-Ребята, посмотрите  по группе глазами и подложите, из чего можно построить  новую ферму для наших животных.

Актуализация уже имеющихся знаний, представлений. Отвечают полным предложением.

-На мольберте справа я вижу картинку, на которой изображен лес.

На мольберте слева прикреплена картинка с изображением деревни.

Крепят картинки с животными на мольберты, по местам  обитания.

Наблюдают за действием других детей.

Проверяют свою работу.

Выявляют ошибки.

-Дикие животные.

-Потому что они  живут в лесу, сами добывают себе пищу и т.д.

-Это домашние животные.

-Домашние животные живут возле человека, человек за ними ухаживает и т.д.

Например: Свинья - дает мясо, корова, коза -молоко, овца - шерсть, собака  - охраняет дом от чужих, кошка – ловит мышей, курица – несет яйца, гусь – дает пух, лошадь – перевозит грузы.

Раскладывают  атрибут игры на ковре.

Активно играют. Отвечают полным предложением, четко произносят слова.

Например: Кошка была котенком, собака была щенком, корова была теленком.

Предлагают построить ещё одну ферму.

Предлагают варианты ответов.

Один из вариантов -  построить ферму из песка.

-Здорово,  мне очень нравиться эта идея!!

-Мы еще ни когда не строили ферму из песка или на песке.

-Прежде, чем начать строить, давайте повторим правила, которые нужно соблюдать во время игры с песком.

-Правила мы с вами вспомнили, а теперь давайте подготовим наши пальчики к работе.

Проводится пальчиковая гимнастика «Руки трем…»

-Ребята, выбирайте каждый по желанию  стол с сухим или с кинетическим песком и приступайте  к строительству фермы!

Один ребенок приносит карточки с правилами и раздает детям.

Рассказывают правила, крепят карточки к мольберту.

Вспоминают правила при работе с песком:

1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя брать песок в рот

3. Нельзя бросать его в других людей.

4 Нельзя  вдыхать.

5. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

6. Поиграл с песком — помой руки и покажи чистые ладошки зеркалу.

7. Перед  игрой с песком нужно смазать руки гелем.

Выполняется пальчиковая гимнастика «Руки трем..»

Делают свой выбор по желанию.

Самостоятельная работа детей.

Обыгрывание построек.

III ЭТАП

Заключительная часть

(открытый конец занятия)

Итог  основной части занятия. Систематизация знаний.

Во время роботы воспитатель подходит к детям, хвалит их, оказывает помощь.

Спрашивает  у  детей:

-Чем тебе сегодня  было на интересно делать?

-Что  новое вы узнали?

-Чем ещё хотелось бы заняться следующий раз?

-Ребята, давайте попрощаемся с гостями и продолжим  игру.

Выражают собственные мысли.

Обобщают.

Делятся впечатлениями.

Высказывают желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Занятие поречевому развитию Кафе "л

Закрепить умение детей связно и последовательно рассказывать о предмете развернутыми и полными предложениями. Закрепить умение составлять простые и сложные предложения. Активизировать словарный запас ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...