Развитие речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Власенко Светлана Вячеславовна

конспект открытого занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Педагог:  Власенко Светлана Вячеславовна            Дата ____23 апреля 2019г.____________________________________________

ОО: Речевое развитие____ Раздел: Развитие речи         Возрастная группа: Старшая группа__________

Тема: Распустилось дерево 

Цель ООД: Определение уровня овладения обучающимися знаний по лексическим темам.

Задачи ООД:

Образовательные:

1. закрепить умение обучающихся обобщать, классифицировать по лексическим темам;

2.продолжить формировать грамматический строй речи: словообразование (употребление уменьшительно-ласкательный суффикс), антонимы;

3.закреплять умение исправлять логические ошибки в предложениях и подбирать слова, подходящие по смыслу;

Развивающие: 

  1. продолжить развивать связную речь;
  2. продолжить развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, память;
  3. продолжать развивать фонематический анализ.

Воспитательные:

  1. продолжить воспитывать позитивное отношение к культуре речи;
  2. продолжить воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, взаимопомощь.

Тип: повторение изученного материала, закрепление.  

Этап,

хронометраж

Содержание деятельности

Реализуемые задачи

Форма работы

Методы и приёмы

Виды детской деятельности

Интегрируемые образовательные области (ФГО ДО)

Планируемый результат

Формируемые

целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

Используемые педагогические технологии

Оборудование

1.Организационный (0.5 мин.)

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель предлагает взяться за руки.

- Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Здравствуйте, ребята!

Какое сегодня прекрасное утро.

Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе, настроить детей на общение

Фронтальная

Словесный

Коммуникативная

Социально- коммуникативное

Психологическая готовность к совместной деятельности.

Обладает установкой положительного отношения друг к другу.

Игровые

2.Мотивационный (1.5мин)

 -Ребята, скажите, а какое время года наступило? (весна)

- А какие приметы весны знаете? (ответы)

- В.: Молодцы! Ребята, посмотрите, у нас в группе появилось дерево. А что есть на дереве? Листочки есть?

Д.: Нет, листьев нет.

В.: Давайте мы с вами сделаем наше дерево весенним и подарим ему листочки.

Д.: Давайте.

В.: Чтобы листочки нам найти, нужно выполнить задания.

- Прежде, чем преступить к выполнению заданий, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,      

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим. (Таисия)

2. Если хочешь ответить, не шуми,              

Только руку подними. (Никита)

Развивать связную речь;

развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, память;

развивать фонематический анализ.

воспитывать позитивное отношение к культуре речи;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, взаимопомощь

Фронтальная

Наглядный, словесный

Игровая, коммуникативная, познавательная.

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Определена общая цель

Умеет принимать общую цель

Игровые.

Дерево

3. Основной (20 мин)

В.: а где же взять задания?

На доске появляется солнышко и говорит: «Я помогу, лучик свой вам подарю. А чтобы он вам путь указал, нужно произнести слова:

Волшебный лучик, помоги,

 Нам дорогу укажи.

В.: Спасибо, тебе солнышко. 

В.: Давайте вместе произнесем волшебные слова и узнаем, куда же нам идти?

Вместе повторяют слова: Волшебный лучик, помоги,

 Нам дорогу укажи.

Воспитатель светит фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода.

1 задание: «Назови одним словом». (Сидя у экрана). Ваша задача: рассмотрите картинки, назовите все эти объекты одним словом:

- Стол, стул, кровать, шкаф, тумбочка – мебель. 

  - Бабочка, божья коровка, пчела, кузнечик, стрекоза, – насекомые, и т.д.

 - Молодцы, вы отлично справились с заданием, наше дерево получает первый листочек! (Один из детей несет прикрепить листочек на дерево)

2 задание. «Назови ласково» (с мячом)

В.: Давайте узнаем, куда нам идти дальше? Говорим волшебные слова.

Волшебный лучик, помоги,

 Нам дорогу укажи. Воспитатель светит фонариком, свет падает на картинку с изображением животных.

 (Стоят полукругом на ковре)

Воспитатель, кидая, мяч ребенку называет слово, а он

называет, какое это животное дикое или домашние и называет его ласково.

Примерные слова: медведь, кошка, лиса, собака, заяц, утка, белка, коза, ежик, волк, …

- Молодцы, вы отлично справились с заданием, наше дерево получает следующий листочек! (Один из детей несет прикрепить листочек на дерево)

3 задание. «Магазин» (Стоя у столов)

В.: Куда нам идти дальше? Говорим волшебные слова.

Волшебный лучик, помоги,

 Нам дорогу укажи. Воспитатель светит фонариком, свет падает на картинку с изображением Магазина.

Перед детьми на столе лежат карточки, каждый выбирает предметы на заданный звук. Разделить детей на группы и дать им задания (1 группа – слова со звуком С, 2-К, 3-М).

Что вы купите? (Дети выбирают карточки и объясняют ответ).

Молодцы, листочек получите. (Один из детей несет прикрепить листочек на дерево).

4 задание.  (Один-много) (Стоя на коврике)

В.: Чтобы дальше путь найти, нужно сказать волшебные слова.

Волшебный лучик, помоги,

 Нам дорогу укажи. В. светит фонариком, свет падает на картинку с изображением одного Воздушного шара и много воздушных шаров

В: ребята, поиграем в игру, которая называется «Один-много». Послушайте правила: Когда музыка звучит, вы танцуете, как только музыка остановилась, вы находите себе пару по картинке и называете один объект и много объектов. Правила понятны?

Д.: Да.

Тогда возьмите каждый по одной картинке. Начинаем.

Д: Одна конфета- много конфет, одно яблоко- много яблок, один муравей- много муравьев, один бант- много бантов, один мяч- много мячей.

Молодцы, ребята! Еще листочек появился у дерева. (Один из детей несет прикрепить листочек на дерево).

5 задание.  (Смешные ошибки) на стульчиках.

В.: Чтобы дальше нам идти, нужно сказать волшебные слова.

Волшебный огонек, помоги,

 Нам дорогу укажи. В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением Собака с ушами зайца.

-Мимо камня пробежала змея. 

-У тигра колючая шубка;

-Птицы плавали в аквариуме;

-Зимой зайцы зеленеют, чтобы их лучше было видно на снегу;

-Маленький цыпленок громко крякнул;

-Пятнистая зебра жевала траву;

В.: Молодцы, справились и с этим заданием. Вот и еще один листочек. (Один из детей несет прикрепить листочек на дерево).

6 задание: «Скажи наоборот». (Стоя у дерева).

В.: Ребята, давайте произнесем волшебные слова и узнаем, куда же дальше нам идти?

Волшебный лучик, помоги

 Нам дорогу укажи. В. светит на живое дерево.

В: -  На что упал этот лучик?

Д: - На дерево

В: ребята, на дереве много листочков?

Д: - Нет, листьев мало.

В: - Ребята, подарим нашему дереву еще больше листьев?

Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот» и за каждый правильный ответ я вам буду давать по листочку, а вы прикреплять к дереву. Хорошо?

Высокий – низкий

Узкий    – широкий    

Длинный – короткий

Веселый – грустный

Мягкий- твердый

Легкий- тяжелый

Черный -белый 

Сухой - мокрый

Громкий -тихий

День –ночь

Утро- вечер

Один - много

Злой- добрый

Горячий - холодный

Верх - низ 

Говорить- молчать

Левый - правый 

Чистый – грязный

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,  

сильный – слабый.

 (ребенок за правильный ответ получает листочек и несет прикрепить его на дерево).

В: Молодцы, Ребята, вот наше дерево и расцвело. Какое оно? 

Д: ответы.

закрепить умение обучающихся обобщать, классифицировать по лексическим темам;

продолжить формировать грамматический строй речи: словообразование (употребление уменьшительно-ласкательный суффикс), антонимы;

закреплять умение исправлять логические ошибки в предложениях и подбирать слова, подходящие по смыслу;

продолжить воспитывать позитивное отношение к культуре речи;

продолжить воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, взаимопомощь.

Фронтальная, индивидуальна

Словесный, игровой, демонстрационный.

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности.

Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Познавательное развитие, социально-коммуникативное

развитие, физическое развитие.

Употребляет в речи и понимают существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные) и т.д.;

понимает и употребляют слова-антонимы;

активно сопровождает речью игровые и бытовые действия;

активно участвует в диалоге, подбирая подходящие по смыслу слова;

внимательно слушает сверстников, действуя согласованно.

Обладает элементарными представлениями об обобщающих словах, словах антонима, о форме словообразовании существительных.  Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способен договариваться.

Информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие, игровые.

Компьютер, интерактивная доска.

- листочки дерева;

- карточки для игры в «Магазин» и «Один-много»;

Мяч;

Фонарик;

магнитофон.

4.Заключительный. Рефлексия

(3мин.)

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель задает вопросы детям.

-Ребята вы сегодня отлично поработали.

 - Кому мы помогали? (дереву)

- Получилось у нас помочь? (да)

-Что мы делали? (играли со словами)

Было ли вам трудно? (нет)

-Какая игра понравилась больше всего? (ответы детей)

- За вашу хорошую работу дерево благодарит вас и дарит вам  каждому книгу.

Подвести итоги организованной образовательной деятельности, оценить деятельность (выразить свое отношение) обучающихся.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный

Коммуникативная

Социально-коммуникативное развитие,

Обучающиеся, продемонстрировали усвоение материала

Обладает начальными знаниями об обобщающих словах, словах, антонимах, о форме словообразования существительных.   Отвечает на вопросы взрослого.

Рефлексия

Книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...