Конспект занятия "В поисках рифмы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Тихонова Марина Владимировна

Развитие языковой способности  детей посредством формирования представления  о понятии «рифма» на материале слов со звуком [Р].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_material_konspekt.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект

Автор: Тихонова Марина Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР д/с № 121 г. Калининграда.

Возраст детей: 5-6 лет.

Структура речевого нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР III ур.р.р..

Тема коррекционно-развивающего занятия:

«В поисках рифмы».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.  

Цель. Развитие языковой способности  детей посредством формирования представления  о понятии «рифма» на материале слов со звуком [Р].

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей представление о «рифме»,  научить детей слышать рифму, рифмовать слова;

- закреплять навыки правильного произношения звука [Р] в словах различной слоговой структуры и звуконаполняемости;

- совершенствовать фонематическое восприятие, навыки сравнения и сопоставления звукового состава слов;

- совершенствовать умение эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слоги, петь в ансамбле.

Коррекционно-развивающие:

- тренировать речевой слух,  внимание и восприятие, слуховую память;

- развивать зрительное внимание и восприятие;

- развивать познавательную активность, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества в игре, в парах;

- воспитывать навыки самостоятельности и инициативности;

- воспитывать навыки доброжелательности, способности к сопереживанию.

Предварительная работа. Просмотр детьми серии «Как здорово сочинять стихи» из цикла мультфильмов «Смешарики».

Оборудование.

Ноутбук, беспроводная компьютерная мышка, проектор, монитор (при наличии в детском саду - интерактивная доска); диск  Мерсибо «Звуковой калейдоскоп», игра «Любовь-Морковь» (mersibo.ru); компьютерная презентация для детей «День рождение звука [Р]»; мяч; стулья по количеству детей, стол детский -2 шт.; 3 обруча.

Раздаточный материал для детей: два набора предметных картинок для игры «В поисках рифмы»: 1) вор, помидор, картошка, гармошка, детвора, повара; 2) пирог, носорог, гора, нора, рубашка, ромашка; печатный материал к игре «Любовь-Морковь»  «Найди рифмы», цифры на карточках 1,2,3,4,5,6 для определения очередности детей в игре «Любовь-Морковь».

Ход занятия

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент).

Цель: сфокусировать внимание детей, вызвать интерес.

Сюрпризный момент. Тихо звучит музыкальная тема «С днем рождения тебя!» без слов (минусовка). Дети вместе с логопедом заходят в кабинет (зал). Логопед приветствует детей, обращает внимание на экран, на котором изображен торт, подарки. (Слайд 1.).

Л о г о п е д. Ребята, посмотрите, куда мы попали?

Д е т и. На день рождение.

Л о г о п е д. Как вы догадались?

Д е т и. Торт, свечки, подарки.

Л о п е д. Вы любите праздновать дни рождения?

Д е т и. Да!

Л о г о п е д. И я очень люблю этот праздник. Сегодня мы с вами приглашены на необычное день рождение – день рождение «Звука».  Как же нам узнать, у какого звука сегодня день рождение? (Ответы детей.)

Л о г о п е д. Может нам помогут подарки, которые подарили этому звуку? Давайте назовем их.

Дети называют подарки, изображенные на слайде: ракета, рыбка, робот, ролики, рубашка, расческа. Логопед повторяет название подарка, утрированно выделяя звук [Р] в каждом слове.

Л о г о п е д. Чем похожи все эти слова по звучанию?

Д е т и: Они начинаются на одинаковый звук. Первый звук [Р]. В словах есть звук [Р]. Они «рычат» и т.п.

Л о г о п е д. Мы попали на день рождения звука …..(пауза)?

Д е т и. РРРР!

Л о г о п е д. Как мы его можем поздравить? (Ответы детей.)

Л о г о п е д. Какие бывают подарки? (Ответы детей.)

Л о г о п е д. А я предлагаю спеть ему песенку «С днем рождения тебя», но вместо слов петь слог «РА». Согласны?

Д е т и: Да!

Логопед вместе с детьми «пропевает» слог «ра»,  на мотив песни «С днем рождения тебя!», обращает внимание, что петь нужно весело, дружно, четко проговаривая слоги.

  1. Познавательная деятельность. Актуализация знаний.

Цель: дать детям достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнить практическое задание.

Логопед приглашает детей занять места на стульчиках, которые стоят полукругом перед монитором.

Л о г о п е д. Молодцы! Ребята, какой же праздник без гостей. Послушайте, кто это к нам спешит?

Логопед щелчком мышки включает запись заставки мультфильма «Смешарики», дети слушают и догадываются, что в гости спешат Смешарики.(Слайд 2.)

Л о г о п е д. Правильно, Смешарики! А кто помнит, в именах каких Смешариков есть звук [Р]?

Д е т и. Крош, Бараш, Каркарыч.

Логопед демонстрирует следующий слайд (Слайд 3.) презентации, на котором изображен задумчивый Бараш, сочиняющий стихи.

Л о г о п е д. Кто к нам пришёл?

Д е т и. Бараш.

Л о г о п е д.  А чем любит заниматься Бараш?

Д е т и. Сочинять стихи.

Л о г о п е д. Как вы думаете, что нужно, чтобы сочинить стихотворение? (Ответы детей).

Л о г о п е д. Чтобы сочинять стихи нужно уметь подбирать рифмы. А еще обязательно должно быть вдохновение – особое стихотворное настроение. Вы знаете, что такое рифма? (Ответы детей).

Л о г о п е д. Рифма –это слова, окончания которых звучат одинаково.

Например: оса – лиса, Иринка – мандаринка.

Л о г о п е д. Как вы думаете, какое у Бараша настроение?

Д е т и. Он грустный, задумчивый.

Л о г о п е д. Почему же он загрустил? (Ответы детей).

Л о г о п е д. Я думаю, Бараш загрустил, потому что у него закончились рифмы. А он хотел подарить звуку [Р] стихи на день рождения. Может, мы ему поможем?

Д е т и. Да.

Л о г о п е д. Предлагаю отправиться на поиски рифм. Для этого нам нужно немного потренироваться.

  1. Преобразовательная деятельность. Интерактивные упражнения.

Цель: Практическое усвоение материала детьми.

3.1. Игра с мячом. «Поймай рифму на звук [Р]».

Логопед предлагает детям встать перед стульчиками.

Л о г о п е д. Давайте сыграем в игру, которая поможет нам понять, что такое рифма. Правила такие: Я буду кидать мяч, и называть слово, а вы должны заменить первый звук в этом слове на звук [Р] и назвать, новое слово.

Л о г о п е д. Например, хобот. А со звуком [Р], будет – … робот. Получилась рифма: хобот – робот

Л о г о п е д.. Л о г о п е д. Козы.

1-ы й  р е б е н о к. Розы.

Л о г о п е д. Какая рифма получилась? 1-ы й  р е б е н о к. Козы - Розы.

Аналогично с другими детьми (речевой материал мак - рак, пугать -ругать, Тома – Рома, мука – рука, кот – рот)

Л о г о п е д. Вы здорово справились!

3.2. Компьютерная интерактивная игра «Любовь-Морковь». (Слайд 4.)

Л о г о п е д. А теперь предлагаю поиграть в игру «Любовь-Морковь».

Эта игра научит нас слышать рифму. Перед вами на экране появятся четыре человечка. Если навести на каждого мышкой, то мы услышим, какое слово он говорит. Три слова будут звучать похоже, это слова-рифмы, а одно будет лишним. Послушав все четыре слова, надо выбрать человечка, говорящего одно лишнее слово, которое не рифмуется с остальными словами.

Очередность детей в игре определяется цифрами на карточках, которые логопед предлагает взять. Первым играет логопед и дает образец действия. Дети поочередно подходят к мышке (или интерактивной доске) и играют в компьютерную интерактивную игру «Любовь-Морковь».

Логопед переключает презентацию на компьютерную игру «Любовь – Морковь» из диска «Звуковой калейдоскоп» (mersibo.ru). Включает игру. Дети по-очереди тренируются в поисках лишнего слова, которое звучит не в рифму с остальными.

Л о г о п е д. Здорово! Вы становитесь настоящими поэтами!

3.3. Упражнение «Пальминг». Снятие мышечного напряжения с глаз.

Л о г о п е д. Давайте вспомним, что еще кроме умения подбирать рифмы необходимо для поэта?

Д е т и. Вдохновение.

Л о г о п е д. Я знаю один способ, как подружиться с вдохновением. Нужно посидеть минуту в тишине и закрыть ладошками глаза так, чтобы ни один лучик света не попадал на глаза. Мы будем всматриваться в темноту и заряжаться вдохновением. Думать о чем-нибудь приятном, наши глаза отдыхают и к нам приходит вдохновенье.

Логопед показывает детям как нужно закрыть глаза ладошками и предлагает минутку посидеть с закрытыми глазами. Через 1-2 минуты логопед предлагает детям осторожно открыть глаза.

Л о г о п е д. Я думаю, что вдохновение теперь у нас есть и можно отправляться на поиски рифм для Бараша.

3.4. Интерактивное упражнение «В поисках рифмы».

Логопед предлагает детям подойти к столу.

Л о г о п е д.  Мы хорошо потренировались. И теперь легко можем найти рифмы для  Бараша.        

Логопед показывает детям первый набор предметных картинок, который разложен на столе. Просит назвать, что на них изображено, затем переворачивает картинки изображением вниз.

Л о г о п е д. По моей команде «Раз, два, три – рифмы ты найди», каждый возьмет себе одну картинку и начнет искать рифму среди картинок других детей. Если два человека найдут подходящие по рифме картинки, то становятся в обруч и говорят «Мы нашли рифму!». А потом мы проверим, правильно ли вы нашли рифмы.

Л о г о п е д. Раз, два, три – рифмы ты найди.

Под музыку из песни «Смешарики» дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность задания. Игра проводится повторно со вторым набором картинок, которые лежат на другом столе.

Набор картинок для первой игры: вор, помидор, картошка, гармошка, детвора, повара.

Набор картинок для второй игры: пирог, носорог, гора, нора, рубашка, ромашка.

Второй набор слов-рифм логопед предлагает сфотографировать и отправить по электронной почте Барашу.

Затем приглашает детей сесть на свои места. Демонстрирует следующий слайд (Слайд 5.), на котором изображен веселый Бараш и карточки со словами-рифмами, которые дети нашли и отправили Барашу волшебной почтой.

Л о г о п е д. Посмотрите, ребята, Бараш получил наши рифмы. Какое у него настроение? (Ответы детей.)

Л о г о п е д. По-моему и стишок у него готов. Хотите послушать, что сочинил Бараш?

Д е т и. Да!

        Логопед щелчком мышки включает запись голоса Бараша, который читает стихотворение:

В лесу стоит гора,

А под горой – нора.

В норе той – носорог.

Испёк себе пирог.

Погладил он рубашку

Полил свою ромашку!

Л о г о п е д. Я вас поздравляю, ребята! Вы помогли Барашу сочинить стихотворение и сделать подарок для звука [Р]. (Слайд 6.)

  1. Рефлексия (итог).

Цель: обсуждение с целью осознания детьми выполненной работы.

        В заключительной части занятия логопед задает всем детям вопросы.

О чем мы сегодня узнали на занятии? Чему научились? Как это может пригодится в жизни?

Логопед задает индивидуальные вопросы. Что тебе показалось самым интересным? Что тебя удивило? Что было самым трудным? Почему?

После этого логопед раздает детям  домашнее задание. Листы А4 с напечатанным  материалом из игры «Любовь-Морковь» «Найди рифмы», выполнив которые, дети должны найти слова-рифмы и сочинить из них стихи-рифмовки дома с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поиск сокровища"

Комплексное занятие в старшей группе (познания, музыка, физическая культура) используется для закрепления пройденных тем....

Конспект занятия. Поиск волшебного сугроба

Конспект занятия. поиск волшебного сугроба...

Конспект занятия "Поиск воздуха"

Занятие познвательного цикла...

Конспект занятия "Поиск сокровищ"

Конспект занятия по познавательному развитию....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...

Конспект занятия " Поиски пропавшей семьи"

Мама с папой - моя родняНет роднее родни у меняИ сестренка родня и братишка,И щенок лопоухий Тишка.Я родных своих очень люблюСкоро всем подарки куплю.Папе будет моторная лодка,Маме в кухню – вол...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы».

Ознакомление детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» на занятии по развитию речи в старшей группе...