Технологическая карта ОД по грамоте для старшей группы с самоанализом
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Якимова Ирина Анатольевна

Данный материал предназначен для занятия по обучению грамоте в старшей группе на начальном этапе знакомства со звуковым анализом слова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_po_gramote_s_samoanalizom_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Радость»

        Технологическая карта ОД

                                                   по познавательно-речевому развитию

                                                                Тема: Звуковой анализ слова «АУ»

                                    Составила

                                                                                                                                                                                                                                   Воспитатель И.А.Якимова

г. Нефтеюганск

Задачи:

Образовательные:

1Формировать представление о звуковом анализе слов

2.Познакомить с действием  звукового анализа слова «ау» и схеме его  звукового состава.

Развивающие:

1. Развивать способность слышать и записывать звучащее слово с помощью фишек – заместителей.

2. Развивать слуховое восприятие, внимание

Воспитательные:

1. Воспитывать умение договариваться, работать в коллективе.

2. Формировать элементарные навыки взаимопроверки.

Словарная работа: схема, фишки - заместители

Материал:

Демонстрационный: Видео-презентация (девочка, кричащая «ау»), картинка с изображением девочки, кричащей «ау», 2 пустых квадрата под изображением,

Раздаточный: картинка с изображением девочки, кричащей «ау», 2 пустых квадрата под изображением, клей, салфетки.

Ход ООД:

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Предполагаемые ответы, рассуждения

результат

Вводно-организационный

Эмоциональная поддержка детей. Формирование интереса к содержанию.

Приветствует детей.

Организует игровое упражнение «В нашей группе все друзья»

Подходят к воспитателю.

 Участвуют в игровом упражнении

Психологическая готовность,

Мотивационно -

побудительный

Ситуация

побудительный

Формирование  представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Показывает иллюстрацию.

Рассказывает сказку о девочке, которая заблудилась и как ей помогло волшебное слово «АУ»

Рассматривают иллюстрацию, высказываются по поводу увиденного.

Слушают сказку.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Проблемная

Ситуация

Проектирование решения проблемной ситуации

- А как же нам запомнить это слово, чтобы никогда не попасть в беду?

Участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение:

 - Нужно сделать подсказку

Актуализация  

Актуализация имеющихся знаний

Создание ситуации, в которой возникает необходимость получения новых знаний

Постановка 2-ой проблемной ситуации

 - Как можно сделать подсказку?

 -Но ведь не все дети еще знают буквы. Как же быть?

Просмотр презентации «АУ»

Рассматривание и комментирование каждого движения губ девочки

- Что происходит, когда девочка произносит звук «А»?

- Что происходит, когда девочка произносит звук «У»?

-  Чем же мы можем обозначить услышанные звуки?

 - записать голосом на телефон, зарисовать губы с широко открытым   ртом (А), узким (у), могут предложить записать буквами.

- Звук «А» можно петь, воздух выходит изо рта свободно, не встречая никаких препятствий. Ротик открывается широко-широко

- Звук «У» тоже можно петь, воздух проходит свободно, но губы складываются узкой трубочкой.

- Можно заменить какими-нибудь символами

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Восприятие и усвоение нового

Получение новых знаний

  Показ квадратов красного цвета и объяснение, что звуки, которые можно петь, обозначаются красным цветом.

Дети проговаривают слово «АУ», выбирают нужные квадратики для обозначения.

Усвоение новых знаний

Физминутка

Смена вида деятельности. Предупреждение утомляемости и эмоционального напряжения

Организует игру «Аутка»

Водящий  ребенок отворачивается (или выходит), дети меняются местами и один из детей произносит: «АУ». Водящий угадывает по голосу ребенка, который потерялся и находит его.

Снятие напряжения

Применение нового на практике

Упражнение в применении новых знаний.

Формирование элементарных навыков взаимопроверки.

Организует игровое упражнение «Испорченный телевизор» (есть изображение, а звука нет).

Организует проведение звукового анализа,  

Ребенок губами (без звука) в «телевизоре» показывает тот или иной звук (широко окрывает рот («А»), «узенькой трубочкой («У»), остальные догадываются, какой звук хотел произнести ребенок

Дети выполняют звуковой анализ слова «АУ» с качественной характеристикой каждого звука.

Один ребенок работает у доски, остальные – за столами

Затем меняются карточками, сравнивают работы с выполненной работой с доски

Осознанное применение новых знаний. АктивностьСмена вида деятельности.

Закдючительный.

рефлексия

Подведение итогов, обобщение полученного ребенком опыта

Подводит итоги: качества усвоения новых представлений, активности детей, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной деятельности.

- Пригодится ли тебе твоя подсказка?

Высказываются по поводу новых умений, качества выполненной работы, своего эмоционального настроения.

- Подсказка пригодится, когда я пойду в лес за грибами или за ягодами

-А я отдам ее маме и папе, чтобы они не заблудились в лесу

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Самоанализ ООД

       

Организованно-образовательная деятельность по обучению грамоте было реализовано в старшей группе.

Образовательная  область – «Речевое развитие»

В организованно - образовательной деятельности использовалась интеграция образовательных областей  - «Познавательное развитие» и «Социально – коммуникативное».

Задачи образовательной деятельности соответствуют возрастным  особенностям детей.

Мотивация была создана с помощью словесного метода – рассказывание сказки о девочке, которая заблудилась и как ей помогло волшебное слово «ау»

Проблемная ситуация была создана совместно с детьми – как сделать подсказку, чтобы не случилась беда? Дети предлагали свои способы решения и пришли к мнению, что ее нужно записать.

Для реализации поставленной обучающей  задачи я использовала  следующие методы:

  • Словесные: вопросы, ответы, предположения детей.
  • Наглядные: картинка с девочкой и схема, символы – заместители звуков.
  • ИКТ -  мультимедийная презентация.
  • Практические: самостоятельное изготовление подсказки.
  • Игровой метод – игра «Аутка»

Для решения развивающей задачи использовала

  • Практический метод – выкладывание схемы слова

Воспитательные задачи решала с помощью словесного метода, посоветовала договориться, поменяться выполненными работами и осуществить проверку

В ходе  образовательной деятельности  реализовала следующие технологии:

     Здоровьесберегающие:

  • Длительность образовательной деятельности соответствует СанПиН.
  • Осуществлялась постоянная смена деятельности: стоя в кругу во время приветствия и положительно – эмоционального настроя, сидя за столом в ходе практической деятельности,  сидя на дорожках для прослушивания сказки.

    Информационно – коммуникативная технология

  • Просмотр мультимедийной презентации.

    В ходе ООД поощряла детей за высказывания, предположения, собственное мнение.

В ООД была организована как совместная с воспитателем деятельность, так и самостоятельная деятельность детей. Совместно была поставлена проблема, найдены пути решения, самостоятельно дети изготовили подсказку.

Новый материал был включен в систему знаний ребенка с помощью игры «Аутка», где дети закрепили это слово.

В конце ООД была проведена рефлексия. Каждый ребенок высказался, зачем он сделал подсказку, и как она ему сможет пригодиться.

Вся образовательная деятельность была построена в едином сюжете, что позволило поддержать положительный и эмоциональный настрой на протяжении всего образовательного процесса.

Я считаю, что мне удалось решить поставленные задачи.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе. Аппликация.

Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе....

технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе в области "Коммуникация".Составлена воспитателем Рожновой Ларисой Алексеевной МБДОУ №20 города Муром Владимирской области

Данный материал может помочь воспитателям в составлении технологической карты по разным видам деятельности работы с детьми.   Совместная деятельность  составлена  в игровой форме , этап...

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Технологическая карта ОД по грамоте для подготовительной группы

Образовательная деятельность по обучению дошкольников грамоте. Тема "Знакомство с буквой Д,д...

Технологическая карта ООД по ФЭМП в старшей группе по теме: «Путешествие в подготовительную группу».

Данный материал предназначен воспитателям старших групп. Можно использовать для проведения итоговой ООД по ФЭМП....

Технологическая карта деятельности по выбору в старшей группе на тему «Аты- баты, аты- баты! В нашей группе есть солдаты»

Деятельность детей по выбору в старшей группе на тему «Аты- баты, аты- баты! В нашей группе есть солдаты»Цель: Развитие детской инициативы и самостоятельности, в рамках темы  нед...