"Викторина по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Закаблук Мария Александровна

МБДОУ «Детский сад» №19 г.Обнинск

Воспитатель

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Викторина по русским народным сказкам».

Программное содержание:

- Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.

- Обогащать и расширять словарный запас детей, активизировать устную речь, развивать интонационную выразительность.

- Воспитывать любовь к художественному слову, формировать положительную мотивацию к изучению произведений народного фольклора.

Предварительная работа:

- Чтение русских народных сказок.

- Театрализация русских народных сказок с помощью настольного театра, масок-шапочек.

Дидактический и наглядный материал:

2 книги (пустая и со сказками), письмо, картинки «Сказочные герои».

Ход занятия:

В.-ль: 

Ой, ребята посмотрите - книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу?

(ответы детей)

В.-ль:

А где должны лежать книги?

(ответы детей)

В.-ль:

Правильно, на книжной полке. Вот мы сейчас почитаем, а потом уберем книгу на место.

(открывает книгу)

В.-ль:

Ой, ребята, поглядите - книга-то пустая! А где же сказки?.. Наверное они обиделись, что с книгой так плохо обошлись и исчезли. Но здесь есть какое-то письмо.

(открывает письмо, читает)

В.-ль:

«Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений, много сказочных свершений.

Но  чтоб сказки вам найти, нужно многое  пройти:

Сложные задания, забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь, в сказках вы не заблудитесь!»

И подпись: Ваши сказки.

Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

(ответы детей)

 В.-ль:

Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свечи  дети слушали бабушкины сказки. Они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о стремлении человека к счастью, доброте, дружбе. Сказки осуждают жадность, зависть, трусость.

Итак, первое задание.

В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, Иван-Царевич. Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:
Петушок…..
(золотой гребешок), Зайчишка… (трусишка), Мишка…(косолапый), Зайка…(побегай-ка), Волчок…(серый бочок) Мышка….(норушка), Лягушка… ( квакушка). 

Молодцы, ребята! Мы справились с первым заданием!

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.  А чтобы вам было легче их вспомнить, я вам загадаю загадки-подсказки.


Стоял домик расписной, 
Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.
Но пришел медведь и давай реветь.

Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.

- Какая это сказка?
(«Теремок»)

В.-ль:

Кто первый пришел к теремку? (ответы детей) А кто последний? (ответы детей)

 Почему медведь не смог войти в теремок? (медведь большой, а теремок маленький).

Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку:

Перед волком не дрожал,

 От медведя убежал,

А лисице на зубок

 все ж попался…? («Колобок»)

Кого встретил колобок в лесу? (ответы детей) Кто помнит, какую песенку пел колобок? (ответы детей)

А вот еще загадка:

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то…

(«Волк и семеро козлят»)

А куда они пропали? (ответы детей)

А это из какой сказки?

- Зайку выгнала лиса… 
Плачет зайка «Вот беда!»

(«Заюшкина избушка»)

Кто помог заиньке и выгнал лису из его избушки?
(ответы детей)

- Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился.

(«Петушок и бобовое зернышко»)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Кот, петух и лиса»)

- Сидит в корзинке девочка

 у мишки за спиной.

 Он, сам того не ведая,

 несет ее домой…

(«Маша и медведь»)

- Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей.

(«Три медведя»).
Молодцы, ребята! Вот и со вторым заданием мы справились! А давайте теперь немного отдохнем!

Физкультурная минутка.

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку).
Папа был большой - большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).
Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).
А сынок - малютка просто. (Присесть).
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).
Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Молодцы! Ну а теперь третье задание -  назовите сказочного персонажа. (после правильного ответа-показать детям картинку с изображением сказочного героя)

- Она снесла яичко, да не простое, а золотое.

(Курочка Ряба)

- Кто нашел скалочку и получил за нее курочку?

(Лиса из сказки «Лисичка со скалочкой»)

- Кто ловил в проруби рыбу на хвост?

(Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

- Из копытца он напился

 и в козленка превратился?

(Братец Иванушка из сказки  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)


- Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

 Кисельная  речка.

Все нам помогали,

 Все нас укрывали.

 К матушке и батюшке

 Мы домой попали.

(Братец и сестрица из сказки «Гуси–лебеди»)


- Молодцы, ребята! Как вы хорошо знаете сказки!
(открывает книгу) Посмотрите, сказки к нам вернулись!

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть Добро навеки

Побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы

Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....

Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»

Конспект НОД  Литературная викторина по русским народным сказкам  для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...

Викторина по русским народным сказкам "В гостях у сказки"

Данный материал предлагается как итоговое занятие по чтению русских народных сказок в средней группе детского сада....

Литературная викторина по русским народным сказкам: «В гостях у сказки»

24 ноября  в корпусе «Рыжик» учитель-логопед  Исхакова  Гюзель  Жафяровна  провела  с детьми подготовительной группы  «Почемучки» литературную викторину  «В гос...

Литературная викторина по русским народным сказкам "Сказка-сказка,приходи!"

Целью данной викторины было: показать развитие речи детей,активизировать устную речь,совершенствовать элементы актёрского мастерства,прививать любовь к устному народному творчеству....

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

    Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.Задачи:  - активизировать знания детей о русских народных сказках...