Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Земцовская Елена Анатольевна

Развитие речи в старшей группе. Обобщающее занятие по рассказам Н.Носова "Путешествие по рассказам Н.Носова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: «Путешествие по рассказам Н.Носова»

Цель: Закрепление знаний детей о рассказах Н.Носова.

Задачи:

Образовательные:

Учить узнавать рассказ по иллюстрациям. Совершенствовать умение подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Закрепить навыки детей пересказа знакомых рассказов. Расширить словарный запас. Закрепить название рассказов Н.Носова.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать артикуляционный аппарат.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к художественной литературе.  Формировать навык сотрудничества, доброжелательность. Воспитывать дружбу.

Оборудование: Иллюстрации к рассказам, план путешествия, шляпа, котенок, мячики маленькие по количеству детей, мяч большой, коробка-сюрприз, раскраски.

Предварительная работа: Чтение рассказов Н.Носова. Рассматривание иллюстраций. Игры – инсценировки по отдельным отрывкам из рассказов.

Методы и приемы: Сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, мимические упражнения, артикуляционные упражнения, педагогическая оценка, поощрения.

Наглядные: Демонстрация, рассматривание иллюстраций.

Практические: Рассказ  по схеме, решение проблемной ситуации, поисковые действия,  физкультминутка.

Ход занятия.

Воспитатель входит в группу вместе с детьми, здоровается с гостями.

-Здравствуйте, ребята, давайте  поприветствуем  друг  друга.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг и я твой дуг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята скажите,  вы любите путешествовать? (да.)

 Здорово! Сегодня я прибирала в шкафу книги и нашла вот такую карту.  Вам что-то напоминают изображенные на ней предметы?(ответы детей) С этой картой мы можем отправиться  в путешествие по рассказам Н.Носова. Готовы? Скажите, пожалуйста, а чем же рассказ отличается от сказки? ( в нем нет волшебства, он не начинается со слов «жили-были», и т.д.).

                Воспитатель:  Все верно. Итак, отправляемся. Вокруг себя ты повернись и в стране рассказов очутись. Воспитатель вывешивает на доске иллюстрацию из рассказа «Заплатка». Кто узнал, в какой рассказ мы попали? («Заплатка»). Правильно. Давайте вспомним, что случилось со штанами у Бобки?  (Бобка перелезал через забор и порвал свои солдатские штаны.)

Как Бобка поступил с рваными штанами? (Попросил у мамы нитку с иголкой и зеленый лоскуток. Сам пришил заплатку.)

Что же сказали Бобке ребята во дворе, увидев его заплатку? (Молодец! Сразу видно, что сам пришивал!)

Воспитатель: Вы такие молодцы, все подробности запомнили в рассказе «Заплатка». Пора нам двигаться дальше. Вращаемся вокруг себя – «Мы – большие молодцы попали в рассказ «Огурцы»!»

Воспитатель: (показывает иллюстрацию из данного рассказа) Ребята, есть такой рассказ у Н. Носова?  Что же там такого плохого сделали Котька и Павлик? (Украли с колхозного поля огурцы.) Как поступила мама у Котьки? (Заставила Котьку нести огурцы обратно.) Какое настроение было у Котьки, когда он ночью нес огурцы обратно на поле? (грустное, печальное, ему было страшно) Покажите, как выглядело его грустное личико? А когда он думал о дедушке с ружьем, как менялось его личико? (Дети передают эмоции                          с помощью мимики.) Хорошо, а как изменилось его выражение лица, когда он вернул огурцы дедушке? Покажите, как ему было легко и радостно.

Воспитатель: Пора нам двигаться дальше. Какой рассказ нас ждет? («Мишкина каша») Вокруг себя ты повернись и в «Мишкиной каше» очутись! (Воспитатель вывешивает иллюстрацию к рассказу.) Ребята, давайте вспомним, о чем этот рассказ? (Как мальчики пытались сварить себе кашу,              а она все вылезала и вылезала из кастрюли.) Как пыхтела каша в кастрюле? (пых-пых! ) Давайте дружно попыхтим. (Дети хором – пых-пых!)

Воспитатель: Прекрасно! Мы уже побывали с вами в трех рассказах. Предлагаю сделать маленькую остановку-передышку и сесть  в кружок. Поиграем в игру  с мячом. Игра называется «Какой, какая, какое».

 ИГРА. Воспитатель каждому кидает мяч и задает вопрос: Каша какая? (Горячая, густая, горелая) Огурец какой? (Зеленый, вытянутый, пупырчатый, длинный, сочный, хрустящий) Настроение какое? грустное, веселое, радостное, печальное ).

Воспитатель: давайте продолжим путь. Где же наша карта? Какой рассказ ждет нас в гости? («Живая шляпа») Правильно! Вокруг себя повернись и в «Живой шляпе» очутись. (Воспитатель меняет иллюстрацию).

Воспитатель: Кто же был под шляпой? (Котенок Васька) Как же он там оказался? (Он сидел у комода, а шляпа упала с комода на котенка). Как  же мальчики выгнали котенка из-под шляпы? (Мальчики кидали в шляпу картошкой и попали. )

Воспитатель: Мы сейчас с вами представим, что мы те самые мальчики, и страшно боимся вот эту шляпу. Бегите на кухню, берите картошку и кидайте в шляпу. (Детям предлагается корзинка с маленькими мячами. Кидают в шляпу. Попадают. Игра заканчивается.) Какие слова говорили мальчики, когда из-под шляпы выскочил котенок? (Васька, миленький! Как же ты нас напугал!)

Васька хочет с нами поиграть  в игру «Чей, чья, чьи?» (Дети садятся в кружочек) - У кота хвост кошачий, а у белки? (Беличий); – У кота уши кашачьи, а у зайца? (Заячьи); – У кота лапы кошачьи, а у медведя? (Медвежьи); - У кота мордочка кошачья, а у лисы? (Лисья). Замечательно.

Давайте Ваське покажем как мы умеем делать зарядку язычком. Артикуляционные упражнения: «Кошечка спинку выгибает», «Кошечка облизывается после молочка»

Кот Васька хвалит ребят.- Вот здорово! Какие же вы сообразительные ребята!!! Какие ловкие и умелые у вас язычки!  

Воспитатель: Ребята, наш путь еще не закончился. Давайте вернемся к карте, что же нас там дальше ждет на пути?  (подарок!) Действительно, мы прошли почти весь путь и добрались до коробки с сюрпризом. Надо вокруг себя обернуться, чтоб у коробки очутиться. ( поворачиваются вокруг себя, появляется коробка с бантиком) Хотите узнать, что там за сюрприз? (Да). Тогда  давайте возвращаться в детский сад вместе с сюрпризом. Что надо сделать, чтоб вернуться? (вокруг себя обернуться) Правильно. Мы вращаемся – в детский сад возвращаемся.

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Присядем ненадолго, посмотрим наш сюрприз.  (Воспитатель открывает коробку) - Здесь лежат картинки-раскраски для вас, ребята. Раскраски по рассказам Н.Носова. За ваше старание, находчивость, за ваше умение правильно отвечать на вопросы и подбирать верные слова. Чуть позже вы возьмете все по картинке. А сейчас давайте поделимся впечатлениями. По каким рассказам мы путешествовали? Кто написал эти рассказы? что вам больше всего понравилось в путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...