Главные вкладки

    Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности и речевому развитию "Составители энциклопедии"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Васильева Вероника Витальевна

    Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности и речевому развитию "Составители энциклопедии"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sostaviteli_entsiklopediy.docx19.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Васильева Вероника  Витальевна

    воспитатель

    высшей квалификационной категории

     ул. Заводская, 9, г. Копейск,  Челябинской области, Россия, 456604

     8 (35139) 7 31 39; факс 8 (35139) 2 23 20

    E-mail: mdou-50@mail.ru

    Конспект занятия

    для детей подготовительной к школе группе

    по исследовательской деятельности и речевому развитию

    "Составители энциклопедии"

    Цель

    - формирование умений и навыков исследовательского поиска

    Задачи

    Образовательные

     - создать условия для получения детьми знаний о  методах исследования;

    - мотивировать детей к самостоятельному проведению исследовательского поиска, используя справочную литературу, компьютер;

    - обогащать словарный запас, путем введения новых слов и объяснения их значения;

    Развивающие

     -развивать коммуникативные навыки, в процессе исследовательского общения;

    - содействовать формированию ассоциативного мышления

    Воспитательные

    - продолжать воспитывать доброжелательное отношение между детьми в подгруппах.

    - Технологии

    исследовательская деятельность

    информационно - коммуникативные

    социоигровые

    Формы организации

    - эвристические беседы;

    - постановка и решение вопросов проблемного характера;

    - наблюдения;

    - опыты;

    - фиксация результатов;

    - развивающие ситуации;

    - трудовые действия.

    Оборудование

    энциклопедии (2 книги), познавательные альбомы "Воздух", "Пшеница", "Магниты", карточки с изображениями тем (3 карточки), методов исследования (6 штук), «папки исследователя»: на лист картона формата А4 наклеены небольшие кармашки из плотной белой бумаги, на каждом кармашке  изображение «метода исследования» (3 папки), маленькие листочки бумаги (50-60 штук), самодельная заготовка для энциклопедии, кофемолка, колоски и пшеничные зерна,мука, шарики воздушные, мешки полиэтиленовые, стаканы с водой, трубочки для коктейлей, магниты, металлические предметы, спец. одежда для лаборатории (4 шт.), влажные салфетки, ноутбук.

    Ход

    -Здравствуйте, ребята. Моему сыну подарили вот такие книги.

    Что это за книги?

    Что такое энциклопедия? (это книга, содержащая информацию по всем отраслям знания или освещающее отдельную отрасль)

    -Для чего нужны энциклопедии?

    -Стихи пишут поэты, сказки  и рассказы – писатели, а кто пишет энциклопедии?

    (Составители)

    - Как вы думаете, откуда составители берут информацию для энциклопедии?
    -Кто такие ученые? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).

     -Рассмотрите эту энциклопедию. Удобно ли вам узнавать из этой книги что-то новое самостоятельно? Почему?

    -Я показывала эти книги ребятам из средней группы и они мне сказали…, впрочем вы сами узнаете, что они сказали. Двое ребят сейчас находятся у вас в приемной и, наверно, стесняются зайти. Пригласи, пожалуйста, Ксюша, ребят.

    Входят дети средней группы.

    «Мы хотим иметь в группе свою энциклопедию, но такую, чтоб мы могли изучать ее сами, без взрослых»

    - А чтобы вы хотели узнать из энциклопедии?

    «Мы хотели бы узнать: Как зернышки в хлеб превращаются? Где используют воздух? Как используют магнит?                                                                                                                 -Ребята, вы сможете помочь детям из средней группы?                                                                          -Мы постараемся вам помочь.                                                                                                                            Миша, проводи, пожалуйста, ребят в их группу.                                                                                                      Дети средней группы уходят.                                                                                                                     -Сможете ли вы сами стать составителями энциклопедии?                                                                                   -Нужно  составить книгу так, чтобы ею было удобно пользоваться детям, не умеющим читать.                                                                                                                                                               -Подумайте, каким образом можно заменить текст книги?                                                               Пиктограмма – замена надписей символами.                                                                                                   У нас три темы для исследования.                                                                                                                                       На доску выставлены карточки с символическими изображениями тем                                           -Ваша задача  — получить как можно больше сведений о том, что является предметом вашего исследования. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?        - Существует много способов добычи информации — «методов исследования».                             На доску выставлены карточки с методами исследований.                                                      -Карточки с обозначением методов исследования, прикрепленные на доску, — не что иное, как план нашего будущего исследования.                                                                                    Даю пояснение к каждому методу.                                                                                                           - Но прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо.                                                                                                                             - Подумайте, как удобнее заняться исследованием этих тем: всем вместе или разделить темы по подгруппам? (подвожу детей ко второму варианту).                                                     Предлагаю жеребьевку: каждый возьмет со стола маленькую карточку с изображением темы и в соответствии с этим объединится в группы.                                         Значит, мы будем сегодня исследователями и составителями энциклопедии.                                 Каждой исследовательская группа получит «папку исследователя».                                                                 На каждом кармашке  изображение «метода исследования». В эти кармашки вы будете вкладывать свои пиктографические записки.

    На маленьких листочках бумаги  ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.                                                                                                                                           На обратную сторону папки, при помощи двухстороннего скотча, прикрепите тему вашей исследовательской работы.                                                                                                                     - А я, с вашего позволения, буду консультантом и главным редактором книги.  Что будет входить в мои обязанности?                                                                                                                       - Приступайте к своим исследованиям, господа ученые.                                                        Воспитатель выполняет роль активного помощника, консультанта исследователей, помогает тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.                                                 Подгруппа исследователей, которая справилась с заданием, вместе с воспитателем приклеивают свои заметки в энциклопедию, поясняя и рассказывая о проведенном исследовании.                                                                                                                                    - Какие методы исследования вы использовали? Какой из методов был наиболее интересным? Какой метод был самым важным для вашего исследования, почему? Какой метод в вашем исследовании вы не применяли и почему?                                                                                                                                               Когда, все подгруппы завершили работу, воспитатель предлагает рассмотреть получившуюся энциклопедию, оставить книгу на несколько дней в своей группе, чтобы что-то дополнить или исправить, а потом передать ее ребятам в среднюю группу.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительного к школе возраста Образовательная область Социально-коммуникативное развитие «Экскурсия в библиотеку»

    Что такое библиотека? Для чегот она предназначена? Актуальна ли в современное время профессия -библиотекарь? На эти вопросы дети найдут ответы, став настоящими корреспондентами!...

    Конспект совместной интегрированной досуговой деятельности детей подготовительной к школе группы"Праздник мальчиков и пап"

    Знакомить детей с родами войск. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к защитникам Родины. Привлекать к участию в мероприятии родителей, особенно пап. Создать положительный эмоциональный настрой и...

    КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

    Занятие, которое поможет  познакомить  дошкольников со свойствами бумаги и ткани....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе "Ритмика с элементами речевого развития"

    В конспект включены танцевально - ритмические разминки с  элементами речевого развития....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной к школе комбинированной группе по познавательно-речевому развитию с использованием ЭОР. Тема «Увлекательное путешествие»

    Познавательное развитие способствует развитию детской любознательности и активности, максимально может быть реализовано в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми. Учитывая личностно &nda...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...

    КОНСПЕКТ ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

    Задачи:закреплять представления о свойствах бумаги и ткани,формировать знания о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования; совершенствовать способы...