Конспект "Спасем игрушки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Андреева Ольга Игоревна

Конспект по речевому развитию "Спасем игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasem_igrushki.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 9

Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 Речевое развитие

для детей среднего дошкольного возраста

 Тема: «Спасем игрушки»

 

Воспитатель

Андреева О.И.

Используемые технологии:

  • Технология деятельностного подхода;
  • Здоровьесберегающие педагогические технологии;
  • Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Игровые технологии.

Санкт-Петербург

2018

«Спасем игрушки»

Цель: создание условий для расширения словарного запаса в процессе развития диалогической речи.

Задачи:

  1. Образовательные задачи: создать условия для формирования умения классифицировать, сравнивать, выделять детали, соотносить части и целое, группировать геометрические фигуры по заданным признакам (цвет, форма, величина). Способствовать формированию умения описывать игрушки и различные действия с ними, находить существенные признаки, добиваясь при этом высказываний в форме распространенных предложений. Способствовать формированию умения пользоваться моделями при составлении описательных рассказов. Создавать условия для расширения словарного запаса.
  2. Воспитательные задачи: способствовать установлению правил взаимодействия детей через создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы через недирективную помощь детям.

 

  1. Развивающие задачи: создавать условия для развития творческого воображения; содействовать развитию связной диалогической речи.

Предварительная работа: театрализованная инсценировка русской народной сказки «Теремок»; беседа с использованием наглядного материала «Лесные животные»; составление рассказов «Моя любимая игрушка»; чтение цикла стихотворений А.Барто «Игрушки»; рисование «Машина будущего»; сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Материалы к совместной непрерывно-образовательной деятельности: значки-модели, обозначающие форму, величину, цвет, части; игрушки (юла, грузовик, мяч, кошка); карточки с нарисованными треугольниками, кругами; картинки с изображением помидора, лимона; объемные домики трех размеров на каждого ребенка; теремок с изображенными хвостиками мышки, лисы, зайца; набор крупных геометрических фигур разного цвета и размера.

Организация детей: совместная деятельность педагога с детьми.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Роль педагога заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия, вопросы поисково-исследовательские

Действия детей, их предложения по ходу занятия (предположительно), самостоятельные поиски решения проблемных ситуаций

Послушайте, ребята, чья песенка слышна?

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

ответы детей (песенка жука, песенка пчелы)

А кто еще так может петь, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Ребятам весело со мной,

На ножке я кручусь одной,

Пока кручусь, я не тужу,

Кружу-жу-жу, кружу-жу-жу.

ответы детей (да, это про юлу загадка)

Правильно, это юла (показывает юлу).

Спросите у юлы, чем она так расстроена.

ответы детей (Юла, скажи, почему у тебя плохое настроение? Юла, почему ты свою песенку грустно поешь?)

Воспитатель от имени юлы: Мои друзья-игрушки попали в беду. Их околдовал злой волшебник в магазине игрушек. Они снова оживут и смогут играть с вами, если вы про них интересно расскажете. Поможете?

ответы детей (Пойдем, поможем. Мы хотим расколдовать игрушки.)

Воспитатель: К магазину игрушек мы пойдем по необычным улицам. По пути придется выполнять интересные задания.

Первая улица называется «Форма». Посмотрите, вот недорисованные  картинки. Помогите художнику Тюбику дорисовать их. Посоветуйте, какую фигуру нужно дорисовать, чтобы получился домик (нарисован треугольник)?

ответы детей (Надо дорисовать квадрат. Можно дорисовать прямоугольник, получится домик. Еще можно дорисовать маленький прямоугольник, будет дверь в доме.)

А чтобы получилась елочка?

ответы детей (Надо дорисовать еще треугольник.)

Что задумал нарисовать Тюбик на этой картинке (нарисован круг)?

ответы детей (Может быть, мяч. Или воздушный шар, или солнышко. А если дорисовать палочку – будет яблоко.)

Молодцы!

А что надо дорисовать, чтобы получился бублик?

ответы детей (Надо дорисовать маленький кружок внутри и получится бублик.)

А на что похож мяч?

ответы детей (Мяч похож на круг, на шар. На солнышко, оно тоже круглое. На одуванчик.)

Хорошо! А чтобы вы не забыли, ребята, что при описании игрушек надо рассказывать об их форме, мы получаем на этой улице значок. Следующая улица называется «Цвет». Посмотрите, что нарисовано на этой картинке?

ответы детей (Помидор. Красный помидор.)

Да, нарисован красный помидор. А что еще можно назвать словом «красный»?

ответы детей (Красный мяч, красный шарик, фонарик, флажок, костюм.)

Молодцы! А что здесь нарисовано?

ответы детей (Нарисован желтый лимон.)

Правильно – желтый лимон.

О чем можно сказать «желтая»?

ответы детей (Желтая лента. Желтая краска.)

А кто мне подскажет, каким словом можно сказать про небо, когда ярко светит солнце?

ответы детей (Небо синее. Небо голубое. Небо солнечное.)

И на этой улице возьмите значки. О чем они будут нам напоминать?

ответы детей (Они будут напоминать о цвете предмета. Какого цвета игрушка.)

Молодцы! Эта улица называется «Величина». Чтобы пойти по ней, надо помочь архитектору построить дома по размеру. Строить надо по три дома: высокий, ниже, низкий (каждый ребенок расставляет дома по высоте). Какой дом у тебя первый? Какой последний?

ответы детей (Первый дом самый высокий. Последний – самый низкий.)

Какой в середине?

ответы детей (Ниже, чем первый, но выше, чем последний.)

Один и тот же предмет может быть то больше, то меньше, в зависимости от того, с каким предметом он сравнивается. Необычный терем стоит на нашем пути. Видны хвосты и больше не видно никого. Какие хвосты по величине?

ответы детей (Все хвосты разные по величине. Есть длинные и коротенькие, большие и маленькие.)

По хвостам, ребята, угадайте, что за животные живут в домике. Подумайте и расскажите нам. Кто готов, выйдите и расскажите об этом животном и покажите его.

ответы детей (Она пушистая, оранжевая, у нее длинный пушистый хвост, узенькая мордочка и хитрые глазки. Это лиса.

У нее длинный тоненький хвостик. Она серенькая, маленькая. Быстро бегает и тоненько пищит. Мордочка остренькая, глазки маленькие, круглые, черные. Это мышка.

Он белый, а бывает и серый. Хвостик беленький и маленький. Уши длинные. Он прыгает. Боится лису. Это заяц.

После каждого рассказа дети изображают названных животных. По частям тела из геометрических фигур составляют это животное.)

Молодцы, ребята! Хотите поиграть в зайчиков?

Тогда вставайте в круг и повторяйте за мной.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

становятся в круг и выполняют движения по показу воспитателя

А теперь давайте вернемся к нашим животным. Кто мне скажет, из какой они сказки?

ответы детей (Из сказки «Теремок».)

Каких героев не хватает в теремке?

ответы детей (Здесь нет лягушки. Нет волка и медведя.)

Молодцы! Задание вы выполнили. Получаем значок. О чем он будет нам напоминать?

ответы детей (О величине. О размере игрушки.)

Мы дошли до площади, но пройти на нее можно только по мостику из фигур. Давайте возьмем фигуры и построим мостик так, чтобы следующая фигура была другого цвета и другого размера. Какую фигуру ты кладешь?

Дети берут крупные геометрические фигуры

ответы детей (Красный большой треугольник за зеленым маленьким кругом.)

А ты продолжаешь постройку моста какой фигурой?

ответы детей (Я положил синий маленький квадрат за красным большим треугольником.)

Молодцы! Мост построен. Можем по мостику пройти на площадь. А хотите узнать, что в этой коробочке лежит?

ответы детей (Хотим! А как узнать?)

Предмет лежит в коробочке, сам о себе ничего рассказать не хочет. Попробуйте задавать ему вопросы, может, он будет отвечать на них. Но отвечать он будет только «да» или «нет».

ответы детей (Это игрушка?)

Да.

ответы детей (Она большая?)

Нет.

ответы детей (Она пищит?)

Нет.

ответы детей (Она прыгает?)

Нет.

ответы детей (Ее можно катать?)

Да.

ответы детей (У нее есть глаза?)

Нет.

ответы детей (Она из дерева?)

Нет.

ответы детей (Она железная?)

Да.

ответы детей (С ней любят играть мальчики?)

Да.

ответы детей (Это машинка?)

Верно.

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

А кто мне скажет, что у машины есть?

ответы детей (У машины есть кабина, кузов. Есть колеса, есть фары. Это грузовик.)

Давайте изобретем новую машину. Улучшим ее качества. Поиграем в игру «Нравится – не нравится».

Назовите сначала, что нравится.

ответы детей (Прочная, крепкая. Можно грузы перевозить.)

А теперь давайте назовем, что не нравится.

ответы детей (Твердая, острые углы, цвет не нравится, не разбирается.)

Придумаем машину другой формы, другого цвета и размера. Машину из нового материала.

ответы детей (Машина деревянная, без острых углов, разборная, большая, голубого цвета. Машина гибкая, колеса большие. Удобное кресло для водителя, быстро едет. Желтая. Пластмассовая.)

Отлично! Как много новых необычных машин вы придумали!

Представьте, что на придуманной машине мы доехали до игрушечного магазина. Игрушек много, какие из них заколдованы? Отгадав, кого я сейчас изображу, вы узнаете какие игрушки надо расколдовать.

(Воспитатель при помощи пластической позы, жестов и мимики изображает кошку, а затем мяч.)

ответы детей (Это кошка. Это мяч.)

Правильно, ребята! Это кошка и мячик.

Покажите, как вы играете с мячом. Какими словами можно сказать про то, что делает мяч?

ответы детей (Мяч прыгает. Его можно подбрасывать, отбивать, катать.)

А с помощью чего можно играть с мячом?

ответы детей (С помощью рук, ног, головы. Можно катать палкой.)

Давайте расскажем о мяче так, чтобы он ожил и поиграл с нами. А рассказать о нем помогут знаки. (Воспитатель раскладывает знаки на ковре). Надо назвать игрушку. Дальше сказать, какого она цвета, какая по форме, по величине, из чего сделана, как с ней играть, что в ней нравится.

ответы детей (Это мяч. Он круглый, большой. Он резиновый. Мяч красного цвета, на нем широкая зеленая полоса. Мяч можно катать, бросать, отбивать. Я люблю играть в мяч.)

Хорошо! Кто знает загадку или стихотворение о мяче?

ответы детей

(Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда.

Стукнешь о стенку –

А я отскачу.

Бросишь на землю –

А я подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу.)

Молодцы! Мяч ожил и хочет поиграть.

Игра «Ручеек с мячом».

дети выстраиваются в две колонны, передают мяч между ног из рук в руки. Последний бежит вперёд и передаёт снова.

А теперь расскажите о кошке, чтобы и она ожила. Какими словами можно сказать про то, что может делать кошка?

ответы детей (Лакать молоко. Царапаться. Может мяукать и мурлыкать. Может играть с клубком. Может лазать по деревьям.)

Смотрите на наши знаки–помощники и рассказывайте.

ответы детей (Это кошка. Шерстка мягкая и пушистая. Она меховая. Шерсть черная, а на грудке – белая. Голова круглая. У кошки длинные усы. У нее острые ушки и красивые зеленые глаза. Хвост длинный и пушистый. Кошку погладишь – она замяукает «мяу-мяу». Ее можно кормить рыбой и молоком. Она красивая.)

Молодцы, ребята! Наша кошка ожила и хочет послушать о себе загадки и стихи.

ответы детей

(Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.

Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Днем спит и сказки говорит.

А ночью бродит, на охоту ходит.)

Если бы вы превратились в кошек, о чем бы вы мечтали?

ответы детей (О том, чтобы со мной поиграли. Чтобы угостили молоком и рыбой. Хочу поймать мышку. Хочу, чтобы приласкали.)

С кем бы вы хотели подружиться?

ответы детей (С мышкой, чтобы в дружбе жить. С хорошей доброй девочкой. С золотой рыбкой, мы придумывали бы с ней интересные желания.)

Молодцы, ребята! Игрушки рады, что вы им помогли – расколдовали их и они вместе с юлой остаются в нашей группе и будут с нами играть. Ребята, скажите мне, чем мы сегодня занимались?

ответы детей (Расколдовывали игрушки. Оживляли игрушки. Помогали мячу и кошке. Мы о них рассказывали. Мы строили мост из фигур. Придумывали новую машинку.)

А что нового вы узнали?

ответы детей (Что об игрушке можно рассказывать по цвету, форме и размеру. Что картинки так интересно дорисовывать. Что можно самому придумать игрушку.)

Что на сегодняшнем занятии вам особенно понравилось?

ответы детей (Получать значки. Угадывать животных по хвостам. Строить мост из фигур. Помогать Тюбику дорисовывать картинки. Отгадывать машинку в коробочке. Играть в  зайчиков. Играть с мячом в ручеек.)

Молодцы! Дома сфотографируйтесь с вашей любимой игрушкой и принесите фотографии в детский сад. Эти фотографии мы повесим на выставке в группе и познакомим друзей с нашими любимыми игрушками.

(Работа с родителями - воспитатель просит родителей принять участие в организации выставки фотографий «Моя любимая игрушка».)

ответы детей (Я сфотографируюсь с куклой Верой. А я с новой машинкой. А я со своей любимой пони.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...