Перспективное планирование
методическая разработка по развитию речи на тему

Перспективное планирование по развитию речи с использованием фольклора на все возрастные группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Программное содержание

Метод. приемы

 

Сентябрь

 

«Кот, лиса и петух»

Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух». Упражнять детей в умении вести диалог, помочь высказывать свои мысли. Воспитывать у детей умение слушать большую по объему сказку и понимать ее содержание, сопереживать персонажам.

За 3-4 дня до занятия следует показать детям картинку, с изображением петушка, сидящего на жердочке, предложить запомнить слова «жердочка», «гребешок».

Игра «Лиса и петушок»

Вос-ль приносит игрушечного кота  в сапогах, рассматривают его кафтан, шляпу с пером; запоминают название муз.

инструмента (гусли).

Дети вместе с вос-лем рассматривают сушеный горох, пшено.

Вос-ль знакомит детей с лисой.

Заучивание потешки о петушке.

Кукольный спектакль по сказке.

Октябрь

«Колобок»

Знакомство детей со сказкой «Колобок». Упражнять детей в образовании слов по аналогии. Учить детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание.

Д/у «Играем в слова»

Настольный театр по сказке.

Лепка «Колобок».

Пальчиковая гимнастика (по выбору вос-ля).

Инсценировка сказки на прогулке.

Ноябрь

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с потешкой «Как у нашего кота», заучивание. Помочь детям вспомнить знакомые сказки с котом, желание рассказывать о героях.

Заучивание потешки.

Рассматривание иллюстраций «Кошка с котятами».

Чтение по ролям потешки «Кисонька - мурысонька».

Пальчиковая гимнастика.

Чтение сказки «Кто сказал мяу?».

Д/и «Кто как кричит».

Декабрь

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку; привлекать к посильному  участию в драматизации небольшого отрывка из сказки; обратить внимание детей на слова: медведюшко, лисица- лисонька, повторить с ним эти слова.

Д/и «Кто в домике живет?».

Зачитывание отрывка из произведения.

Показать обложку книги или крупный рисунок.

Вспоминая знакомые сказки: «Колобок», «Кот, петух и лиса».

Сравнение, какая лиса в этих сказках.

Кукольный театр по сказке.

Инсценировка сказки на прогулке.

Январь

«Волк и семеро козлят»

Знакомство детей со сказкой «Волк и семеро козлят». Воспитывать умение внимательно слушать сказку, вести диалог об услышанном, сопереживать персонажам.

Подвижная игра на прогулке «Козлята и волк».

Рассматривание картины «Коза с козлятами».

Настольный театр по сказке.

Февраль

«Уж, ты зимушка зима»

Учить детей рассматривать картины, делать простейшие выводы. Упражнять детей в умении вести диалог, помочь высказывать свои мысли.

Д/и «Оденем куклу на прогулку».

Заучивание стихов о зиме.

Прогулка по территории сада, рассказы о зиме, как изменилась природа.

Загадывание загадок о зиме и зимней одежде.

Наблюдение за снегирем.

Рассматривание картины «Зимой на прогулке».

Март

«Курочка ряба»

Знакомство со сказкой «Курочка ряба». Воспитывать умение слушать сказку, отвечать на вопросы, внимательно рассматривать иллюстрации, пересказывать сказку. С помощью специальных ситуаций вовлечь детей в разговор, помочь им высказывать свои мысли.

Настольный театр по сказке.

Рассматривание картины «Курица с цыплятами».

Чтение и драматизация р.н. песенки «Курочка – рябушка».

Апрель

«Кто в тереме живет»

Знакомство со сказкой «Теремок». Совершенствовать грамматический строй речи. С помощью спланированной ситуации помогать детям вести диалог со сказочным персонажем, активизировать в их речи различные словесные формы выражения просьбы, благодарности.

Д/И «Пустите в теремок»

Драматизация сказки «Теремок»

Май

«Бычок - черный бочок»

Познакомить с р.н.с.  «Бычок - черный бочок, белые копытца». Помочь детям вспомнить название и содержания сказок, которые читали им на занятиях. Литературная викторина.

Заучивание потешки про бычка.

Рассматривание картины «Корова с теленком».

Настольный театр по сказке.

Рисование любимых персонажей из сказок.


Утверждаю:

Заведующий МАДОУ №2

 Детский сад «Рябинка»

Сутягина Н.Д.

«___»_____________2013г.

Перспективное планирование непосредственно

организованной образовательной деятельности

по развитию речи на тему:

«Развитие речи с использованием фольклора»

На 2013-2014 учебный год

Воспитатель

2-ой младшей группы

Семенова О.Н.

г.Москва г.Троицк




Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Программное содержание

Метод. приемы

Сентябрь

«Лисичка со скалочкой»

Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать героям. Учить детей отвечать на вопросы, пополнять словарный запас детей за счет прилагательных( хитрая, коварная) и глаголов. Развивать внимание, память, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Д/и «Кто в домике живет?».

Зачитывание отрывка из произведения.

Показать обложку книги или крупный рисунок.

Вспоминая знакомые сказки: «Колобок», «Кот, петух и лиса».

Сравнение, какая лиса в этих сказках.

Кукольный театр по сказке.

Октябрь

«Кто в тереме живет»

Упражнять детей в умении драматизировать небольшие знакомые сказки, пересказывать их близко к тексту. Активизировать словарь, использовать звукоподражания. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Д/И «Пустите в теремок»

Драматизация сказки «Теремок»

Ноябрь

«Зимовье зверей»

Продолжать знакомить детей со сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям. Обогащать и активизировать словарь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию. Развивать внимание, память, воображение, четко произносить звуки, используя звукоподражания. Учить понимать и оценивать характеры героев; передавать интонацией голоса и характер персонажей. Воспитывать любовь к народным сказкам, нравственные качества: дружба, взаимопомощь.

Знакомить детей с домашними животными: рассматривание их живых и на картинках.

Чтение, загадывание загадок.

Постройка большой избы для животных из строительного материала.

Декабрь

«Здравствуй

зимушка – зима!»

Познакомить детей с русской народной песенкой «Как на тоненький ледок». Знакомство с зимними приметами. Загадывать загадки о зиме. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Заучивание стихов о зиме.

Прогулка по территории сада, рассказы о зиме, как изменилась природа.

Загадывание загадок о зиме и зимней одежде.

Рассматривание картин о зиме.

Январь

 

 «Смоляной бычок»

Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом. Развивать внимание, память, пополнить и активизировать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Выставить иллюстрированную сказку в уголок книг для свободного рассматривания.

Рассмотреть картину «Корова с теленком».

 Лепить из пластилина  «Пластилинового бычка».

Февраль

 

«Петушок и бобовое зернышко»

Учить: понимать тему, образное содержание и идею сказки, значение пословицы и ее связь с сюжетом сказки; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; формулировать тему, основную мысль сказки; понимать. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.

Рассматривание картины «Петушок с семьей»

Настольный театр по сказке.

 Д/и «Кто как кричит».

Март

«Лиса и гуси»

Познакомить детей с новой сказкой, научить понимать ее скрытый смысл. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать внимание, мышление, чувство юмора. Воспитывать интерес к сказкам, желание слушать их.

Наблюдение за домашними птицами, их повадками.

 Рассматривание картинок по теме.

Разучивание песенки «Жили у бабуси два веселых гуся…»

Апрель

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание, характер героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями, активизировать словарь детей прилагательными. Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к книге.

Чтение и рассказывание уже знакомых сказок про лису.

Рассматривание иллюстраций.

Игра – инсценировка по сказке.

Май

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки; замечать образные слова и выражения в тексте; понимать содержание поговорок; придумывать новые эпизоды к сказке. Упражнять в подборе синонимов. Воспитывать интерес к сказкам.

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Игра – драматизация.


Утверждаю:

Заведующий МАДОУ №2

 Детский сад «Рябинка»

Сутягина Н.Д.

«___»_____________2014г.

Перспективное планирование непосредственно

организованной образовательной деятельности

по развитию речи на тему:

«Развитие речи с использованием фольклора»

На 2014-2015 учебный год

Воспитатель

средней группы

Семенова О.Н.

г.Москва г.Троицк




Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Программное содержание

Метод. приемы

Сентябрь

«Заяц-хвастун»

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун»

Вспомнить содержание знакомых русских народных сказок

Объяснение воспитателем: пролог, эпилог

Рассказ сказки «Заяц- хвастун»

Чтение присказки

Характеристика зайца

Анализ

Октябрь

«Царевна-лягушка»

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка». Любовь к сказкам, умение понимать добро и зло.

 Чтение присказки

Беседа о русских народных сказках

Объяснение смысла : волшебные сказки

Чтение сказки

Беседа по содержанию

Анализ

Ноябрь

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И.Карнауховой), помочь понять её смысл. Воспитывать понимание, любовь к русскому народному творчеству.

Упражнение в подборе слов отвечающих на вопрос : какой? Какое?

Чтение сказки. Беседа по прочитанному произведению.

Чтение понравившегося отрывка

Анализ

Декабрь

 «Хаврошечка»

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Любовь к русским народным сказкам. Сопереживание. Сострадание.

Беседа о русских народных сказках

Рассказ сказки «Хаврошечка»

Вопрос: назовите сказочные образы и сказочные ситуации

Коллективная работа «Яблоня»

Чтение понравившегося отрывка

Анализ

Январь

«Сивка- Бурка»

Помочь детям вспомнить содержание  знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка»

Рассказ «Что такое волшебные сказки»

Беседа о рус.нар.сказках

Чтение «Сивка-Бурка»

Слова- близнецы

Анализ

Февраль

«Лиса и заяц»

Знакомство со сказкой «Лиса и заяц». Воспитывать умение слушать сказку, отвечать на вопросы, внимательно рассматривать иллюстрации, пересказывать сказку.

Чтение сказки

Дети делятся впечатлениями

Повторное чтение

Самостоятельный пересказ детьми

Анализ

Март

«Лиса и рак»

Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Воспитывать любовь к народному творчеству.

Д/и «Скажи наоборот», Д/и «Кто хитрее?» загадывание загадок.

Рассматривание картины «Лиса с лисятами»; картинки с изображением лисы.

Апрель

«Финист – Ясный сокол»

Проверить знают ли дети основные черты русской народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол»

Накануне читается основная часть сказки. В процессе чтения поясняется, что сокол - птица. Показывается картинки и иллюстрации. На лепке создаются образы злой Бабы-Яги. После чтения 1-ой части сказки домой даются раскраски "Добрая Баба-Яга".

Май

«Лиса и кувшин»

Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.

Развивать интерес к устному народному творчеству.

Воспитывать устойчивое внимание.

Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова.

Учить произносить предложения с разными оттенками интонации.

Д/и «Угадай, какое слово заблудилось»

Д/и «Скажи по-другому»


Утверждаю:

Заведующий МАДОУ №2

 Детский сад «Рябинка»

Сутягина Н.Д.

«___»_____________2015г.

Перспективное планирование непосредственно

организованной образовательной деятельности

по развитию речи на тему:

«Развитие речи с использованием фольклора»

На 2015-2016 учебный год

Воспитатель

старшей группы

Семенова О.Н.

г.Москва г.о.Троицк



Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Программное содержание

Метод. приемы

Сентябрь

«Лиса и козел»

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

Закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;

Познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»;

Закрепить умение отвечать полным предложением на вопросы по содержанию сказки;

Развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ;

Развивать память, внимание, мышление;

Совершенствовать навык придумывать слова – прилагательные, давая характеристику героям сказки;

Книжка с русской народной сказкой «Лиса и козёл»,

Иллюстрации с главными героями, Использование графического плана в виде схемы (мнемотехника),

Инсценировка сказки.

Октябрь

 

«У страха глаза велики»

Учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений.

Познакомить детей с бытовой сказкой.

Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы.

Активизировать словарь детей.

Упражнять в образовании слов при помощи суффиксов.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Беседа по содержанию сказки.

Упражнение «Говорящая мимика»

Игра «Доброе утро»

Заучивание текста к игре «Доброе утро», Знакомство с устным русским народным творчеством.

Упражнять в подборе синонимов и антонимов.

Ноябрь

«Небылицы-перевертыши»

Показать детям, как с помощью приема «случайное действие» можно сочинить небылицу. Закрепить умение выделять функцию предмета.

Учить подбирать рифмующиеся пары.

 Закрепить понятие «небылица», отметить её особенности, отличие от стихотворения.

Показать как, используя метод «смешения», «путаницы» можно получить нелепицу. Развивать логическое мышление, фантазию, речь, чувство юмора,

умение замечать непоследовательность в суждениях, небылицы в тексте

и доказывать почему так не бывает.

Декабрь

«Никита Кожемяка»

Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка»

 Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя.

Развивать интерес к русскому народному творчеству;

Развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, от взрослых

Помочь понять содержание сказки

Чтение, вопросы, беседа, показ, рассматривание, объяснение. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Чтение отрывков о былинных богатырях.

Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».

Январь

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

Продолжать знакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.

Познакомить детей с устным народным творчеством

Познакомить с одеждой и вооружением русских воинов, побуждать видеть различия между богатырями.

• беседы о богатырях

• рассматривание иллюстраций

• репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»

• изображение гуслей

• фонограмма песни «Богатырская наша сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) на электронном носителе.

Февраль

«Снегурочка»

Учить понимать образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.

Закреплять знания о временах года.

Познакомить детей с природными явлением "эхо".

Развивать мышление и речь детей.

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Рассматривание картины В. Васнецова "Снегурочка, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».

Март

«Алеша Попович И Тугарин Змемеевич»

Познакомить с русской народной сказкой «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.

Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

картина В.МВаснецова « Богатыри»;

картинки доспехов, оружия, костюм

богатыря, лошадка; макеты деревьев, камня; разрезные картинки; видеовикторина.

Апрель

«Садко»

Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси; продолжать формировать представления детей о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко»; воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам; расширять словарный запас детей; формировать и воспитывать патриотическую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич»; Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.

Май

«Как аукнется, так и откликнется»

Учить выразительно, пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста.

Активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц. Учить правильно произносить звуки (ш), (ж), (р), изменять силу голоса и темп речи.

Отгадывание загадок

Игра «Как сказать правильно?»

Чтение пословиц


Утверждаю:

Заведующий МАДОУ №2

 Детский сад «Рябинка»

Сутягина Н.Д.

«___»_____________2016г.

Перспективное планирование непосредственно

организованной образовательной деятельности

по развитию речи на тему:

«Развитие речи с использованием фольклора»

На 2016-2017 учебный год

Воспитатель

подготовительной группы

Семенова О.Н.

г.Москва г.о.Троицк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...