Подгрупповая НОД « Откуда хлеб пришел?» в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с ОНР-3
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Дащенко Ольга Мироновна

Непосредственно - организованная деятельность  " Откуда хлеб пришел ?"  в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповая непосредственно - организованная деятельность с детьми в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с ОНР-3 уровня

Лексическая тема « Откуда  хлеб пришел?»

Направление:  Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей « Познание», « Социально-коммуникативное развитие », «Физическая культура»,   «Художественно - эстетическое развитие».

Цель:  Закрепить умение составлять рассказ по картинкам.

Задачи:

 Коррекционно-образовательная:

 Закрепить словарный запас по теме «Откуда  хлеб пришел »,

 закрепить навык составлять  распространенные предложения, образовывать притяжательные прилагательные, навык диалогической и монологической речи.

 Коррекционно-развивающая:

Развивать    зрительное и слуховое внимание, речевую память, словесно-логическое мышление,   фонематические процессы,   мелкую моторику, речь с движением. 
Коррекционно-воспитательная: 

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Индивидуальная работа: Следить за произношением поставленных  звуков у детей в связной речи. Следить за осанкой   детей.

  Оборудование:   Пригласительная открытка,  почтовый ящик, дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?» (карточки),  воздушные  шары на каждого ребенка.   Раздаточный материал:

 -конверты с набором картинок  «Откуда хлеб пришел»,

-пособие для дыхательной гимнастики «Горячий чай»,

- стулья с прикрепленными лентами («ремни безопасности»)

-медальки « Юному хлеборобу»,

- презентация к занятию, ноутбук.

Предварительная работа: Беседа « Откуда хлеб пришел», заучивание стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание тематических картинок, экскурсия на хлебопекарню, магазин (с родителями).

                         

            Непосредственно - образовательная деятельность 

 1 Организационный момент.

Логопед:  Здравствуйте дети! У нас сегодня много гостей! Давайте дружно поздороваемся!

 Дети здороваются.

Логопед: Сегодня к  нам в детский  сад  приходил еще один гость – почтальон.  Давайте проверим наш почтовый ящик  ( достает  конверт  из почтового ящика).

Почтальон принес нам  письмо от Лунтика. Давайте узнаем, что пишет нам Лунтик.  Лунтик приглашает нас к себе в гости на чаепитие. Он  

приготовил нам угощенье. Вы готовы отправиться в гости к Лунтику?

Дети: Да!

2. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Логопед: Я приготовила гостинец для Лунтика. Гостинец находятся в пакете (на столике стоит пакет). Хотите знать,  что я приготовила взять с собой?

Давайте отгадаем, что лежит в этом пакете, а поможет вам  загадка, которую вы сейчас должны отгадать:

 Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним.

Дети: Хлеб!    Слайд 1

Логопед: достает из пакета две булки хлеба (ржаной и пшеничный)  и произносит:

Вот он - хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!  

Логопед: Правильно дети! Это хлеб! Вот о хлебе мы сегодня с вами  и будем  продолжать говорить!

 Я предлагаю отправиться  в гости к Лунтику  на воздушных шарах (дети подходят к стульям,  к каждому стулу прикреплен гелевый шар на  ленточке). Слайд 2 

Логопед:  Для безопасности полета, нам необходимо посильнее надуть наши шары.

Дети выполняют упражнение «Насос» Развитие речевого дыхания.

Логопед: Готово! Садитесь на сиденья (стулья). Для безопасности полета нам необходимо пристегнуть ремни безопасности,  Пристегнулись? Молодцы! Мы отправляемся в полет!  Давайте закроем глазки и представим, что мы поднимаемся  вверх и летим! (Звучит музыка)

 Логопед: Открыли глазки. Дети, что мы с вами можем увидеть с высоты нашего полета?

Дети:   С высоты нашего полета мы можем увидеть лес (поля, реки, города, поселки).

Логопед: Давайте представим, что мы пролетаем над полем, на котором растет пшеница. (Образование  притяжательных прилагательных, составление распространенных предложений)

Логопед перечисляет: рожь, овес, ячмень, кукуруза.

Как мы назовем такое поле?

Дети: Поле, на котором растет пшеница – пшеничное, ржаное, овсяное, ячменное, кукурузное.

 Логопед:  Молодцы! И так мы идем на посадку. Приземлились!

Дети прикрепляют шары к стульям, проходят  к столам, садятся.

Логопед: Нас встречает Лунтик. (включает презентацию) Слайд 3

Слайд 4 Хлеб (Отдаем пакет с гостинцем).

Логопед от имени Лунтика: Я очень рад вашему хлебу?  Откуда он у вас?   Где вы его взяли?

Игра «Что  из чего?»

Дети: Мы его купили из магазина! Слайд 5

Логопед:  А в магазине откуда?

Дети: Хлеб привезли из хлебопекарни .  Слайд 6

Логопед: А из чего пекут хлеб?  

Дети: Хлеб пекут  из муки. Слайд 7

Логопед: А из чего делают муку?

Дети: Муку делают из зерна.  

Логопед: А откуда берется зерно?

Дети: Зерно созревает в колоске. Слайд 8

Логопед:  Человек,  какой профессии  наблюдает, как растут и созревают колоски? Не напали ли вредители на всходы зерна?

Дети:  За  созреванием колосьев наблюдают агрономы. Слайд  9

Логопед:  А еще кто сеет зерно, ухаживает, выращивает, собирает колоски? Как эта профессия называется

 Дети: Пашут, сеют и сбирают урожай зерна хлеборобы.

Логопед: А хлеб пекут-

Дети:  Пекари.

3. Пальчиковая гимнастика. «Пекари»

Из пшеничной,  из муки                      Дети ритмично лепят “куличи”.

Испекли мы пироги                         

Плюшки, пряники, печенье                Загибают  по одному пальцу, перечисляя .          
Кексы, торты, калачи
.                         Дети  медленно произносят текст. 

Булки, бублики, баранки.              

Их достали из печи                              Одновременно протягивают обе руки.

Вот румяный каравай -                        Образовывают  руками круг перед собой.

Приходите к нам на чай!                     Одновременно протягивают обе руки

Логопед:  Возьмите чашечки, что лежат перед вами. Представьте, что мы пьем чай, а чай очень горячий и его нужно остудить.

Держим чашку за ручки и правильно дуем.( развитие речевого дыхания)

Логопед:  Дети, Лунтик приготовил нам угощение .

Давайте посмотрим, что приготовил нам Лунтик?

Давайте назовем  угощение одним словом, что это! Слайд

Дети: Хлебобулочные изделия.

4. Игра « Называлочка»

Логопед: Назовите хлебобулочное изделие, которое начинается на звук (Б), (К) (х) Ответы детей.

 У кого было самое длинное слово? Почему? А у кого - самое короткое? Почему?
Логопед: Молодцы!

 Логопед: Лунтик  предложил нам поиграть.    

 Игра «Чего не купишь в  хлебном магазине?»

 Назовите чего не купишь в хлебном магазине  и дайте ответ.

 Хлеб, бублики, йогурт, булочки. Слайд

Дети отвечают полным ответом.  

В булочной не купишь йогурт.

Логопед: Батон, сухари, рыба, печенье. Слайд

Ответы детей: В булочной нельзя купить рыбу.

Логопед: Торт, сухари, мясо, ватрушки. Слайд

Ответы детей: В булочной нельзя купить мясо.

Прослушайте чего не купить в булочной:

Логопед: Калачи, баранки, колбаса, пирог,

Ответы детей: В булочной не продают колбасу.

Логопед: Дети, посмотрите на экран. Что это за знак рядом с Лунтиком? Слайд15

Дети : Знак вопроса, вопросительный знак.

Логопед  Лунтик  спрашивает, знаете ли вы,  как хлеборобы выращивают хлеб. Давайте расскажем ему!

 5.Коллективное составление рассказа

Логопед: Что делают хлеборобы весной

Дети: Хлеборобы  весной пашут землю. Слайд.16

Логопед: Что делают, что бы земля была  мягкой?

Дети: К тракторам прицепляют борону и рыхлят землю - боронят. Слайд17

Логопед: Как же сеют так много зерна?

Дети: Зерно сеют сеялки. Слайд 18

Логопед: Какая опасность поджидает взошедшие ростки? Слайд19

Дети: Насекомые могут  грызть взошедшие ростки

Логопед : Кто же может помочь спасти зеленые ростки?

Дети: Летчики. Они с самолета распылят  удобрения, от которых погибнут насекомые, а для ростков это будет питание. Слайд20

Логопед: Когда же будем собирать урожай  зерна?

Дети:  Урожай собирают   в конце лета, когда зерно поспеет.

Логопед: Как будут собирать?  С чьей помощью?

Дети:  На поля выйдут комбайны и грузовые машины. Комбайны будут скашивать колосья, а зерно грузить  в  грузовики. Слайд комбайн21

Логопед: Куда повезут  машины  зерно?

Дети: Машины повезут зерно   на элеватор.

Логопед: Что происходит с зерном на элеваторе ? Слайд22

Дети:  На элеваторе зерно сушат, хранят его в сухом месте, следят, чтобы в нем не завелись вредили.

Логопед: Как же из зерна получается  мука?

Дети: Просушенное зерно везут в  мукомольный завод Там зерно  перемалывают  и получается мука.  Слайд 23

Логопед: Где пекут хлеб?

Хлеб пекут в Хлебозаводе  Слайд24

6.Физ минутка» Зрительная гимнастика .

Дети встают, образовывают круг

Логопед: Представьте, что мы находимся в поле.

Посмотрели вверх - светит яркое солнце – Зажмурили глазки ,4-5р

посмотрели на право - пшеничное поле,

посмотрели налево - ржаное поле.

Посмотрели вниз - ячменное поле.( повторить 4-5 раз)

Речь с движением «Хлеб»

Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

 Он в зерно вдруг превратился.       Выполняют упражнение «Пальчики                                                           здороваются»  

 Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                  Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом.    

Логопед:  Молодцы! Садитесь  за столики.

7. Дети составляют рассказ по картинкам.

 На столе лежат конвертики, в них картинки, расположите картинки в том порядке, в каком порядке вы представляете, откуда хлеб попадает к нам на стол.            Звучит  медленная музыка. 

Логопед: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Послушайте меня внимательно и добавьте последнее слово:

 Снег сошел и хлеборобы пашут ,сеют на полях.

А  затем все поливают , берегут и охраняют.

В конце лета, на полях слышны  комбайны и машины.
Это хлеборобы  убирают урожай и везут зерно на элеватор..
По дороге пыль клубится, едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь, урожай у нас хорош!
Убран хлеб, и тихо стало, мелют мельницы зерно.

На пекарне месят тесто, пекаря пекут, пекут!

И везут товар на место, а зовется это место -( Магазин!)

Логопед: Сейчас давайте послушаем ваши рассказы « Откуда хлеб пришел? Слайд  

 8.   Дети:   Рассказ   «Откуда хлеб пришел» по серии сюжетных картин.

Наступила весна. Растаял снег. На поле вышли трактора с плугом. Они вспахали землю. Затем к тракторам прицепили борону,  которая  взрыхлила землю, чтобы земля стала мягкой и хорошо  засевались зерна . Потом  хлеборобы засыпали в сеялки зерно и сеялки стали рассеивать зерно по полю. Наконец зерно взошло. На поле появились насекомые вредители, которые стали обгрызать молодые ростки. Тогда в небо поднялся самолет. Летчик рассыпал над полем удобрения и вредные насекомые погибли. В конце лета зерно поспело. Вышли на поле комбайны. Они собрали зерно в грузовики, а грузовики повезли его на мукомольный завод. Там зерно смололи  и получилась мука. Муку в больших мешках отправили в пекарню, где пекари испекли из нее хлеб и хлебобулочные изделия. Из пекарни хлеб доставили в хлебный магазин. Там его купили люди.

9.Заключительная часть .

Логопед: Молодцы!  И мне и Лунтику понравились ваши  знания о том, откуда  же   у нас хлеб на столе . Мы   дарим  всем на прощание медальки   «Юный хлебороб». Слайд.  

Логопед дарит детям медальки «Юный хлебороб».  

А вам понравилось в гостях  у Лунтика?

Ответы детей. Прощаются с Лунтиком.

Логопед: Пора возвращаться домой.  Садимся в наш воздушный шар. Пристегиваем ремни безопасности.  Мы взлетаем( звучит медленная музыка).

Логопед: И так посадка. Отстегнули ремни безопасности. Мы снова в детском саду. До встречи .

Дети берут шары   и с воспитателем уходят в группу.

 

 

                        

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Пересказ описательного рассказа "Собака Кнопка".

В плане-конспекте представлены приемы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу описательного рассказа по опорным картинкам....

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Дифференциация звуков [С] - [Ш]"

В данном конспекте представлены приемы работы по слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [Ш]...

Календарный план подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Календарный план подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Наша Армия»

Подгрупповое  логопедическое занятие в подготовительной  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР  «Наша Армия»Интегрированное  Цель: Коррекция лексико...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»

Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание:Задачи:Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количес...

План-конспект подгрупповой непосредственно- образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в лес»

Конспект подгрупповой НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Путешествие в лес"...