Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Придумывание небылиц"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Придумывание небылиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nebylitsy.docx115.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

           Детский сад 14 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию речи

в старшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий

«Придумывание небылиц»

                                                                                 Подготовила воспитатель

Шевцова И.С.

ГБДОУ д.с.14

Приморского района СПб

                                                        Санкт-Петербург

                                                           2019

Занятие по развитию речи в старшей группе «Придумывание небылиц».

Цель: формирование умения  придумывать небылицы,  развитие у детей творческого воображения.  

Задачи:

«Речевое развитие»:

- познакомиться с жанром небылицы;

- дать понятие «небылица», отметить ее особенности;

- формировать умение детей отличать ложь от юмористических фантазий;

- формировать умение сочинять небылицы;

- продолжать формировать умение детей отвечать полными ответами;

- воспитывать интерес к речевому творчеству;

«Социально-коммуникативное развитие»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других, не перебивать собеседника.

«Физическое развитие»: сохранять правильную осанку, при выполнении физкультминутки правильно сочетать  движения со словами стихотворения.

«Художественно-эстетическое развитие»: развивать внимание, находить и отмечать ошибки художника на рисунке-небылице «В весеннем лесу».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тип: Интегрирование.

Методы и приемы: Чтение текста, беседа, рассматривание рисунка.

Форма организации: Групповая

Формы НОД: Совместная  деятельность.

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).

Оборудование: портреты клоунов, книга, рассказ           Н. Носова «Фантазеры», рисунок-небылица «В весеннем лесу».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я на днях была в цирке и познакомилась с двумя веселыми клоунами: Степа и Клепа. Они мне даже свои портреты подарили, смотрите. Они мне столько всяких историй из своей жизни рассказали. Хотите послушать? (ответы детей).

Вот некоторые из них. Степа рассказал, как он захотел   искупаться и прыгнул в стакан с молоком! Поплавал. Хорошо! Прохладненько! Ух, и накупался же он! А Клепа ему отвечает: «Это что! Я вот вчера захотела кушать, купила в магазине 100 ватрушек и все съела. Ох, и наелась же я». Степа: «Это что! Я вот вчера захотел полетать. Подкрался  к вороне, прицепился к ней за ноги. Она меня по всему городу носила. Ух, и налетался же!»

Клепа: « Это что! Я вот вчера спать захотела, залезла на сосну. Лезла, лезла, до самого облака долезла. Легла на него. Мягко, хорошо! Ох, и выспалась!»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а эти истории правдивые, они могли произойти на самом деле?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Вы все правильно ответили, молодцы. Такие истории называются небылицами. Небылицы – это такие истории, которых не могло быть на самом деле, как маленькие сказки. Степа с Клепой еще нарисовали картину «В весеннем лесу». Они мне ее подарили, я вам сейчас ее покажу. Только мне кажется, что они в этой картине что-то напутали. Давайте ее рассмотрим и найдем ошибки художников. (см. Приложение 1)

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы нашли все ошибки. Такая картина называется картина-небылица. Здесь художники нарисовали то, чего на самом деле не могло произойти.

Воспитатель: А вы знаете, какие интересные небылицы придумали Мишутка и Стасик в рассказе Н.Носова «Фантазеры»? Сейчас мы с вами его прочитаем, а вы слушайте внимательно, потом будете отвечать на вопросы.

(Воспитатель читает рассказ.)

Фантазеры.

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

- Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

- Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

- Ничего подобного. Я не про это.

- Ну ладно. Ври дальше.

- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепешку.

- Ха-ха-ха! Вот это враки!

- А вот и не враки!

- Как же ты мог раздавить автобус?

- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

- Не веришь? Честное слово!

- На чем же ты летал?

- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

- Что же ты там на Луне видел?

- Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.

- Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

- Конечно, летал.

- Почему же ничего не видел?

- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

- Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

- А ты думаешь, легко выдумывать!

- Чего проще!

- Ну, выдумай чего-нибудь.

- Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

- Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

- Ну, что ты все "э" да "э"!

- Сейчас! Дайте подумать.

- Ну, думай, думай!

- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...

- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!

- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

- Ничего. Как было, так и рассказал.

- А говорил - выдумывать мастер!

- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

- А тебе что?

- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

- Сами вы брехуны!

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

- Пойдем.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

- А ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою пол порцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

- И я тебе свою пол порцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

- А вы разве не хотите сами?

- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

- Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

- Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

- Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

Воспитатель: Ребята, сейчас мы немного отдохнем, а потом поговорим о рассказе.

Физкультминутка.

Из-за столов мы быстро встали
И все вместе зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели – встали, сели – встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь,

Улыбнитесь.
И за столы опять садитесь.

(повторяем еще раз - побыстрее).

(Дети садятся на места, а воспитатель задает вопросы по содержанию рассказа, добиваясь полных ответов от детей).

Воспитатель: Вам понравился рассказ?

Дети: (да)

Воспитатель: Как называется рассказ?

Дети: (Фантазеры)

Воспитатель: Кто из детей в рассказе вам больше всего понравился? Почему?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Кто из детей не понравился? Почему?

Дети: (Игорь, потому что он обманул маму, сделал виноватой свою сестренку)

Воспитатель: Почему Мишутке и Стасику не стыдно придумывать и рассказывать небылицы?

Дети: (Им не стыдно, потому что они придумывают небылицы – истории про самих себя, которых не могло быть на самом деле.)  

Воспитатель: Почему не захотели дружить с Игорем?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как отличить ложь от небылицы?

Дети: (Небылица безобидна, бескорыстна, для смеха и забавы окружающих. Небылицы придумывают о себе, чтобы не обидеть других.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, легко ли придумывать небылицы?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Хотите попробовать?

Дети: (Да. Дети придумывают небылицы.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но мы с вами сегодня еще узнали, что небылицы можно не только рассказывать, а их можно еще и нарисовать. Давайте попробуем нарисовать свои небылицы.

(Дети рисуют небылицы и рассказывают о них)

Воспитатель: Наше занятие закончено. Вы сегодня молодцы.

Приложение 1.

https://razdeti.ru/images/178.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).Образовательная сфера[1]: речевое развитие.Форма организации: фр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие р...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в старшей группе

Данный конспектпоможет вам научить детей различать инструменты и соотносить из названия с изображением, называть действия с ними, подбирать эпитеты по смыслу, а так же развивать умения изменять сущест...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»

Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественног...