Образовательная деятельность по развитию речи "Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Панова Ольга Викторовна

Конспект  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Транспорт»

Интеграция образовательных областей: познавательное, физическое и  речевое развитие.

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Транспорт»

Интеграция образовательных областейпознавательное, физическое и  речевое развитие.

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный, водный, наземный.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), используя игровые упражнения.
  3. Продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы.
  4.  Формировать умение детей работать самостоятельно и в паре, договариваться для достижения результата.

Методы:

Наглядные (картинка с изображением разных видов транспорта).

Словесные (беседа, вопросы, загадки);

Практические (подвижные игры: «здравствуйте щечки», «едем-летим-плывем», упражнение «собери из частей», «самый быстрый»).

Оборудование: мультимедийное оборудование, столы стулья по количеству детей, картинки с разными видами транспорта, разрезные картинки, картинки для игры «самый быстрый», ватман с условными обозначениями станций, смайлики по количеству детей.

Ход работы

Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбкой. Замечательно, от ваших улыбок сразу стало светлее и теплее.

Приветствие: «Здравствуйте!»

(во время приветствия дети ритмично хлопают, топают, стучат и т.д.)

здравствуйте ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте щёчки! Плюх, плюх, плюх! (слегка похлопывают себя по щекам)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок! (имитируют поцелуй направо и налево)

Здравствуй, мой носик! Пим, пим, пим! (слегка надавливают на нос пальцем)

В.: ребята, вы любите путешествовать?

Д.: да!

В.: здорово!

Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, а на чем мы отправимся, вы узнаете, если разгадаете  загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит

Вы догадались?

Дети: это поезд.

В.: верно, значит, на чём мы отправимся в наше путешествие?

Д.: на поезде.

В.: Посмотрите, пожалуйста, на наш чудесный поезд

1СЛ. (демонстрация слайда поезд с вагончиками).

Поезд уже подъезжает, давайте, покажем голосом, как он приближается к нам ууууу”

Но прежде, чем мы займем свои места и отправимся в путешествие, давайте вспомним правила пребывания в поезде:

внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай.

Молодцы, занимайте свои места (дети садятся на стульчики)

 Основная часть.

В.: поезд уже готов к отправлению, а вы готовы?

Д.: да, готовы!

В.: отлично! Тогда наш поезд отправляется в путь! 

 2сл. (показ видео клипа на 20 секунд)

В.: внимание! Поезд прибывает на первую станцию "отгадай-ка"

(звук - гудок поезда)

В: на этой станции мы будем отгадывать загадки.

(дети по очереди встают и отгадывают  загадку).

В.: шуршат четыре шины

В дороге у …

Дети: машины.

В.: правильно, молодцы.

 вот стальная птица,

В небеса стремится

А ведёт её пилот.

Что за птица?

Дети: самолёт

В.: ходит город-великан на работу в океан

Дети: корабль

В.: .: соня, давай перечислим все слова-отгадки: машина, самолет, корабль.

В.: молодец!

Кирилл, как ты думаешь, как все слова-отгадки можно назвать одним словом?

Кирилл: это транспорт.

В.: дети, все согласны?

Д.: да.

В.: верно, молодцы! Справились с заданиями на этой станции.

 В.: внимание! Наш поезд движется дальше, посмотрите, пожалуйста, налево, мы прибываем на станцию «Называй-ка» (звук - гудок поезда).

3сл. Посмотрите внимательно на экран и скажите, как называется транспорт, на котором:

- летают по воздуху?

Д.: воздушный транспорт.

В.: здорово, молодцы!

В.: как называется транспорт, на котором:

- плывут по воде?

Д.: водный транспорт.

В.: замечательно!

В.: как называется транспорт, на котором:

- едут по земле?

Д.: наземный транспорт.

В.: отлично

 Хорошо наш поезд отправляется дальше, и мы прибываем на станцию  «управляй-ка»

«Кто чем управляет»

В.: я буду показывать карточки, и называть вопрос «кто управляет той или иной техникой?» а вы мне отвечать.

В.: кто управляет самолетом?

Д.: летчик.

В.: кто управляет машиной?

Д.: шофер, водитель.

В.: кто управляет ракетой?

Д.: космонавт.

В.: кто управляет пароходом?

Д.: капитан.

В.: кто управляет автобусом?

Д.: водитель.

В.: кто управляет поездом?

Д.: машинист.

В.: как одним словом назвать то, что вы называли?

Д.: профессии.

 Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию  «Отдыхай- ка» (звук - гудок поезда).

Ребята, выходите из поезда поиграть на полянке.

Подвижная игра: «Летим-плывем-едем».

В.: дети, давайте покажем, как летит воздушный транспорт? («летят», машут крыльями),

Как плывёт водный транспорт? («плывут»),

Как движется наземный транспорт? («едут», крутят руль).

(дети бегут по кругу под музыку, когда музыка останавливается, воспитатель показывает картинку с любым видом транспорта. Дети определяют, какой вид транспорта изображен на картинке – воздушный, водный или наземный и выполняют соответствующие движения).

 В.: отдохнули?

Д.: да.

В.: молодцы! Тогда садимся в вагончики, едем дальше: (встают друг за другом)

Поезд наш едет, колеса стучат,

В поезде нашем ребята сидят

Ту-ту!

В.: присаживайтесь за столы.

В.: дети, мы прибыли на станцию «собирай- ка» (звук - гудок поезда).

В.: жители этой станции приготовили для вас сюрприз, вы сможете узнать что это, если соберете разрезную картинку.

(дети собирают картинки)

В.: вы уже справились с заданием? Молодцы! Попробуйте назвать предмет на вашей картинке ласково.

Д.: у меня вертолётик.

У меня самолетик.

У меня грузовичок.

У меня машинка.

У меня кораблик.

У меня тракторок.

Замечательно! Вы опять меня порадовали. Соберите, пожалуйста, картинки в коробочки.

В.: наш волшебный поезд продолжает свое движение.

  Ребята, мы очутились на станции «Угадай-ка « (звук - гудок поезда).

В.: у вас остались еще картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

-эта машина помогает людям тушить пожары.

Д.: это пожарная машина.

В.: какая машина помогает врачу.

Д.: это скорая помощь.

В.: эта машина помогает полицейским.

Д.: это полицейская машина.

В.: молодцы ребята вы справились с этим заданием.

В.: внимание, наш поезд продолжает свой путь, едем дальше, вставайте друг за другом.

Поезд наш едет, колеса стучат,

В поезде нашем ребята сидят

Ту-ту!

(дети  «едут» к стульчикам, стоящим у экрана, изображая руками движение колёсами)

В.: присаживайтесь на свои места.

В.: мы прибыли на станцию «Исключай-ка» (звук - гудок поезда).

В.: все жители этой станции очень любят играть в «Четвертый лишний», а вы хотите в нее поиграть?

Д.: да.

В.: посмотрите внимательно на экран, найдите лишнюю картинку, назовите ее и объясните почему.

Даша: лишний вертолет, потому что это воздушный транспорт, а все остальные – наземный.

В.: дети, все согласны с Дашей? Или кто-то думает по-другому?

Д.: да, согласны.

В.: все верно! Вы у меня очень догадливые.

Посмотрите на следующую картинку, что лишнее здесь?

Д.: лишний поезд, потому что это наземный транспорт, а все остальные – водный.

В.: все думают так же?

Д.: да.

Посмотрите внимательно на следующую картинку, что здесь лишнее?

Д.: лишний самолет, потому что это воздушный транспорт, а все остальные – наземный.

В.: какие вы молодцы. Так порадовали меня своими правильными ответами!

7. В.: дети, нам нужно спешить, нас уже ждут на другой станции.

Внимание! Внимание! Посмотрите, пожалуйста, вперед, поезд прибывает на станцию «Шутилка» (звук - гудок поезда).

В.: ребята, на этой станции живет замечательный художник, который рисует необычные картины, а вы хотите на них посмотреть?

Д.: да.

В.: тогда давайте на них посмотрим, подумаем и определим, что же в этих картинах необычного. Давайте найдем ошибки художника.

Д.: на этой картинке у самолета крылья как у птицы.

В.: отлично.

Д.: на этой картинке колеса у велосипеда квадратные, а не круглые.

В.: замечательно.

Вам понравились необычные картины художника?

Д.: да, понравились.

В.: очень хорошо.

В.: ребята, время нашего путешествия подходит к концу, нас, наверное, уже совсем заждались в детском саду.

Внимание! Наш волшебный поезд прибывает на конечную станцию «Детский сад»

(звук - гудок поезда).

Выходите из поезда, давайте попрощаемся с ним, и покажем голосом, как поезд

Уезжает, отдаляется от нас “ууууу”

В.: на прощание помашите поезду рукой. (Машут)

В.: вам понравилось наше путешествие?

Д.: да.

В.: подойдите, пожалуйста, ко мне.

Давайте вспомним все станции, на которых мы сегодня с вами побывали.

А вы, пожалуйста, скажи, какая станция вам понравилась больше всего, и положите смайлик в конверт этой станции.

1 реб.: мне понравилось отгадывать загадки.

2 реб.: мне понравилось называть разные виды транспорта.

3 реб.: мне понравилось отдыхать.

4 реб.: мне понравилось собирать картинку.

5 реб.: мне понравилось играть в игру «кто, чем управляет?»

6 реб.: мне понравилась игра “4-й лишний”.

7 реб.: мне понравились смешные картины художника.

В.: замечательно! Дети, какие вы у нас молодцы! Выполнили сегодня правильно много заданий! Я за вас очень рада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Они сражались за Родину» для детей логопедической группы (старший возраст) (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Они сражались за Родину» для детей логопедической группы (старший возраст) образовательная область «Речевое развитие». Задач...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Образовательная область "Речевое развитие" непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи» Тема: «Золотая осень»

Образовательная область "Речевое развитие"непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи»Тема: «Золотая осень»(группа общеразвивающей направленности для детей от пяти  до сем...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....