НОД (речевое развитие) "Что за прелесть эти сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

НОД по сказкам А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pushkin.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Что за прелесть эти сказки…»

Цель: закреплять знания детей о творчестве А. С. Пушкина в жанре сказки 

Задачи: 

Образовательные: 

• учить узнавать Пушкина на портрете; 

• дать детям представления о жизни и творчестве Пушкина в жанре сказки; 

• учить выразительно читать стихи; 

• активизировать и обогащать словарь детей, учить понимать фразеологизмы («остаться у разбитого корыта»).

Развивающие: 

• развивать познавательный интерес к жизни и творчеству писателя; 

• развивать умение высказывать свои мысли, отвечать на вопросы стихотворными строками; 

• развивать эмоционально-чувственную сферу и творческие способности. 

Воспитательные: 

• воспитывать интерес к художественному слову; 

• способствовать формированию понятий о нравственности, учить оценивать характеры и поступки героев; 

• формировать положительное отношение к чтению. 

Предварительная работа: 

чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»; 

чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья… »; 

заучивание стихов; 

просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»; рассматривание иллюстраций к сказкам; 

«Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; дидактические игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Угадай, из какой сказки»; 

занятие по рисованию на тему «У Лукоморья дуб зеленый… ». 

Материалы и оборудование: 

портрет А. С. Пушкина. 

иллюстрации к сказкам Пушкина; 

рисунки детей; 

музыкальные записи 


Ход: 

Вос-ль: Сегодня в детский сад пришло загадочное письмо. (Читаю) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки. Приглашаю вас в гости, в Лукоморье. Здесь вас ждут игры, загадки, сказочные герои и еще много интересного». Кот Ученый.

Оказывается, письмо из Лукоморья. А что такое «Лукоморье»? (ответы) 

(Устаревшее слово – изгиб морского берега, а в сказках – заповедное место на краю мира)

А кто придумал Лукоморье? 

Дети: Александр Сергеевич Пушкин. 

1 ребёнок: Ветер по морю гуляет, 

Дует в паруса. 

Никогда не перестанем 

Верить в чудеса. 

Где царевна оживает 

Злу наперекор, 

Где красавиц похищает 

Мрачный Черномор, 

Где Балда с чертями спорит, 

Белочка поет, 

Где разбитые корыта 

Рыбка раздает, 

Где шумит волна морская, 

Нас туда зовет 

Лукоморье, цепь златая 

И ученый кот. 

Ребёнок : А. С. Пушкин родился в 1799 году. В детстве у него была няня Арина Родионовна. И часто маленький Саша слушал сказки, которые Арина Родионовна слышала от других или сочиняла сама. Ее рассказы оказали глубокое впечатление на Сашу и отразились в его дальнейшем творчестве. Он написал 7 сказок и много стихотворений. 

Вос-ль: Готовясь к нашей викторине, вы нарисовали замечательные иллюстрации к сказкам Пушкина. Как бы обрадовался поэт, если бы увидел ваши рисунки! Мы с вами не один раз перечитывали книги этого автора, заучивали отрывки из сказок. Сегодняшняя викторина продемонстрирует, насколько вы помните подробности сказок. В финале игры вас ждет сюрприз — необычный сундучок. 


Ведущий: Ребята, я думаю, чтобы нам справиться, нужно хорошо знать сказки. Вы их хорошо знаете? Тогда начнём.

1 РАУНД

1. На каком из портретов изображён А. С. Пушкин 

2. Какие сказки Пушкина вы знаете? 

3. Вспомните сказку с самым длинным названием (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди) 

4. Какая сказка не является произведением Пушкина. 

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Конек-горбунок», «Царевна-лягушка», «Сказка о медведихе», «Сказка о попе и работнике его балде».

2 РАУНД

Отгадайте, из каких сказок эти строки? 

1. Ветер, ветер! Ты могуч. 

Ты гоняешь стаи туч. 

Ты волнуешь сине море, 

Всюду веешь на просторе, 

Не боишься никого, 

Кроме бога одного. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях) 

2. Соку спелого полно, 

Так свежо и так душисто, 

Так румяно — золотисто 

Будто медом налилось! 

Видно семечки насквозь. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях) 

3. Вот пошел он к синему морю: 

Видит, - море слегка разыгралось. 

Стал он кликать золотую рыбку, 

Приплыла к нему рыбка, спросила 

«Чего тебе надобно, старче? » (Сказка о рыбаке и рыбке) 

4. «Ты, бесенок, еще молоденек, 

Со мною тягаться слабенек; 

Это было б лишь времени трата. 

Обгони-ка сперва моего брата. (Сказка о попе и работнике его Балде) 

Физминутка

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх) 


И кораблик подгоняет (помахивают руками) 

Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок) 

На раздутых парусах (опускают руки) 

Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки) 

Мимо города большого (встают) 

Пушки с пристани палят (хлопают) 

Кораблю пристать велят (топают) . 

(ведущий напоминает правила игры, игра начинается) 

3 РАУНД

Подбери рифму: 

*Ветер весело шумит, 

Судно весело. (бежит) 

*Мимо острова Буяна 

В царство славного (Салтана) . 

*И желанная страна 

Вот уж издали. (видна) 

*«Месяц, месяц, мой дружок, 

Позолоченный  (рожок)! 

*Ты встаешь во тьме глубокой 

Светлолицый (светлоокой) . 

*И обычай твой любя 

Звезды смотрят (на тебя) . 

4 РАУНД 

1. Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица. 

(Говорящее зеркальце, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») 

2. Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать три года «Сказка о рыбаке и рыбке») 

3. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?  (Звездочет «Сказка о золотом петушке) 

4. С кем наперегонки бегал бесенок вокруг моря? (С зайкой, «Сказка о попе и ра ботнике его Балде») 

5. В этой сказке одна сестра стала царицей, другая-ткачихой, а третья-кем? (Поварихой. Да, царь так и сказал сестрам: Будь одна из вас ткачиха, а другая-повариха) 


6. Сколько лет рыбачил старик (тридцать лет и три года) 

7. Сколько раз закидывал невод в море старик? (три раза) 

8. Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою) 

5 РАУНД

Кто быстрее соберёт кораблик используя игру «Танграм». 

6 РАУНД 

Бочонок с вопросами: 

В бочонке находятся цифры. Дети  достают цифры и отвечают на вопросы закрепленные за этой цифрой. 

1. Место встречи попа с Балдой. (Базар) 

2. Чем отравилась молодая царевна (Яблоко) 

3. Злой своенравный персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» (Старуха) 

4. Название острова мимо которого проплывали корабельщики. (Буяна) 
5. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец – звездочет) 

6. Что должен был делать петушок? (охранять царство) 

7. Жилище старика со старухой? (землянка) 

8. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? 

(«Не печалься, ступай себе с богом») 

Физминутка

Через высокие горы, через широкие долы, (идут высоко поднимая ноги) 

через дремучие леса, через синие моря. (имитируют движения) 

в царство сказок мы идем, дружно песенку поем. (просто идут) 

На золотом крыльце сидели - 

царь, царевич, король, королевич, 

Белоснежка, Чиполлино, Буратино и Мальвина, 

Колобок – румяный бок. (рукой выполняют движения считалки) 

Много нас - Кощей один, и его мы победим. (сужают круг. Понимают руки вверх) 

7 РАУНД


Назовите из какой сказки предметы? 

В коробке лежат предметы (рыбка, петушок, солнце, лошадка, матрешка) 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданиями, и сегодня победила дружба. 

Вос-ль: Сказки А. С. Пушкина учат нас не быть жадными и лживыми, учат понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда? 

А. С. Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. 

Легкий, стих Пушкина вдохновил композиторов на создание музыки к его произведениям. М. Глинка написал оперу на сказочную поэму «Руслан и Людмила», А. Н. Римский-Корсаков вдохновился «Сказкой о золотом петушке» и «Сказкой о царе Салтане». 

Пушкин велик. Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности речевой направленности "Что за прелесть эти сказки"(по сказкам А.С.Пушкина)

Задачи:-Познакомить детей  с биографией и творчеством А.С.Пушкина;-Развивать  интерес к творчеству А.С.Пушкина;-Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки,замеча...

Конспект ОД по речевому развитию с ИКТ «Путешествие в сказку. Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди»

Конспект ОД по речевому развитию с детьми старшей группы«Путешествие в сказку. Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Конспект занятия по речевому развитию "Что за прелесть, эти сказки!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы. «Что за прелесть, эти сказки!»...

Конспект занятия по речевому развитию «Что за прелесть эти сказки»

абота  с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду. Достойное воспитание и развитие детей дошкольного возраста невозможн...

Технологическая карта образовательной деятельности по речевому развитию «Наши пальчики помогают рассказывать сказку» («В гостях у сказки «Уш чуул эртемниг оол»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 «Салгал» г.Кызыл  УтверждаюЗаведующаяМБДОУ д/с «Салгал» г.Кызыл________...