Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в сказку с лисичкой-сестричкой"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками и с помощью драматизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по развитию речи30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Старшая группа

«Путешествие в сказку с лисичкой-сестричкой»

Подготовила: Умнова Ю. Ю., воспитатель ГБДОУ №14 компенсирующего вида Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством знакомства с художественной литературой и с помощью драматизации.

Задачи: Образовательные:

-Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев, образовывать притяжательные прилагательные; стимулировать собственную речевую активность детей в игре-драматизации, развивая при этом воображение, умение мимикой, движениями, интонацией передавать образы героев сказки.

-Подготовка к драматизации сказки «Заюшкина избушка»: знакомить с лексикой (лубяная, закоулочек, коса); учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев

Развивающие:

-Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.

Воспитательные:

- способствовать развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться; создавать условия для самореализации

Материал:

Солнышко с улыбкой,

Музыкальные записи

Игрушка бибабо лисичка

Фланелеграф

1 коробочка с фигурами для фланелеграфа курочки, уточки, скалочки, собачки

2 коробочка с пальчиковыми оригами лисы и волка

3 коробочка с прищепками и фигурами животных и 2мя конвертами с разрезными картинками на магнитах, магнитную доску

Сундучок с парными картинками

Модули

Предварительная работа: чтение русских народных сказок про лису («Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка»)

Ход занятия

ОРГ. МОМЕНТ. НАСТРОЙ ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Здравствуйте, гости! (помахать рукой)

Воспитатель (достает солнышко): Посмотрите, солнышко вам улыбается, улыбнитесь и вы ему и закончите предложение.

Солнышко улыбается тому, кто слушает…

Солнышко улыбается тому, кто не обижает…

Солнышко улыбается тому, кто внимательно…

Солнышко улыбается тому, кто не перебивает…

                                               

Воспитатель: Солнышко вам сияет и на стульчик провожает!                                                

(Дети садятся)

МОТИВАЦИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЖА

Звучит музыка (Гр. Гладков «Падал прошлогодний снег», финальная тема)

Воспитатель: Ой, слышите? Слышите? Кто-то плачет! (достает спрятанную игрушку лису) Кто это?

Дети: Лиса

Воспитатель: Это лиса не простая, а сказочная. Как же мне к ней обратиться? Как ее зовут в сказках?

Дети: Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, кумушка.

Лиса: Ох, я бедная, несчастная!

Воспитатель: Лиса Патрикеевна, что же с тобой случилось?

Лиса: Я заблудилась: Испугалась, так быстро бежала, что свою сказку потеряла.

Воспитатель: Поможем лисе найти ее сказку? Я один секрет знаю: чтобы очутиться в лисичкиной сказке, надо хлопнуть и топнуть столько раз, сколько слогов в слове «лиса». Сколько слогов в слове лиса? (Дети отвечают) 

Воспитатель: Скорее вставайте, отправляемся в сказку.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Звучит тема лисы

Ли-са, хлопни!

Ли-са, топни!

Вокруг себя обернись

И в сказке окажись.

Воспитатель: В какой же сказке мы оказались? Смотрите, здесь какая-то коробочка, заглянем в нее.

1я коробочка с загадками и картинками, картинки – на фланелеграф, когда отгадают.

  1. Она кудахчет по утрам,

Неся яйцо в подарок нам. (курица)

  Повторите за мной скороговорку:

Бедным курицам не спится,

Если им лисица снится.

  1. Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку

Что за птица это?... (утка)

Какой первый звук в слове «утка»?

  1. На цепи сидит,

Дом сторожит. (собака)

Сколько слогов в слове «собака»?

  1. Чтобы вылепить пельмешки,

Нужно тесто раскатать.

Подскажите-ка, ребятки,

Что мне нужно в руки взять? (скалка)

Какая  бывает скалка?

(Деревянная, кухонная, большая, прочная, белая, большая, тяжелая, обыкновенная)

Воспитатель: Догадались, что это за сказка?

Дети: «Лисичка со скалочкой»

Воспитатель: Поставьте по порядку картинки из этой сказки и назовите их ласково (скалочка, курочка, уточка, собачка)

1 ребенок ставит и называет.  – Все правильно?

Воспитатель: Может, ты из этой сказки, лисичка-сестричка?

Лиса: Нет, скалочку я не помню, не из этой.

Воспитатель: Скажем заклинанье и отправимся в другую сказку.

Звучит тема лисы

Ли-са хлопни,

Ли-са топни,

Вокруг себя обернись

И в сказке окажись.

2 коробочка, а в ней пальчиковые фигуры оригами волки и лисы

Воспитатель: Смотрите, какие сюрпризы в этой сказке. Надевайте скорее на пальчики, волка на левую, а лисичку на правую: волк с лисичкой хотят побеседовать.

« Разговор лисы и волка»: упражнение чистоговорка с использованием пальчиковых фигур. (дети повторяют за воспитателем)

 Воспитатель: Каким голосом говорит лиса? (высоким, ласковым, вкрадчивым) А волк? (низким, грубым)

 

Волк: Да-да-да-да – наступили холода,

Лиса: Ма-ма-ма-ма – Съем рыбку я сама

Волк: Ам-ам-ам-ам – Я поймаю рыбку сам,

Лиса: Оз-оз-оз-оз – А у волка хвост примерз.

Воспитатель: Узнали сказку? Как она называется? ( «Лисичка-сестричка и серый волк»)

Лиса: И эта сказка не моя, в моей теплее было.

Воспитатель: Давайте оставим лисичку и волка в этой сказке, а сами отправимся в другую.

Звучит тема лисы

Ли-са хлопни,

Ли-са топни,

Вокруг себя обернись

И в сказке окажись. (Движения по тексту)

3я коробочка, а в ней: прищепки с частями животных и разрезные картинки с изображение лисы и петуха.

Воспитатель: Что-то здесь все рассыпалось, давайте соберем. Называйте, какая у вас часть животного и чья. (Дети на фланелеграфе присоединяют прищепками части животных)

Хвост петуха – петушиный

Гребешок петуха - петушиный

Лапа медведя – медвежья

Хвост лисы – лисий

Уши зайца – заячьи

Хвост зайца - зайчий

Хвост собаки – собачий

Хвост волка – волчий

 Воспитатель: Вы узнали сказку? (Да, «Заюшкина избушка»)

Лиса: Как будто что-то припоминаю!

Воспитатель: А хорошо ли вы ее знаете, сейчас проверим.

Игра на развитие слухового внимания:

Воспитатель: Это правда или нет?

- Была у лисы избушка лубяная, а у зайчика – ледяная.

Что значит «ледяная»? Что значит «лубяная»?

(Ледяная – из льда, а лубяная из луба. Луб – это внутренняя часть коры деревьев. В старину ее часто использовали.)

-Пришла осень-красавица, у лисы избушка и растаяла.

Почему весной тает ледяная избушка? (Потому что солнце стоит выше и дольше светит, нагревает землю)

-Как выскочу, как выпрыгну, полетят пух и перья!

Что такое закоулочек? (Закоулочек – это узенькая улочка)

-Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

 Несу топор на плечах,

 Хочу лису посечи,

 Слезай, лиса, с печи!

Для чего нужна коса? А для чего топор? (Топор нужен, чтобы рубить, а коса, чтобы косить траву)

А теперь давайте поиграем и вспомним всю сказку. Становитесь в круг.

Физкультминутка «Заюшкина избушка»

Зайка наш в избушке жил, (зайкины ушки, домик треугольником)

Никогда он не тужил, (покачать головой)

Лиса хитрая была (показать лису)

И зайчишку прогнала. (хлопнуть в лодоши)

Теперь зайчишка грустный ходит, («плачет»)

Себе он места не находит. (развести руками)

Собака, волк и медведь (показать животных)

Ну давай его жалеть. (погладить себя по голове)

К зайцу нашему подходят, (сойтись)

Но ни с чем они уходят.(разойтись)

Только петя-петушок (похлопать руками-крыльями)

Зайцу нашему помог.

И теперь живут в дому (домик руками)

Припеваючи, в ладу. (дружно обняться)

Лиса: Я вспомнила! Моя, моя эта сказка, я здесь и сундучок припрятала.

Игра на передачу эмоционального состояния героев

Достает сундучок, в нем парные по цвету картинки. Раздать их детям.

        Довольная лиса – грустный зайчик

        Веселый зайчик – испуганная лиса.

Найдите себе пару по цвету. Посмотрите на обе картинки.

Воспитатель: Как вы думаете, у вас начало или конец сказки? Почему?

Кто хочет показать своих зайчика и лисичку?

Двое детей показывают начало сказки, двое – конец.

• Первый вариант

Лиса:

Движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны. 

Мимика: хитрое выражение лица.

Зайчик:

Движения: положение — сидя на корточках, ушки — ручки опущены, вздыхает. 

Мимика: грустное лицо.

• Второй вариант

Лиса:

Движения: руки широко распростерты, убегает. 

Мимика: испуг, неожиданность в лице.

Зайчик:

Движения: положение — стоя, одна нога чуть вперед, руки заложены за спину, подбородок поднят. 

Мимика: уверенный взгляд.

             

Лиса: Вот так я петушка  испугалась и из сказки убежала. Только мне ведь возвращаться некуда, нет у меня домика! Бедная я, несчастная! (плачет)

Воспитатель: Мы можем тебе помочь, но только если ты исправишься и будешь не злая, а (какая?) добрая, не хитрая, а бесхитростная, не лживая, а правдивая,  не жадная, а щедрая. (дети подсказывают слова-антонимы) 

Лиса: Обещаю исправиться!

Воспитатель: Ну тогда построим тебе избушку!

Звучит веселая музыка. Дети под музыку строят из модулей домик. Воспитатель сажает в него лисичку.

Воспитатель: Пора нам и домой возвращаться.

Ли-са хлопни,

Ли-са топни,

Вокруг себя обернись

И домой воротись!

(Движения по тексту)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось?

Захотелось ли вам показать мамам и папам сказку «Заюшкина избушка»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Конспект занятия по развитию речи Любимые сказки

Конспект занятия по развитию речи Любимые сказки...

Конспект занятия по развитию речи "Мудрые сказки"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, его цель: формировать понятие о том, как не нужно поступать с людьми, на примере знакомых детям сказок....

Конспект занятия по развитию речи "Изучение сказки "Заюшкина избушка"

Изучение сказки "Заюшкина избушка". Беседа с детьми о лисе....

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и жураваль" . Часть 1...

Конспект занятия по развитию речи: "Пересказ сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».Задачи: 1.      Продолжать учить де...