Конспект НОД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гумерова Жанна Славьевна

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе.

Тема: Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» с элементами мнемотехники.

Цель: Запоминание стихотворения, используя приёмы мнемотехники.

Рисование берёзы белой гуашью на тёмном фоне по представлению.

Задачи: Продолжать знакомить детей с образами художественной литературы, учить интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности, учить читать негромко, задушевным, мягким голосом. Передать, отразить эти чувства в своём рисунке. Развивать память, воображение. Воспитывать любовь к русской природе.

Словарная работа: бахрома, кайма, заря, принакрыть, сонная тишина.

Оборудование: аудиозапись стихотворения «Берёза» в исполнении С. Безрукова, иллюстрации с изображением берёзы в разные времена года, мнемотаблица по стихотворению «Берёза», белая, синяя, черная гуашь, синяя бумага, кисти, аудио-запись «Танец снежинок», аудиозапись «Времена года» А. Вивальди.

Ход занятия:

  1. Вступительная беседа

-Какое сейчас время года? – Правильно – зима. Какие зимние месяцы вы знаете? Какая погода бывает зимой? Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой (слайд). Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, каким тогда кажется снег? А деревья? Им холодно и неуютно зимой. (слайд) А когда морозная, тихая, солнечная погода, что можно сказать о снеге?

  1. задание ТРИЗ

-В нашей стране очень красивая зима. А есть страны, где снега не бывает. (Слайд)

Например, Африка. Нам пришло письмо от африканской девочки Лолы, где она просит рассказать, что такое снег и зима. (ответы детей)

  1. задание игра «Хорошо-плохо» ТРИЗ

Дети делятся на команды. Одна команда говорит, чем хороша зима, а другая – что зимой плохо.

-О красоте зимней природы написано очень много стихов. Одно из них написал замечательный русский поэт – Сергей Есенин. ( слайд портрет) Его родина – старинное село Константиново (слайд). Оно раскинулось среди лесов и полей. В самом центре села стоит обычный деревянный домик с окнами на речку (слайд).  Ветви двух берёз склоняются к памятной доске, на которой выбито «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин».

  1. Послушайте стихотворение С. Есенина «Берёза» (аудиозапись, слайд).

Выразительное чтение стихотворения.

  1. Беседа по содержанию.

-Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

-Как же вы догадались?

-А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро, бахрома).

Словарная работа:

бахрома-украшение для скатерти, штор

кайма-тонкая полоска для отделки

заря-явление природы: когда солнце встаёт, небо окрашивается в малиновый цвет, природа просыпается

принакрыть-укрыть, но не совсем

сонная тишина- всё замерло

- В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки

В золотом огне

Что значит горят?

  1. Зимний вернисаж (слайд).

-Давайте рассмотрим иллюстрации берёзы в разные времена года.

-Какой из этих пейзажей больше бы подошёл к стихотворению «Берёза».

  1. Физ. минутка (слайд, аудиозапись).

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь.

Станем вместе мы в кружок-

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

Дети показывают эти действия и танцуют под музыку.

  1. Выразительное чтение стихотворения.

-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

Каким голосом нужно рассказать о берёзе? Да, ведь берёза-символ России. Это дерево растёт только в нашей стране.

  1. Чтение стихотворения с детьми.

- А помогут нам рассказать стихотворение схематические рисунки (мнемотехника). (слайд)

  1. Рисование берёзы.

–Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать берёзу зимой. Из ваших рисунков мы сделаем книгу и отправим девочке Лоле в Африку (слайд). Она будет любоваться русскими березками и снежной зимой, ведь в Африке такого нет. (аудиозапись)

  1.  Итог.

-Рассмотреть рисунки детей, скрепить их книжкой - малышкой и ещё раз прочитать стихотворение.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...