Методическая разработка «Путешествие по чудесной стране сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колистратова Татьяна Ивановна

«Путешествия по чудесной стране сказок» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Данная методическая разработка в первую очередь ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_skazka_pedagog_goda.docx45.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС № 333 г. Челябинска»

Методическая разработка

«Путешествие по чудесной стране сказкам»

Старший дошкольный возраст

Составил:

воспитатель Колистратова

Татьяна Ивановна

2017

Методическая разработка

«Путешествие по чудесной стране сказкам»

Введение

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

«Путешествия по чудесной стране сказок» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Данная методическая разработка в первую очередь ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Закрепить знание сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании;

Реализация данной методической разработки в практике предполагает реализацию ряда задач:

  • Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, в диалог;
  • Углубить и расширить знания детей о многообразии сказок;
  • Пополнить словарный запас, вспоминая сказки;
  • Развивать познавательный интерес посредством ознакомления детей с культурой русского народа.
  • Способствовать развитию ВПФ: памяти, мышления с помощью заданий на припоминание отрывков из сказок;

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Предлагаемые формы и методы построены с учетом принципов доступности и последовательности. В содержание включены стихи, загадки, пластические этюды, упражнения по развитию мелкой моторики, звукопроизношения . Учитывая особенности восприятия ребенка дошкольного возраста все мероприятия предусматривают наличие наглядного материала: иллюстрации по сказкам, рисунки детей, использование технических средств обучения (аудиозаписи, слайды). Образовательная деятельность построена таким образом, чтобы дети могли проявить свои способности, активность, смекалку. Чтобы не было утомления предусмотрена смена видов деятельности (подвижные игры, упражнения для развития мелкой моторики и т. д.).

Данная методическая разработка основана на обобщении собственного педагогического опыта и отборе материалов психолого-педагогической, художественной, методической литературы по данной теме.

Предварительная работа: чтение сказок «Курочка Ряба”, “Колобок”, , “Репка”, “Баба Яга”,  “По щучьему веленью”,  «Морозко», «Снегурочка», «маша и медведь», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «рукавичка», «лиса и волк», «Иван-царевич и серый волк». беседы, просмотр мультфильмов, рисование и лепка по сказкам.

Материалы и оборудование: выставка книг «Русские народные сказки», иллюстрации по сказкам, пазлы «Сказочные»

Возможные достижения ребенка: поддерживает беседу, сопровождая ее эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует со взрослыми и сверстниками.

Ход занятия:

Придумано кем-то просто и мудро
– При встрече здороваться :Доброе утро!

Звучит сказочная мелодия

 - Здравствуйте ребята!

-Ребята, что вы делали вчера вечером, когда пришли домой из детского сада? (играли, читали, смотрели телевизор, играли на компьютере)

В.:

А мы всей семьей весь вечер читали книгу «Чудесные русские сказки».

Давайте мы с вами попутешествуем по сказкам, вспомним наши любимые сказки. (дети соглашаются)

Мне так хочется рассказать мою любимую сказку. Хотите послушать? Спасибо!

Присядьте и слушайте.

Воспитатель рассказывает «Салат из сказок».

-Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Машенька, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню!» Только скажи: “По щучьему веленью, по-моему, хотенью”. Желание исполнится. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!

В.:

 - Понравилась вам сказка? А вы её узнали? (Нет, не узнали)

В.

 - Ну что же это я все сказки вместе собрала, как салат в тарелке.

Напомните мне, пожалуйста, каких героев я поместила в новую сказку?

(в сказку вы поместили деда и бабку, курочку Рябу, бабу Ягу, щуку, Машеньку.)

В.:

  - Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?

(Они пришли из сказок “Курочка Ряба”, “Колобок” , “Репка”, “Баба Яга”, “По щучьему веленью”,  «Маша и медведь»)

В.:

– А вы любите сказки?

-Как вы думаете, какой бывает сказка? (воспитатель помогает детям: 

Если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то... загадочная; есть мудрость, то… мудрая и т.д.

В.:

А кто знает, кто сочиняет сказки? (писатели, народ, могут назвать авторов)

 - Подскажите мне, с каких слов начинаются сказки? (Жили-были дед да баба)

В.:

 - А еще сказки начитаются со слов «как-то раз, однажды в тридевятом царстве, стоит в поле теремок».

Воспитатель показывает иллюстрации из книг либо сами книги.

В.:

- А какие вы знаете сказки, которые начинаются со слов жили-были? (колобок, курочка ряба… репка, волк и козлята, Кот петух и лиса, гуси лебеди, Маша и медведь…) подобрать иллюстрации

В.:

- Ребята, а вы знаете сказки можно не только рассказывать слова, но сказку можно показать руками. Хотите я вам сейчас покажу, а вы попробуйте отгадать какую я сказку вам показала.

Воспитать одевает платок и фартук, шагает на месте, метет, движение ладошками к себе, сложила ладошки лодочкой, «месит тесто» - сжимает и разжимает ладони, катает колобок в ладошках, ложит на лопатку и закидывает в печку

Сказка «Колобок»

Пошла бабушка в амбар (шагают на месте) 

По амбару помела (метут)

По сусекам поскребла (ладошками к себе)

Собрала муки немножко (ладошки сложили лодочкой)

Замесила тесто крошку (сжимают и разжимают ладошки)

И скатала колобка (катают на ладошках)

Печься в печь поставила (закидывают в печку)

В.:

Молодцы! Вы узнали сказку.

Воспитатель спотыкается о сундучок. Воспитатель удивляется и открывает сундучок вместе с детьми и достает картинки из сказки «Теремок» (моделирование сказки)

В.:

  - Ой картинка? Какая сказка изображена на картинке? («Теремок»)

 - А вы помните героев сказки «Теремок? (……

  1. Какое животное в сказки самое большое?  ( мишка – косолапый) Какого он цвета?
  2. Какое самое маленькое животное?  (мышка – норушка) А какого цвета?
  3. У кого самые длинные уши? (зайка – побегайка) А он какого цвета?
  4.  А кто в сказке зеленого цвета? (лягушка – квакушка)
  5.  А кого называют сестричкой?  (лисичка – сестричка) А хвост какого цвета?
  6. А кого мы еще забыли назвать? (волк – зубами щелк)

В.:

А здесь еще есть конверт что в нем?  (достают фигурки-заместители (прямоугольники разного цвета и размера) и составьте на столах сказку "Теремок")

А давайте попробуем выложить сказку из прямоугольников   (моделирование сказки на мольберте)

Молодцы!

А давайте будем сказки называть и конечно же считать

 -

В.: 

 - Много вы знаете сказок, молодцы! А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)

В.:

 -  А как сказки заканчиваются? (вот сказочке конец, а кто слушал молодец)

Каждый - просто молодец!

Путешествию - конец.

Вам понравилось наше путешествие?

Что вам особенно запомнилось? (ответы детей)

В.:.

 - А на память о нашем путешествии я подарю вам подарок – «Сказочные пазлы».

Как только пазлы соберете, снова в сказку попадете. (воспитатель отдает детям пазлы)

 В.: До свидания ребята, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Путешествие по волшебной стране"

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе...

Методическая разработка "Путешествие в молочную страну" (занятие для детей разновозрастной группы)

что такое молоко и какую пользу оно приносит.     закрепить знания детей о пользе молока и молочных продуктов...

Методическая разработка "Путешествие в молочную страну" для детей старшего дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста не знают о пользе молока и молочных продуктов, не употребляют их для развития организма....

Методические разработки "Путешествие в сказочную страну"

Воспитатель приглашает детей в сказочную страну. Рассказывает много интересного, что там происходит....

Методическая разработка "Путешествие в волшебную страну". Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию с детьми старшего возраста.

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о ...

Методическая разработка "Путешествие в волшебную страну Математики"

Цель методической разработки - развитие интереса к предмету математики на основе познавательной активности и любознательности....