Конспект по развитию речи"Слово. Звук". Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам.

 

Задачи:

  • познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
  • познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук»
  • обобщить и систематизировать знания детей о звуках;
  • закреплять представление детей о слове;
  • закреплять умение интонационно выделять звук  в слове.

 

Раздаточный материал: фишки; предметные картинки (7 штук): лев, матрёшка, сыр, крокодил, лось, черепаха, дом; схемы к словам «дом», «лук».

Предварительная работа: проведение разных игр:  «Назови ласково своё имя», знакомство со звуками по картинкам (с-ш; ж-ш; з-с и т.д.), чтение  стихов с акцентом на определённые звуки, со звуком «с».

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

Описание

Дети стоят в кругу на ковре.

Воспитатель спрашивает детей: Ребята вы ходите с мамой в магазин?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: А со мной вы хотите пойти в магазин?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: И вот ребята, представьте себе, что мы с вами пришли в магазин. Это большой    магазин и там много отделов!  И мы с вами оказались в отделе игрушек!

Воспитатель: Ребята, скажите, какие игрушки вы видите?

Дети называют игрушки, которые они видят (машинки, пирамидку, неваляшку, весы и т.д.) и получают за это фишки.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы много назвали игрушек. А дальше мы с вами пойдем в отдел одежды.

Воспитатель: Ребята, назовите одежду, которую вы видите.

Дети называют одежду (шуба, халат, куртка и т.д.) и получают за это фишки.

Воспитатель: А следующий наш отдел посуды. Ребята, назовите, какую посуду вы видите?

Дети называют посуду (чашка, чайник, тарелка и т.д.) и получают за это фишки.

Воспитатель: А сейчас, ребята, назовите мне предметы, которые вы видите в группе.

Дети называют, что они видят в группе.

Воспитатель: Ребята, вы мне назвали много предметов и у каждого предмета есть название, ко­торое обозначено определенным словом.

Воспитатель: А сейчас, ребята садитесь за столы. Я вам расскажу один секрет. Ребята, слова бывают длинные и короткие. Давайте с вами поиграем в такую игру: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ла­дони рук при этом разводятся в стороны.

Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха - длинное.

Воспитатель показывает на доске картинку льва.

Воспитатель: Ребята, это кто?

Ответ детей: лев.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «лев». Как вы думаете это слово короткое или длинное?

Дети: короткое.

Воспитатель показывает на доске картинку матрёшки.

Воспитатель: Ребята, скажите что вы видите на картинке?

Ответ детей:  матрёшка.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «мат-рёш-ка». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответ детей: длинное.

Воспитатель показывает на доске картинку сыра.

Воспитатель: Ребята, скажите, а сейчас что вы видите на картинке?

Ответ детей:  сыр.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «сыр». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответ детей: короткое.

Воспитатель показывает на доске картинку крокодила.

Воспитатель: Ребята, а это кто?

Ответ детей:  крокодил.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «кро-ко-дил». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответ детей: длинное.

Воспитатель показывает на доске картинку лося.

Воспитатель: Ребята, скажите, а это кто?

Ответ детей:  лось.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «лось». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответ детей: короткое.

Воспитатель показывает на доске картинку черепахи.

Воспитатель: Ребята, а это кто?

Ответ детей:  черепаха.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «че-ре-па-ха». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответ детей: длинное.

Воспитатель показывает на доске картинку дома.

Воспитатель: Ребята, скажите, а это что?

Ответ детей:  дом.

Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «дом». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?

Ответ детей: короткое.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас узнали, что слова бывают длинные и короткие.

Воспитатель: А сейчас сами мне скажите только длинные слова.

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас скажите мне только короткие слова.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру с мячом, становимся в круг. Условия игры: дети стоят в кругу, а воспитатель - в центре с мя­чом в руках

Воспитатель: Я вам буду говорить названия животных (лиса, кошка, курица), а вы мне в ответ бросаете мяч и называете  детёнышей этих животных (лисёнок, котёнок, цыплёнок).

После игры воспитатель спрашивает детей: Ребята, а какие слова длиннее, животных или их детёнышей?

Ответы детей: слова детёнышей длиннее, чем животных.

Воспитатель: А сейчас, ребята, садитесь за столы.

Воспитатель: Мы с вами поиграли в игру и узнали, что есть слова длинные и короткие. Но все слова состоят из звуков. Ребята, а какие вы знаете звуки?

Дети: гласные, согласные.

Воспитатель: А как мы различаем звуки гласные от согласных?

Дети: Гласные звуки мы поём, согласные нам мешают произносить язык, зубы, губы.

Воспитатель: Дети, а гласный звук каким цветом обозначается?

Дети: красным.

Воспитатель: А согласный звук каким цветом обозначается?

Дети: синим.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай гласный звук». Я вам буду называть разные звуки, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда услышите гласный звук. Воспитатель называет различные звуки (А, Д, О, Б, У, Р, Ы, К, Е, Ч, И).  Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий, Снова правою ногой,

Покажи домой дорогу. Снова левою ногой.

- Топай правою ногой, После правою ногой,

Топай левою ногой. После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Воспитатель на доске выводит картинку, на которой изображён дом.

Воспитатель: Ребята, что изображено на этой картинке?

Ответы детей: дом.

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что звуки бывают гласные и согласные, гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласным синим цветом. Из звуков состоят слова, нам надо с вами составить слово из звуков, вы видите под картинкой пустые клеточки, на которые нам надо с вами правильно поставить звуки гласные или согласные, чтобы у нас с вами получилось слово.

Воспитатель произносит слово «дом», выделяя первый звук «д».

Воспитатель: Ребята, какой вы слышите первый звук?

Дети: д.

Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?

Дети:  звук «д» согласный.

Воспитатель: Согласный звук каким  цветом обозначают?

Дети: согласный звук обозначают синим цветом.

Воспитатель: Положить у себя синюю карточку.

Дети ставят синюю карточку у себя на столе.

Воспитатель произносит слово «дом», выделяя второй звук «о».

Воспитатель: Ребята, звук «о» это какой звук?

Дети: звук «о» гласный.

Воспитатель: Гласный звук каким цветом обозначают?

Дети: гласный звук обозначают  красным цветом.

Воспитатель: Положили карточку красного цвета.

Дети кладут карточку красного цвета после карточки синего цвета.

Воспитатель произносит слово «дом», выделяя третий звук «м».

Воспитатель: Дети, какой звук я произнесла?

Дети: «м».

Воспитатель: Звук «М» это гласный или согласный звук?

Дети: звук «м» согласный.

Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?

Дети: согласный звук обозначают синим цветом.

Воспитатель: А теперь положили синюю карточку.

Дети кладут синюю карточку после красной.

Воспитатель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «дом».

Воспитатель проверяет вместе с детьми схему слова дом и выводит на доске схему слова «дом».

Игра в звуки.

Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру составь слово из звуков (вызывает детей на слово «дом» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово дом).

Воспитатель произносит слово «лук», выделяя первый звук «л».

Воспитатель: Ребята, какой вы слышите первый звук?

Дети: л.

Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?

Дети:  звук «л» согласный.

Воспитатель: Согласный звук каким  цветом обозначают?

Дети: согласный звук обозначают синим цветом.

Воспитатель: Положить у себя синюю карточку.

Дети ставят синюю карточку у себя на столе.

Воспитатель произносит слово «лук», выделяя второй звук «у».

Воспитатель: Ребята, звук «у» это какой звук?

Дети: звук «у» гласный.

Воспитатель: Гласный звук каким цветом обозначают?

Дети: гласный звук обозначают  красным цветом.

Воспитатель: Положили карточку красного цвета.

Дети кладут карточку красного цвета после карточки синего цвета.

Воспитатель произносит слово «лук», выделяя третий звук «к».

Воспитатель: Дети, какой звук я произнесла?

Дети: «к».

Воспитатель: Звук «к» это гласный или согласный звук?

Дети: звук «к» согласный.

Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?

Дети: согласный звук обозначают синим цветом.

Воспитатель: А теперь положили синюю карточку.

Дети кладут синюю карточку после красной.

Воспитатель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «лук».

Воспитатель проверяет вместе с детьми схему слова дом и выводит на доске схему слова «лук».

Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру составь слово из звуков (вызывает детей на слово «лук» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово «лук»).

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?

Ответы детей: да.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

Ответы детей: игры.

Воспитатель: А в какие игры мы играли?

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей: о звуках, о словах.

Воспитатель: О каких звуках мы говорили?

Ответы детей: гласных и согласных.

Ответы детей: короткие длинные слова, животные, составляли слова и т.д.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРАМОТА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи с детьми старшей группы "Потерялась сказка"

Создание условий для побуждения детей к речевой активности. Совершенствование,умение удерживать текст сказки, учить строить схему, передавая узловые моментв с помощью карт Проппа. Обеспечение условий ...

Конспект ОД развитие речи для детей старшей группы по теме: игрушки.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Подготовила воспитатель: Калягина Е. С.   Обучающие задачи:-расширять знания детей по теме «Игрушки»;-разви...

Конспект НОД развитие речи с детьми старшей группы.

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное»...

Конспект ООД. Развитие речи. "Комнатные растения".Старшая группа.

Конспект ООД развитие речи. "Комнатные растения".Старшая группа....

Конспект по развитию речи для детей старшей группы «Лето — прекрасное время года!»

Ознакомление детей с принаками лета и формирования у детей воображения представления о красоте природы летом и яркости солнца....

Конспект по развитию речи «Выбираем транспорт» старшая группа

Конспектпроведения ООДпо развитию речи «Выбираем транспорт»в старшей группеЗадачи:Обобщить и систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных ...

Конспект по развитию речи с детьми старшей группы по теме «Электроприборы». Воспитателя Прохоровой И.Р.

Конспект по развитию речи с детьми старшей  группы по теме «Электроприборы»....