Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Татьяна Юрьевна Суворова

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению детей с художественной литературой

« Чтение сказки А. Суконцева «Как ёжик шубу менял»

 

Программные задачи.

Пополнить литературный багаж детей новой сказкой. Продолжать формировать эстетическое восприятие художественного текста. Формировать умение пересказывать сказку с помощью схем. Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию, умение видеть характер героев, оценивать их поступки. Углублять знания об особенностях животных зимой. Пополнить лексический словарь детей. Развивать внимание, память, словесно – логическое мышление,

 

Словарная работа: навстречу, юркнул, эрудит.

 

Материал: игрушки: заяц, ёж, лиса, дрозд, карточки – схемы, фишки.

 

Предварительная работа: беседа на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме».

 

Дети стоят вокруг обруча, который лежит на полу. На столе разложены картинки с изображением животных.

В.: Ребята, найдите картинки с изображением животных, которые живут в лесу и положите их в круг.

В ходе выполнения задания воспитатель задаёт вопросы («Алёна, почему ты положила в круг картинку с изображением зайца?» и т. д.).

В.: Ребята, назовите всех животных, которые оказались в круге. Как их можно назвать двумя словами?

В.: Сейчас я прочитаю вам произведение А. Суконцева «Как ёжик шубу менял», а вы внимательно слушайте.

Воспитатель читает сказку.

В.: Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала: сказку, рассказ или стихотворение.

Воспитатель выслушивает высказывания детей и вместе с детьми делает вывод.

В.: Да, ребята, это сказка, потому что только в сказке животные могут разговаривать, как люди.

В.: Ребята, давайте вспомним эту сказку.

Вопросы по содержанию:

·         Как называется сказка, которую я вам прочитала?

·         Почему ёжик не готов был встретить зиму?

·         Кого встретил ёжик в лесу?

·         В какой шубе был заяц?

·         О чём говорили заяц и ёж?

·         К кому пошёл ёжик менять шубу?

·         Какую шубу надел ёжик?

·         Кого встретил ёжик в новой шубе?

·         Почему ему было тяжело убегать от лисы?

·         Куда спрятался ёжик?

·         Почему ёжик решил вернуть свою шубу?

Физкультминутка.

Здесь по снегу скачет зайка, (Дети прыгают по кругу.)

Там синичек села стайка. (Машут руками, как птицы.)

Здесь лисята за кустом, ( Приседают, смотрят вправо, влево.)

Там в дупле бельчонка дом. (Встают, поднимают руки.)

 

В.: Ребята, пока мы с вами отдыхали к нам в гости пришли герои сказки.

Выставляет игрушки: заяц, ёж, лиса и дрозд.

В.: Послушайте про них сказку ещё раз.

Воспитатель читает сказку и выставляет на доске карточки – схемы.

В.: Ребята, а сейчас вы сами попробуйте рассказать эту сказку, а помогут вам наши схемы – подсказки.

Дети рассказывают сказку по частям, используя схемы.

 

В.: Ребята, мы с вами уже много узнали о жизни диких животных и сейчас поиграем в игру, которая называется «Эрудит». А вы знаете, кого называют эрудитом? Эрудит – это человек, который много знает, может ответить на любые вопросы. Я вам сейчас буду задавать вопросы, отвечать на них нужно быстро. За каждый правильный ответ вы получаете фишку, у кого окажется больше фишек, того мы назовём эрудитом, то есть умным человеком.

Вопросы:

У кого пушистый хвост?

Какое животное живёт на дереве?

Кто лес на голове носит?

У кого жилище называется логово?

Кто живёт под кустом?

У кого нос пятачком?

Кто в воде плавает, как рыба? И т. д.

В конце занятия выигрывает тот у кого больше фишек.

 

 

 

 

 

 

 

А. Суконцев. 

КАК ЁЖИК ШУБУ МЕНЯЛ. 

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё
листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а 
навстречу заяц. Не в серой шубке, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.
Ёжик спрашивает у зайца:
- Ты где шубу сменял?
- Вон там, у старого дрозда.
- А мне нельзя сменять свою шубу?
- Я не знаю, сходи попроси.

Пошёл ёжик к дрозду и говорит:
- Я тоже хочу в белой шубе ходить.
- Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.
Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, 
пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы - 
бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино 
счастье поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь
дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к 
дрозду.
- Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у 
зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка.
Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению детей с художественной литературой

 « Чтение сказки А. Суконцева «Как ёжик шубу менял»

Программные задачи.

Пополнить литературный багаж детей новой сказкой. Продолжать формировать эстетическое восприятие художественного текста. Формировать умение пересказывать сказку с помощью схем. Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию, умение видеть характер героев, оценивать их поступки. Углублять знания об особенностях животных зимой. Пополнить лексический словарь детей. Развивать внимание, память, словесно – логическое мышление,

Словарная работа: навстречу, юркнул, эрудит.

Материал: игрушки: заяц, ёж, лиса, дрозд, карточки – схемы, фишки.

Предварительная работа: беседа на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Дети стоят вокруг обруча, который лежит на полу. На столе разложены картинки с изображением животных.

В.: Ребята, найдите картинки с изображением животных, которые живут в лесу и положите их в круг.

В ходе выполнения задания воспитатель задаёт вопросы («Алёна, почему ты положила в круг картинку с изображением зайца?» и т. д.).

В.: Ребята, назовите всех животных, которые оказались в круге. Как их можно назвать двумя словами?

В.: Сейчас я прочитаю вам произведение А. Суконцева «Как ёжик шубу менял», а вы внимательно слушайте.

Воспитатель читает сказку.

В.: Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала: сказку, рассказ или стихотворение.

Воспитатель выслушивает высказывания детей и вместе с детьми делает вывод.

В.: Да, ребята, это сказка, потому что только в сказке животные могут разговаривать, как люди.

В.: Ребята, давайте вспомним эту сказку.

Вопросы по содержанию:

  • Как называется сказка, которую я вам прочитала?
  • Почему ёжик не готов был встретить зиму?
  • Кого встретил ёжик в лесу?
  • В какой шубе был заяц?
  • О чём говорили заяц и ёж?
  • К кому пошёл ёжик менять шубу?
  • Какую шубу надел ёжик?
  • Кого встретил ёжик в новой шубе?
  • Почему ему было тяжело убегать от лисы?
  • Куда спрятался ёжик?
  • Почему ёжик решил вернуть свою шубу?

Физкультминутка.

Здесь по снегу скачет зайка, (Дети прыгают по кругу.)

Там синичек села стайка. (Машут руками, как птицы.)

Здесь лисята за кустом, ( Приседают, смотрят вправо, влево.)

Там в дупле бельчонка дом. (Встают, поднимают руки.)

В.: Ребята, пока мы с вами отдыхали к нам в гости пришли герои сказки.

Выставляет игрушки: заяц, ёж, лиса и дрозд.

В.: Послушайте про них сказку ещё раз.

Воспитатель читает сказку и выставляет на доске карточки – схемы.

В.: Ребята, а сейчас вы сами попробуйте рассказать эту сказку, а помогут вам наши схемы – подсказки.

Дети рассказывают сказку по частям, используя схемы.

В.: Ребята, мы с вами уже много узнали о жизни диких животных и сейчас поиграем в игру, которая называется «Эрудит». А вы знаете, кого называют эрудитом? Эрудит – это человек, который много знает, может ответить на любые вопросы. Я вам сейчас буду задавать вопросы, отвечать на них нужно быстро. За каждый правильный ответ вы получаете фишку, у кого окажется больше фишек, того мы назовём эрудитом, то есть умным человеком.

Вопросы:

У кого пушистый хвост?

Какое животное живёт на дереве?

Кто лес на голове носит?

У кого жилище называется логово?

Кто живёт под кустом?

У кого нос пятачком?

Кто в воде плавает, как рыба? И т. д.

В конце занятия выигрывает тот у кого больше фишек.

А. Суконцев. 

КАК ЁЖИК ШУБУ МЕНЯЛ. 

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё
листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а 
навстречу заяц. Не в серой шубке, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.
Ёжик спрашивает у зайца:
- Ты где шубу сменял?
- Вон там, у старого дрозда.
- А мне нельзя сменять свою шубу?
- Я не знаю, сходи попроси.

Пошёл ёжик к дрозду и говорит:
- Я тоже хочу в белой шубе ходить.
- Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.
Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, 
пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы - 
бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино 
счастье поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь
дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к 
дрозду.
- Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у 
зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка.
Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, чтение рассказа В. Бардадым "Колодец"

Знакомим с произведениями Кубанских писателей, развиваем познавательный интерес к истории своего народа....

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «Герои сказок»

Закреплять умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора, по описанию отгадывать героя. Развивать внимание, мышление, креативные способности детей....

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой "В гостях у сказки"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "В гостях у сказки"...

Конспект развлечения по ознакомлению детей с художественной литературой «В гости к сказкам»

Задачи:·        Закреплять знания детей о русских, народных сказках.·        Развивать речь, мышление, воображение через игры.·...