Картотека "Речевые упражнения"
картотека по развитию речи

картотека речевых упражнений на развитие фонематического слуха, словообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevye_uprazhneniya.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук Ж

Жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи, кожа, лук, жакет, крот, журнал, прожектор, лом, жало, ежик, вьюга, буря, дождик, гром, жилет, желток, кран, кружево, котел.

Карточка №2

Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук З

Звонок, глаза, дом, рыбы, забор, коза, незабудка, луна, зонт, тетрадь, зуб, золото, пол, зал, роза, ком, трактор, загар, завод, река, разведка, телевизор, заря, кран, закат, задание, название, кролик, медведь, вязание.

Карточка №3

Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук Р

Картина, сыр, сушка, ворона, санки, парашют, ветер, струна, шкатулка, ранец, карандаш, луна, тетрадь, пенал, топор, гора, сугроб, облако.

Карточка №4

Выделение первого звука из слова.  

Улица, утка, азбука, улей, осень, озеро, ива, аист, улица, кран, крыша, трава, лак, банка, дом, горка, апельсин, окна, молоко, солнце, масло, самокат, снег, енот, юла, кукла, труба, шторка, самолет, валенки, ухо, ракета, одеяло, усы.

Карточка №5

Выделение первого звука из слова

Автобус, яблоко, ель, история, книга, санки, полка, волос, мак, гром, ученик,

планета, лодка, школа, вода, дочь, рука, шлем, робот, подушка, болото, дудка, ночь, колено, суп, сок, машина, фонарь, журнал, звонок, щука, помидор, окунь.

Карточка №6

Выделение первого звука из слова

Стул, абрикос, глобус, коза, авария, машина, улитка, арбуз, ежонок, лук, стол, помидор, осень, улица, магнитофон, салют, этаж, зонт, холодильник, апельсин, книга, голод, баба, снеговик, вопрос, утка, иголка, танк, масло.

Карточка №7

Выделение последнего звука из слова.  

 

Звонок, глаза, дом, жук, пожар, журнал, прожектор, лом, жало, ежик, желток, кран, кружево, котел, дождик, гром, жилет, золото, пол, зал, роза, сыр, сушка, шлем, робот.

Карточка №8

Выделение последнего звука из слова.

 

Автобус, шлем, робот, подушка,  болото, дудка, суп, сок, машина, карандаш, глобус, коза, авария, магнитофон, салют, этаж, зонт, холодильник, апельсин, книга.

Карточка №9

Выделение последнего звука из слова.

Баба, снеговик, вопрос, утка, иголка, танк, масло, санки, полка, волос, мак, гром, ученик, телевизор, заря, кран, закат, задание, название, кролик, пенал, топор.

Карточка №10

Кто как передвигается?

Человек …

Птица…

Рыба…

Змея…

Кузнечик…

Волк…

Лошадь…

Карточка №11

Кто как ест?

Собака кость …

Кошка молоко…

Курица зерно…

Корова траву…

Человек чай…

Ворона крошки…

Утка траву…

Карточка №12

Что может делать это животное?

Собака лает, играет, …

Кошка…

Волк…

Медведь…

Заяц…

Змея…

Лягушка…

Карточка №13

Кто как подает голос?

Корова…                    Коза…

Свинья…                    Собака…

Кошка…                     Волк…

Медведь…                  Тигр…

Змея…                         Ворона…

Кукушка…                  Голубь…

Курица…                     Комар…

Карточка №14

Кто чем занимается?

Повар…                     Врач…

Учитель…                 Ученик…

Строитель…             Художник…

Пианист…                Писатель…

Фотограф…              Продавец…

Покупатель…           Сторож…

Водитель…

Карточка №15

Назвать как можно больше признаков данного предмета.

Стол –              Заяц -

Лента –            Дом -

Куртка –          Кружка -

Арбуз –            Платье -

Лимон –           Трава -

Собака -           Человек -

Карточка №16

Назвать противоположные признаки.

Добрый -                     Старый –

Черный -                     Светлый –

Большой -                   Длинный –

Высокий -                   Широкий –

Толстый -                    Острый –

Веселый -                    Смелый –

Быстрый -                   Горячий –

Карточка №17

Какая «черта характера» у каждого из этих животных?

Волк…                       Медведь…

Заяц…                        Тигр…

Лиса…                       Слон…

Собака…                   Обезьяна…

Ежик…                      Крыса…

Кошка…                    Баран…

Карточка №18

Образовать множественное число от имен существительных:

Слон -                          Журавль –

Глаз -                           Окно –

Стул -                          Дерево –

День -                         Лоб –

Ухо -                           Медвежонок –

Бельчонок -                Цыпленок -

Карточка №19

Закончи предложение.

Один шар, а пять …

Одна ложка, а семь…

Один медведь, а пять …

Одна пуговица, а десять …

Одна капля, а десять…

Один лоб, а пять…

Одно зеркало, а семь …

Карточка №20

Закончи предложение.

Одна рысь, а две…

Одна ворона, а четыре…

Один верблюд, а четыре…

Один дятел, а два…

Один гусь, а три…

Один воробей, а четыре…

Один теленок, а два…

Карточка №21

Закончи предложение.

Одна сосна, две…, пять…

Одно стекло, два…, пять…

Один тополь, два…, пять…

Одно море, два…, пять…

Одна березка, две…, пять…

Один ручей, два…, пять…

Один соловей, два…, пять…

Карточка №22

Закончи предложение.

Яблоки растут …(на яблоне)

Яблоко упало … (с яблони)

Упавшие яблоки лежат… (под яблоней)

Птица пролетела высоко…(над яблоней)

Мальчик подошел… (к яблоне)

Девочка отошла …(от яблони)

Карточка №23

Образуй новые существительные.

Большой ключ, а маленький…

Большая кровать, а маленькая…

Большая шишка, а маленькая…

Большая банка, а маленькая…

Большой жук, а маленький…

Большой ручей, а маленький…

Большой зеркало,  а маленькое…

Карточка №24

Образуй новые существительные.

Большая кукла, а маленькая…

Большое перо, а маленькое…

Большое стекло, а маленькое…

Большие часы, а маленькое…

Большое колесо, а маленькое…

Большие туфли, а маленькие…

Большие вафли, а маленькие…

Карточка №25

Образуй новые существительные.

Большое лицо, а маленькое…

Большое плечо, а маленькое…

Большое платье, а маленькое…

Большое кресло, а маленькое…

Большая башня, а маленькая…

Большая вишня, а маленькая…

Большие сапоги, а маленькие…

Карточка №26

Образование имен прилагательных от имен существительных

Дом из камня –        

Дом из кирпича –    

Шляпа из соломы -  

Платье из шелка –    

Платье из бархата -

Шарф из шерсти -

Карточка №27

Образование имен прилагательных от имен существительных

Монета из меди –  

Ложка из олова –  

Ложка из серебра –

Кольцо из золота –

Платок из пуха –

Сумка из кожи –

Карточка №28

Назвать противоположные признаки.

Куст низкий, а дерево…

Вагон большой, а тележка…

Ночь холодная, а день…

Молоко жидкое, а сметана…

Малина сладкая, а калина…

Уголь черный, а мел…

Сахар сладкий, а перец…

Штанга тяжелая, а сумочка…

Карточка №29

 Назвать противоположные признаки.

Утро -                     Смех -

Ночь -                     Добро -

Война -                   Хорошо -

Холод –                  Быстро -

Конец –                  Грязно -

Труд –                    Громко -

Радость -                Красивый -

Карточка №30

Образовать множественное число от имен существительных:

Стакан –                 Вилка -

Тетрадь –                Нож -

Кот –                       Носок -

Мышь –                  Книга -

Подушка –              Волос -  

Кастрюля -              Палец -

Карточка №31

Образуй новые существительные.

Большое солнце, а маленькое…

Большое кольцо, а маленькое…

Большая петля, а маленькая…

Большой палец, а маленькой…

Большая тарелка, а маленькая…

Большая шапка, а маленькая…

Большие бусы, а маленькие…

Большой столб, а маленький…

Карточка №32

Образуй новые существительные.

Маленький столик, а большой…

Маленькая пуговичка, а большая…

Маленькое яблочко, а большое…

Маленькая ложечка, а большая…

Маленький барашек, а большой…

Маленький утюжок, а большой…

Маленькое сердечко, а большое…

Маленькая чашечка, а большая…

Карточка №33

Образуй новые существительные.

Маленький гусенок, а большой…

Маленькая травинка, а большая…

Маленькое блюдечко, а большое…

Маленькая книжечка, а большая…

Маленький замочек, а большой…

Маленький цветочек, а большой…

Маленькое ушко, а большое…

Маленькая косичка, а большая

Карточка №34

Образование имен прилагательных от имен существительных (какая?)

Камень  –             Картофель -

Холод –                Фрукт -

Стекло –               Шерсть -

Сахар –                 Беда -

Орех –                   Железо -

Ягода –                 Бумага -

Персик -               Дерево -

Карточка №35

Образование имен прилагательных от имен существительных (какой?)

Цветок -                    Небо –

Длина -                     Ширина –

Книга -                      Малина –

Молоко -                   Ночь –

Утро -                        Стекло –

Пластмасса -             Картон –

Дверь -                       Мороз -

Карточка №36

Образуй имена существительные от имен прилагательных

Солнечный -              Металлический –

Жидкий -                    Яичный –

Водяной -                   Лесной –

Страшный -                Добрый –

Бумажный -                Дырявый –

Чудесный -                 Квадратный –

Темный -                     Умный -

Карточка №37

Образуй слова-признаки

Резина – резиновые сапоги

Кожа –  

Мех –

Шерсть –

Бархат –

Солома –

Ситец –

Шелк –

Карточка №38

Подбери предмет по признаку

Детская … одежда

Мужской …

Женское…

Зимнее…

Вязанная…

Новые…

Широкий…

Карточка№39

Какая погода, когда на улице:

Снег – снежная

Холод –                   Солнце –

Мороз –                   Дождь –

Ветер –                     Жара –

Вьюга –

Ясно –

Сыро –

Карточка№ 40

Для чего нужны:

Ножницы – чтобы …

Линейка – чтобы…

Ручка – чтобы…

Цветные карандаши – чтобы…

Точилка – чтобы…

Циркуль – чтобы…

Тетрадь – чтобы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Упражнения для глаз. Примерное планирование разучивания упражнений для глаз для детей старшего дошкольного возраста.

     Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные те...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...