Конспект НОД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гумерова Жанна Славьевна

Конспект занятия по развитию речи на тему «Чтение стихов о весне» (П. Соловьевой «Подснежник», Я. Аким «Апрель»). Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» с использованием мнемотехники». 

Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать новые поэтические произведения, понимать содержание стихотворений.

Задачи:

  • Развивать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений;
  • Упражнять детей в использовании мнемотехники при заучивании стихов
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении произведения;
  • Развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);
  • Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • Воспитывать интерес и любовь к природе и поэзии;
  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре; активности, инициативности, творческие способности, воображение.

Материалы и оборудование: презентация по теме, ноутбук, аудиозапись «Весна», аудиозапись стихотворений П. Соловьевой «Подснежник» и «Апрель» Я. Акима, мнемотаблица к стихотворению Я. Акима «Апрель».

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас на занятии гости, давайте с ними поздороваемся. А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Ответь быстро».

  1. Мозговой штурм (Игра «Ответь быстро»)

-Сколько времен года?

-Время суток, когда солнце освещает Землю?

-Осадки, но не дождь и не снег?

-Сколько дней в неделе?

-Какое время года наступает после зимы?

-Когда цветут деревья?

-Какие птицы первые вестники весны?

-Молодцы, хорошо отвечали на все вопросы. Я думаю, что и с остальными заданиями мы с вами справимся.

  1. Игра «Сложи картинку»

 

-Чтобы отгадать, о чем мы будем сегодня разговаривать вам нужно собрать разрезанные картинки.

-Как одним словом назвать то, о чем мы будем сегодня говорить? (о временах года)

  1. Музыкальная загадка.

-А о каком времени года мы будем говорить, нам поможет узнать музыкальная загадка.      

-Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Аудиозапись № 1

-Какое время года отображает это музыкальное произведение?

-Что вы услышали в музыке? Какие картины возникли в вашем воображении?

-Правильно, и сегодня мы с вами будем слушать стихи о весне.

-Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев.

-Первый месяц – март. Март называют месяцем СВЕТА. Как вы думаете, почему?  Слайд № 1

-Да, в марте начинает светить солнце ярче, его лучи прогревают землю и в лесу появляются первые цветы. Как они называются? (Подснежники)

-Мы послушаем стихотворение «Подснежник». Написала его Поликсена Сергеевна Соловьева – русская поэтесса и художница. Слайд № 2

Чтение стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».  

-Послушайте стихотворение Поликсены Сергеевны Соловьевой «Подснежник».    Слайд № 3   Аудиозапись.

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Вопросы по содержанию стихотворения:

-Обратите внимание, как ласково автор стихов сравнивает подснежник с живым существом.

-Почему цветок подснежника можно сравнить с «голубым глазком», стебелек – с «зеленой ножкой»?

-Почему подснежник в стихотворении «потягивается», как будто после сна и «задает вопросы»?

-Ребята, подснежники занесены в Красную книгу России, их нужно беречь. Как мы сможем это сделать? (Не рвать)

 

Физминутка «Подснежники просыпаются». Слайд № 4.  Аудиозапись № 5

 

Вот подснежники проснулись, Встают и протирают глаза.

Улыбнулись, потянулись. Улыбаются и потягиваются.

Раз – росой они умылись. Умываются 

Два – изящно покружились. Кружатся

Три – нагнулись и присели. Наклоняются и приседают.

И на солнце поглядели. Поднимают голову вверх.

 

-А вот название второго месяца вы узнаете, отгадав загадку:

Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошел, звенит капель,

Начинается … (апрель) Слайд №5

-Второй по счету весенний месяц называется – апрель. Апрель называют месяцем воды, почему? (Тает снег, бегут ручьи, лужи и т.д.)

-Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение «Апрель». Написал его Яков Лазаревич Аким. Слайд № 6

Родился Яков в городе Галиче Костромской области. Детство, проведенное в этом тихом городке, помогло ему впоследствии написать многие стихи. Первое стихотворение Яков написал, учась во втором классе. Яков Аким написал много стихов и сказок для детей.

Чтение стихотворения Я. Акима «Апрель».  Аудиозапись № 3

Вопросы по содержанию стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение?

-Как оно называется?

-Какие чувства, настроение вызвало у вас это стихотворение? (Таинственное, осторожное, радостное, игривое, теплое.)

-А сейчас мы с вами сядем на лужайку.   Аудиозапись № 4

Упражнение на релаксацию: «Нарисуем то, о чем услышим».  Слайд № 7

Дети садятся на ковер по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего рисуют капель, солнышко, ручьи, цветы, птиц и т.д.

Повторное чтение стихотворения и анализ стихотворения.

Долго шла весна тайком  слайд № 8
От ветров и стужи, 
А сегодня - прямиком  слайд №9
Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега  слайд № 10
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга  слайд № 11
Бархатом зелёным.

«Скоро, скоро быть теплу!»  слайд № 12
Эту новость первой
Барабанит по стеклу   слайд № 13
Серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов  слайд № 14
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов  слайд № 15
Выглянет наружу.

Тучи пo небу пройдут.   Слайд № 16
И тебе впервые
На ладошку упадут   слайд № 17
Капли дождевые…

-Какой вы себе представили весну? (Веселой, озорной, шумной, бойкой)

-Как вы понимаете слова: шла весна тайком?

-Почему автор говорит: весна - шлёпает по лужам?

-Зачем весна гонит талые снега?

-Бархатом зеленым - как вы понимаете эти слова?

Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы.

Попробуем выучить стихотворение. А помогут нам в этом схемы. Слайд№18

Каждой строчке стихотворения соответствует картинка. Я еще раз прочитаю стихотворение с опорой на схему, а вы постарайтесь его запомнить.

 -А сейчас давайте вместе попробуем прочитать стихотворение с помощью схем.

Чтение стихотворения детьми наизусть, опираясь на мнемотаблицу.

-Ребята, кто подскажет мне как называется последний весенний месяц? Слайд 19

-Правильно, май – это месяц зелени. Как вы думаете, почему?

-Ребята, посмотрите, что для нас приготовила весна?

-Давайте сделаем весеннее панно и украсим нашу группу.

Изготовление панно с элементами аппликации. Слайд № 20, аудиозапись№1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фрагменты презентации к НОД.2.01 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...