Программа по развитию речи для детей 5-7 лет
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Красноперова Наталия Сергеевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЦДТ «ВИТЯЗЬ»

 

 

 

 

ПЛАН – ПРОГРАММА

 

«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

подготовка к обучению элементам грамоты»

 

Возраст детей – с 5 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 / 2 года

Количество занятий в неделю – 1 по 30 минут

 

 

 

Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.

1. Комплект методических пособий к программе  «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2. Рабочие тетради для детей:

-  «От А до Я»;

-  «Я начинаю читать».

3. Дополнительный материал:

«Запоминаю буквы»;

«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

«Я уже читаю».

 

Реализует программу:

 

Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) – Красноперова Наталия Сергеевна

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

 

 

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:

  • развитию речи и подготовке к обучению грамоты
  • введению в художественную литературу
  • ознакомлению с окружающим миром
  • введению в математику.

 

В старшей группе особое место занимает совершенствование  фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

  • подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
  • составлению из слогов слов, из слов – предложений
  • знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

 

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте  подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

 

Развитие речи осуществляется в следующих направления:

  1. Развивающая речевая среда, задачи: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
  2. Формирование словаря, задачи: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
  3. ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
  4. Грамматический строй речи, задачи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
  5. Связная речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
  6. Подготовка к обучению грамоте: представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом. «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках коммуникации.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(По программе Колесниковой Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет)

 

Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет: состоит из 3-х этапов обучения на протяжении 4- лет дошкольного детства. (Рассмотрим 2- ой этап – 5/6 лет «Развитие звуко-буквенного анализа» и применяем для детей 5/6 и 6/7 лет, как желательное условие освоение программы.)

 «Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. Основная задача программы «От звука к букве» - обучение дошкольников элементам грамоты:

·         Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

·         Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им,  что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

 

Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются:

  • зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
  • пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
  • слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
  • сенсомоторные координации,
  • точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей.

 

 

Формы работы

Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

 

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
    • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
    • буква, её образ и графическое написание
    • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
    • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
    • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

 

Предполагаемый результат

 

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ

(по Колесниковой Е. В.)

 

  1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения

·         умение ориентироваться в содержании этого общения,

·         выполнять поручения

      2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

·         о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)

·         о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

·         о выразительных средствах речи

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4.  Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

·      наличие у него представления о модели и процессе моделирования

·      способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

 

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

 

Основные этапы и содержание работы

 

  1. Подготовительный:

·         закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки

·         интонационное выделение заданного звука в слове

·         графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)

·         деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

·         знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)

·         понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат

·         определение места звука / буквы в слове

·         обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)

  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

·         алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове

·         понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»

·         гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат

·         чтение слогов с изученными звуками и буквами

·         составление и чтение слов из знакомых букв

·         работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов

  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

·         гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

·         графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат

  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:

·         звуковой (фонетический) анализ слова

·         понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)

·         переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов

  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями

·         закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

·         переход к чтению несложных текстов

  1. Повторение и закрепление пройденного материала

* Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.

 

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

 

МЕСЯЦ

(№) Занятия, тема

Сентябрь

Мониторинг.

Мониторинг.

(1.) Знакомство: Звук и буква А. место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(2.) Тема - Звук и буква О. место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

Октябрь

(3.) Тема - Звук и буква У место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(4.) Тема – Буква Ы:  место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(5.) Тема и буква Э. место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.

(6.) Тема - Чтение слогов АУ, УА,

печатание слогов. Закрепление пройденного материала.

Ноябрь

(7.) Звук и буква  Л. Чтение слогов ЛА, ЛЫ, ЛО, ЛУ, ЛЭ

.

(8.) Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение.

(9.) Звук и буква Н. Чтение слогов.Написание и чтение слов

(10.) Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.

Декабрь

(11.) закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов, предложений

(12.) Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений

 

 

(13.) Буква Ю. Чтение слогов, слов

(14.) буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений.

Январь

(15.) Тема - Звук и буква Е чтение слогов,слов.

(16.) Тема звук и буква И Чтение слогов, слов

(17.) Тема – Закрепление пройденного материала

 

 

Февраль

(18.) Тема – Звуки Г-К, Г’- К’. Буквы Г,г, К,к. Чтение слогов, составление и условная запись предложения

(19.) Тема – Звуки Д-Д’, Т-Т’. Буквы Д,д, Т,т. Чтение слогов, предложений.

(20.) Тема – Звуки В-В’, Ф-Ф’. Буквы В,в, Ф,ф. Чтение слогов, предложений.

(21.) Тема – Звуки З-З’, С-С’. Буквы Зз, Сс Чтение слогов, предложений

Март

(22.) Тема – ЗвукиБ-Б’,П-П’. Буквы Бб,Пп.Чтение слогов, предложений

(23.) Тема – Звуки Х-Х’. БукваХх. .Чтение слогов, предложений

Мониторинг.

(24.) Тема – Звуки и буквы Жж, Шш. .Чтение слогов, слов

(25.) Тема – Звуки и буквы Чч, Щщ. .Чтение слогов, слов, предложений

Мониторинг.

Апрель

(26) Тема – Звук и буква Цц. Чтение слогов, слов, стихотворных текстов.

(27.) Тема – звук и буква Йй. Чтение слов, стихотворных текстов 

(28.) Тема – буква ь. Чтение слов, стихотворных текстов 

(29.) Тема – буква ъ. Чтение слов, стихотворных текстов 

(30.) Тема – закрепление пройденного материала. Чтение слогов, слов, предложений

(31.) Тема- Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложения по сюжетным картинкам.

Май  

(32.) Тема- Закрепление пройденного материала. Алфавит. Чтение стихотворений

Мониторинг

мониторинг

    

 

*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.

 

 

 

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

 

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению.

Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.

Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

 

 

Критерии развития интереса и способностей к чтению

 

Ребёнок к концу года должен:

· проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

· ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;

· понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;

· записывать слова, предложения печатными буквами;

· разгадывать ребусы, кроссворды;

· читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;

· ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

· рисовать предметы в тетради в линейку.

 

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

 

Месяц

 

неделя

(№) занятия, тема

 

Сентябрь

1

(1.) Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

 

2

(3.) Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

 

3

(4.) Тема - «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

 

4

Мониторинг – диагностика.

 

Октябрь

1

(5) Тема – «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

 

2

(6.) Тема – «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

 

3

(7.) Тема – «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

 

4

(8.) Тема – «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

 

Ноябрь

1

(9.) Тема – «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.

 

2

(10) Тема – «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

 

3

(11) Тема – «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

 

 

(12) Тема – «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

 

Декабрь

1

(13) Тема – «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

 

 

2

 

(14) Тема – «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

 

3

Мониторинг- диагностика

 

4

Мониторинг- диагностика

 

Январь

1

(15) Тема – «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

 
 

2

(16) Тема – «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

 
 

Февраль

1

(17) Тема – «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

 

2

(18) Тема – «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

 

3

(19) Тема – «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

 

4

(20) Тема – «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

 

Март

1

(21) Тема – «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

 

2

(22) Тема – «8 Марта».  Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

 

3

(23) Тема – «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

 

4

(24) Тема – «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

 

Апрель

1

Мониторинг – диагностика.

 

2

(25.) Тема – «Ребусы». Разгадывание ребусов.

 

3

(26.) Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.

 

4

(27) Тема – «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

 

Май

1

Повторение – закрепление.

 

2

Повторение – закрепление.

 

 

 

 

Развивающая среда в группе

 

Магнитная азбука;

Дидактические настольные игры:

«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».

Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.

 

Работа с родителями

 

Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

 

«Наши результаты»: сентябрь, май.

 

Открытые занятия – ноябрь, март.

 

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

 

Литература:

 

1.      Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.

2.      Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г

3.      Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.

4.      Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.

5.      Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.

6.      Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.

7.      Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.

8.      Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_programma_po_razvitiyu_rechi_kolesnikova_0_1.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЦДТ «ВИТЯЗЬ»

ПЛАН – ПРОГРАММА

«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

подготовка к обучению элементам грамоты»

Возраст детей – с 5 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 / 2 года

Количество занятий в неделю – 1 по 30 минут

Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.

1. Комплект методических пособий к программе  «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2. Рабочие тетради для детей:

-  «От А до Я»;

-  «Я начинаю читать».

3. Дополнительный материал:

«Запоминаю буквы»;

«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

«Я уже читаю».

Реализует программу:

Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) – Красноперова Наталия Сергеевна

Пояснительная записка

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:

  • развитию речи и подготовке к обучению грамоты
  • введению в художественную литературу
  • ознакомлению с окружающим миром
  • введению в математику.

В старшей группе особое место занимает совершенствование  фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

  • подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
  • составлению из слогов слов, из слов – предложений
  • знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте  подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Развитие речи осуществляется в следующих направления:

  1. Развивающая речевая среда, задачи: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
  2. Формирование словаря, задачи: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
  3. ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
  4. Грамматический строй речи, задачи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
  5. Связная речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
  6. Подготовка к обучению грамоте: представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом. «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках коммуникации. 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(По программе Колесниковой Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет)

Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет: состоит из 3-х этапов обучения на протяжении 4- лет дошкольного детства. (Рассмотрим 2- ой этап – 5/6 лет «Развитие звуко-буквенного анализа» и применяем для детей 5/6 и 6/7 лет, как желательное условие освоение программы.)

 «Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. Основная задача программы «От звука к букве» - обучение дошкольников элементам грамоты:

  • Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
  • Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им,  что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются:

  • зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
  • пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
  • слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
  • сенсомоторные координации,
  • точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей.

Формы работы

Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Предполагаемый результат

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ

(по Колесниковой Е. В.)

  1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
  • умение ориентироваться в содержании этого общения,
  • выполнять поручения

      2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

  • о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
  • о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
  • о выразительных средствах речи

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4.  Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

  •     наличие у него представления о модели и процессе моделирования
  •     способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы

  1. Подготовительный:
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала

* Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

МЕСЯЦ

(№) Занятия, тема

Сентябрь

Мониторинг.

Мониторинг.

(1.) Знакомство: Звук и буква А. место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(2.) Тема - Звук и буква О. место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

Октябрь

(3.) Тема - Звук и буква У место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(4.) Тема – Буква Ы:  место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(5.) Тема и буква Э. место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.

(6.) Тема - Чтение слогов АУ, УА,

печатание слогов. Закрепление пройденного материала.

Ноябрь

(7.) Звук и буква  Л. Чтение слогов ЛА, ЛЫ, ЛО, ЛУ, ЛЭ

.

(8.) Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение.

(9.) Звук и буква Н. Чтение слогов.Написание и чтение слов

(10.) Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.

Декабрь

(11.) закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов, предложений

(12.) Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений

(13.) Буква Ю. Чтение слогов, слов

(14.) буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений.

Январь

(15.) Тема - Звук и буква Е чтение слогов,слов.

(16.) Тема звук и буква И Чтение слогов, слов

(17.) Тема – Закрепление пройденного материала

Февраль

(18.) Тема – Звуки Г-К, Г’- К’. Буквы Г,г, К,к. Чтение слогов, составление и условная запись предложения

(19.) Тема – Звуки Д-Д’, Т-Т’. Буквы Д,д, Т,т. Чтение слогов, предложений.

(20.) Тема – Звуки В-В’, Ф-Ф’. Буквы В,в, Ф,ф. Чтение слогов, предложений.

(21.) Тема – Звуки З-З’, С-С’. Буквы Зз, Сс Чтение слогов, предложений

Март

(22.) Тема – ЗвукиБ-Б’,П-П’. Буквы Бб,Пп.Чтение слогов, предложений

(23.) Тема – Звуки Х-Х’. БукваХх. .Чтение слогов, предложений

Мониторинг.

(24.) Тема – Звуки и буквы Жж, Шш. .Чтение слогов, слов

(25.) Тема – Звуки и буквы Чч, Щщ. .Чтение слогов, слов, предложений

Мониторинг.

Апрель

(26) Тема – Звук и буква Цц. Чтение слогов, слов, стихотворных текстов.

(27.) Тема – звук и буква Йй. Чтение слов, стихотворных текстов  

(28.) Тема – буква ь. Чтение слов, стихотворных текстов  

(29.) Тема – буква ъ. Чтение слов, стихотворных текстов  

(30.) Тема – закрепление пройденного материала. Чтение слогов, слов, предложений

(31.) Тема- Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложения по сюжетным картинкам.

Май  

(32.) Тема- Закрепление пройденного материала. Алфавит. Чтение стихотворений

Мониторинг

мониторинг

*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»: развитие интереса и способностей к чтению.

Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.

Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

Критерии развития интереса и способностей к чтению

Ребёнок к концу года должен:

  • проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
  • записывать слова, предложения печатными буквами;
  • разгадывать ребусы, кроссворды;
  • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
  • ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  • рисовать предметы в тетради в линейку.

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

Месяц

неделя

(№) занятия, тема

Сентябрь

1

(1.) Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

2

(3.) Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

3

(4.) Тема - «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

4

Мониторинг – диагностика.

Октябрь

1

(5) Тема – «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

2

(6.) Тема – «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

3

(7.) Тема – «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

4

(8.) Тема – «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

Ноябрь

1

(9.) Тема – «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.

2

(10) Тема – «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

3

(11) Тема – «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

(12) Тема – «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

Декабрь

1

(13) Тема – «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

2

(14) Тема – «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

3

Мониторинг- диагностика

4

Мониторинг- диагностика

Январь

1

(15) Тема – «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

2

(16) Тема – «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

Февраль

1

(17) Тема – «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

2

(18) Тема – «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

3

(19) Тема – «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

4

(20) Тема – «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

Март

1

(21) Тема – «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

2

(22) Тема – «8 Марта».  Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

3

(23) Тема – «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

4

(24) Тема – «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

Апрель

1

Мониторинг – диагностика.

2

(25.) Тема – «Ребусы». Разгадывание ребусов.

3

(26.) Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.

4

(27) Тема – «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

Май

1

Повторение – закрепление.

2

Повторение – закрепление.

Развивающая среда в группе

Магнитная азбука;

Дидактические настольные игры:

«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».

Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.

Работа с родителями

Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Открытые занятия – ноябрь, март.

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Литература:

  1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
  2. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
  3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
  4. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
  6. Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
  7. Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
  8. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи для детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста,одна из проблем современного общества.Более 30 % детей имеют задержку речи.Я предлагаю цикл занятий,которые направлены на развитие всех функций  ребенка--мелк...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности  и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...

ПРОГРАММА по развитию речи у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

В настоящее время увеличивается число детей с системными нарушениями речи. Количество детей, имеющими выраженные речевые трудности, с каждым годом растет, и, как правило, в силу различных причин, они ...

Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности образовательная область «Коммуникация»

Рабочая программа по развитию речи направлена на реализацию образовательной области «Коммуникация», составлена на основе обязательного минимума содержания по познавательно-речевому развитию детей стар...

Комплексная программа по развитию речи для детей старшей и подготовительной группы.

Комплексная программа по развитию речи разработана воспитателем и логопедом для разновозрастной группы от 5 до 7 лет....

Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»

Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...

Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...