Презентация"Применение театрализованных игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
презентация по развитию речи

Cирота Надежда Александровна

ПримеРаскрепощение ребенка, помощь в преодолении робости, неуверенности в   себе, застенчивости, повышение его самооценки; развитие фантазии и творческих способностей дошкольников. нение театрализованных игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраПрименение театрализованных игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»ста»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Применение театрализованных игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста" Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С.И. Мерзлякова Воспитатели МБДОУ "Детский сад № 19"Василек" Группа "Цылята": Сирота Надежда Александровна

Слайд 2

В настоящее время в нашей стране на всех образовательных уровнях особое внимание уделяется коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако, наиболее важным, сензитивным периодом для «особенных детей» является дошкольный возраст. Именно тогда специалисты выявляют имеющиеся осложнения и предпринимают первые шаги для наиболее благоприятного освоения детьми образовательных программ и успешной адаптации их в обществе. Дети могут иметь различные осложнения в развитии: от задержки психического развития до двигательных нарушений и осложнений с речью, зрением, слухом. Поэтому необходим комплексный и системный подход к решению проблем во всех сферах воспитания и обучения детей с ОВЗ. Каждый ребенок индивидуален и поэтому ежедневно в дошкольных учреждениях проводят работу не только педагоги сопровождения - логопеды, психологи, дефектологи, а также, воспитатели, музыкальные руководители, как активные участники образовательного процесса. Еще одной особенностью работы с детьми с ОВЗ в театральной деятельности, которая учитывается на стадии подготовки, является упрощение сюжета, тщательная проработка педагогом его музыкальной составляющей. Все сложные фразы и реплики мы заменяем на лёгкие слова, а где возможно - даже на простые звуки. Роль автора на себя берет либо воспитатель, либо музыкальный руководитель. Они в любой момент смогут изменить сюжет, чтобы ребёнок смог проявить себя так, как он этого захочет.

Слайд 3

Раскрепостить ребенка, помочь преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, повысить его самооценку; развитие фантазии и творческих способностей детей и педагогов. Расширять знания детей об окружающем мире, в частности, дети знакомятся с жанрами театра; Формировать творческую, самостоятельную активность ребёнка; Развивать речь, правильную артикуляция; обогащать словарный запас; Совершенствовать пластику тела, координация движений; Развивать навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию; умение совместно создавать виды театра. задачи: Цель :

Слайд 4

Цель: Задачи: Основная цель- это формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творчеству в любой области деятельности. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству. Развитие: коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения. Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств Формирование чувств сотрудничества и взаимопомощи.

Слайд 5

Театрализованная деятельность в детском саду Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театрализованные игры - «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»

Слайд 6

РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ Театр на фланелеграфе Теневой театр Настольный театр (ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.)‏ Игры-драматизации с пальчиками Игры-драматизации с куклами бибабо Импровизация Игры-имитации Ролевые диалоги Инсценировки и спектакли ( Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.) ‏

Слайд 7

Виды театра в детском саду: бибабо - настольный театр - театр масок - театр конусов - деревянный театр - театр картинок - театр на перчатке - театр масок - варежковый театр - театр ручных теней - - магнитный театр - пальчиковыйтеатр - театр на фланелеграфе Приобщение детей к театру проводится на протяжение всего дошкольного возраста.

Слайд 8

Основные требования к организации театрализованных игр: 1.Содержательность и разнообразие тематики. 2.Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры. 3. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. 4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. 5.Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Слайд 9

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительной речи). В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия. Ведущая роль в них принадлежит взрослому. Речь взрослого служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как говорит взрослый, имитируя ролевые движения сказочных персонажей. В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Разучивание стихов развивает память и интеллект.

Слайд 10

Виды театрализованных игр: - Предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) - Непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). На логопедических занятиях с детьми проводится работа по обучению правильному речевому дыханию, развитию и укреплению артикуляционного аппарата, мимики, навыкам словообразования, построения предложений, использованию грамматических категорий. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, закрепляются через перевоплощение в сказочных персонажей во время игр-драматизаций.

Слайд 11

Игры-драматизации Ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика), исполняет какой-либо сюжет по сценарию. Использую в работе игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо. На занятиях использую различные виды театра – фланелеграф, настольный и пальчиковый театр, игрушки и др. Дети действуют за героя, изображают его интонацией и мимикой. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. По ходу действия ребенок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного спектакля. К ним относятся: настольный театр игрушек, картинок, фланелеграф, теневой театр. Интерес к театрализованным играм формируем в процессе просмотра кукольных спектаклей. В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используем на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Разыгрываем сказки, которые оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. Сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, любимые герои становятся образцами для подражания.

Слайд 12

Ступени работы: Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Игра-импровизация под музыку («Где же ручки», «Листочки», «Бабочки»). Бессловесная uгpa- импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...»). Игра- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Е. Чарушин "Утка с утятами"). Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя"). Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса"). Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок"). В конце игры важно «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута (зайчик угощает детей морковкой, ёжик - лесными яблоками и т.д.)

Слайд 13

Виды театров используемых в работе Театр конусов, настольный Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи

Слайд 14

театр картинок фланелеграф и магнитный театр Развивают творческие способности; Содействуют эстетическому воспитанию; Развивают ловкость, умение управлять своими движениями,концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками , у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. Главной целью таких занятий является создание условий и развитие мотивации детей на устранение своих речевых дефектов в процессе театральной деятельности.

Слайд 15

Пальчиковый театр  Способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев , движение кистями рук , игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Слайд 16

Театр бибабо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги

Слайд 17

Ролевой театр Театр масок (костюмированный ) самый « разговорный» вид театрализованной деятельности . В этой игре идет целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация

Слайд 18

театр на перчатке деревянный театр Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Слайд 19

Конусный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи .

Слайд 20

Театр варешек С помощью такого театра мы можем добиваться свободного проявления у детей эмоций в мимике, в жестах, в движениях. Нам грустно – действие ребенка – грустное лицо, вытирает слезы. Нам весело – действие ребенка – улыбка, смех, хлопает в ладоши. Мы сердимся – действие ребенка – нахмуривает брови, кулачки сжаты. Мы испугались – действие ребенка – присесть, дрожать. Мы устали – действие ребенка – сесть на стул, руки и ноги расслаблены. Мы удивлены – действие ребенка – развести руки, посмотреть удивленно.

Слайд 21

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Использование театрализованных игр в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, развитию ассоциативного мышления.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

ПРименение театрализованных игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время в нашей стране на всех образовательных уровнях особое внимание уделяется коррекционной работе с детьми ОВЗ....

Мастер-класс для педагогов: Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и развития ребёнка.Задачи:Повысить уровень мастерс...

Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР...

Презентация "Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

Данная презентация - это изложение моего педагогического опыта по теме "организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,имеющими недоразвитие речи"...

Применение современных технологий коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ТНР

Представлен опыт работы по применению некоторых современных технологий в работе учителя логопеда с детьми дошкольного возраста....