Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Францева Любовь Александровна

Тема: «Как звери к зиме готовятся»

Цель: «формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;

Оборудование:

Письмо; маски диких животных; картина – весна, зима, лето, осень; листы – дубовый, осиновый, березовый, кленовый, ольховый, липовый, рябиновый; картинки убежищ животных; картинки зимнего леса и домов для диких животных и картинки животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_podg.gr_.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Как звери к зиме готовятся»

Цель: «формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;

Оборудование:

Письмо; маски диких животных; картина – весна, зима, лето, осень; листы – дубовый, осиновый, березовый, кленовый, ольховый, липовый, рябиновый; картинки убежищ животных; картинки зимнего леса и домов для диких животных и картинки животных.

ХОД НОД:

Воспитатель: 

Ребята, нам сегодня пришло письмо. От кого? А вот послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать, от кого пришло письмо.

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Дети: Это осень.

А какой сейчас месяц? (ноябрь) А какие названия осенних месяцев вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). Итак, ноябрь – это последний месяц осени.

Какая сегодня погода? (холодная, пасмурная)

А сейчас сыграем в игру «Когда это бывает?»

1.Зазвенели ручьи, прилетели грачи, В дом свой - улей пчелы первый мед принесли.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (весна)

2. Солнце печет, липа цветет,
Рожь колосится, золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (лето)
3.Дел у меня немало-
я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня….. (зима).

4.Дни стали короче, длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (осень)

Воспитатель: Холод, ветер на дворе,

Руки мёрзнут в ноябре.

Осень поздняя несёт

Первый снег и первый лёд.

Какое время года придёт после осени? (зима)

Зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. Зима длится три месяца, а кто нибудь знает, как они называются? (декабрь, январь, февраль). Для животных леса — это самая тяжелая пора. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих жилищах.

Ребята, как вы думаете, зачем нам написала осень?

Скоро наступит зима, и она просит нас прийти в лес и помочь животным.

Интересно, а что сейчас происходит в лесу? Зимой зверям трудно будет найти себе еду, не будет ни травы, ни грибов, ни ягод. Хотите узнать, как звери готовятся к зиме? Для этого нам надо отправиться в лес. А чтобы мы не заблудились, она прислала каждому из вас волшебный осенний листочек.

(Педагог раздает листочки.)

Педагог: Ребята, внимательно посмотрите на свои листочки и скажите, у кого какой лист (с какого дерева).

Дети: У меня лист дубовый.

У меня лист осиновый.

У меня – березовый, кленовый, ольховый, липовый, рябиновый…

Теперь мы готовы идти в путь.

ФИЗМИНУТКА

В лес осенний мы шагаем (Идут маршевым шагом)

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом)

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках)

Пойдут тихонько ножки.

Друг за другом побежали. (Бегут на носочках.)

В лес осенний прибежали.

Вот мы и пришли с вами в осенний лес. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети: - не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.

Воспитатель: - А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Ребята, мы оказались на опушке леса. Послушайте, как тихо в лесу. Птицы не поют, почему?

Дети: Птицы улетели в теплые края.

Педагог: Какие птицы улетели?

Дети: Перелетные: соловьи, ласточки, журавли, грачи, скворцы…

Педагог: А почему эти птицы не смогут перезимовать у нас?

Дети: Холодно и птицам невозможно добывать себе еду.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, лесные звери готовятся к зиме?

Дети: Готовятся.

Лес – это большой дом для многих животных. Вспомните, какие животные живут в лесу? (волки, медведи). Вы правы, в большом лесу много кого? (волков, медведей,)

Почему этих животных называют дикими? (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами растят детёнышей, сами строят себе жилища).

Чтобы узнать, как готовятся к зиме животные, я прочитаю вам рассказ Геннадия Снегирёва «Как птицы и животные к зиме готовятся». (Приложение).

Вопросы для обсуждения прочитанного воспитателем с детьми

В этом произведении говорится о каких-нибудь чудесах? Что нового ты узнал из этого рассказа?

Что делают дрозды-рябинники перед отлетом?
Почему коростель раньше всех тронулся в путь?
Как готовится к зиме сойка?
Как ежик приготовился к зиме?
Что делает белка в осенний период?
Расскажите, как медведица готовит себе берлогу.
Как ведут себя зайчата – листопаднички осенью?
Что можно сказать про журавлей? Где они будут зимовать?
Когда отправляются в путь гусиные стаи?

Какие птицы собираются лететь в тёплые края? Как готовятся к зиме ёж, белка и медведица? Что говорит автор о лисе? Как вы думаете, почему зайчата называются «листопаднички»? Куда улетают журавли и гуси на зиму? Когда они к нам вернутся?

Физкультминутка «Зайка»

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)

Воспитатель: Скажите Ребята, очень непросто диким животным подготовить жилища к зиме, а кто какое жилище себе готовит?

Медведь ищет (берлогу).

Белка утепляет (дупло).

Лиса ищет (нору).

Волк устраивает (логово).

Заяц спит (под кустом).

Ёж утепляет (норку).

Бобёр укрепляет (хатку).

Игра «Ты какой? Ты какая?»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.

Воспитатель: В центр круга выходи,

О себе нам расскажи!

Медведь, ты какой?

Ребёнок: Я косолапый, большой, сильный, смелый, лохматый…

Воспитатель: В центр круга выходи,

О себе нам расскажи!

Лиса, ты какая?

Ребёнок: Я красивая, пушистая, хитрая, умная, ловкая, нарядная, осторожная…

Воспитатель: В центр круга выходи,

О себе нам расскажи!

Заяц, ты какой?

Ребёнок: Я беленький, пугливый, чуткий, осторожный, ловкий, быстрый, длинноухий…

Воспитатель: В центр круга выходи,

О себе нам расскажи!

Волк, ты какой?

Ребёнок: Я серый, злой, голодный, опасный, хищный, быстрый…

Воспитатель: В центр круга выходи,

О себе нам расскажи!

Белочка, ты какая?

Ребёнок: Я рыжая, маленькая, ловкая, быстрая, запасливая, пугливая…

Воспитатель: В центр круга выходи,

О себе нам расскажи!

Ёжик, ты какой?

Воспитатель: Я осторожный, колючий, маленький, чуткий…

У каждого животного есть семья. Давайте поиграем в игру.

Д/игра «Назови семью»

Медведь – медведица – медвежата

Волк – волчица – волчата

Заяц – зайчиха – зайчата

Еж – ежиха – ежата

Лось – лосиха – лосята

Лис – лиса – лисята

Ребята нам пора возвращаться. Для этого нам нужно закрыть глаза.

Педагог: Вот мы и дома. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Почему? Что нового вы узнали?

(Ответы детей)

Какое время года наступит после осени.

Дети- зима.

Теперь мы знаем, что наши звери уже готовы к зиме. И мы их отправим в зимний лес. (Делимся на 2 подгруппы)

1. Посмотрите на картину зимнего леса и поселите диких животных в свои домики. Давайте возьмём фигурки диких животных и наклеим их, там где они живут.

2. А здесь предметные картинки - домики для диких животных. распределите их по своим жилищам. Клей набираем аккуратно, промазываем всю фигурку животного. Когда наклеили, придавливаем салфеткой. Кто уже наклеил, аккуратно положите кисточку на розетку.

Приложение:

Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся»

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки...

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках — сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» «Приключения с Незнайкой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению по...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе по образовательной области «Физическое развитие» на тему «Осенние старты»

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе по образовательной области «Физическое развитие» на тему «Осенние старты»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием дидактических игр

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием сюжета русской народной сказки «Колобок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...