Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК по обучению детей тувинскому языку в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Дондук Шончалай Борисовна

Занятие по тувинскому языку в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moya_semya.docx964.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "Детский сад № 28" города Кызыла 

Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК

по обучению детей тувинскому языку в средней группе.

                           Составила: учитель тувинского языка

                                                                              Дондук Шончалай Борисовна

Кызыл  2019

Тема

«Моя семья»

Программа

«УМК»

Возраст

Средняя группа (4 – 5 лет)

Направление

Познавательно-речевое

Образовательная область

Речевое развитие

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Форма проведения

Фронтальная. Образовательные ситуации с элементами игры

Цель

Развивать у детей познавательные интересы, интеллектуальную активность и связную речь

Воспитательные задачи

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи

Развивающие задачи

Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов; развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении» введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе; развитие детского творчества

Образовательные задачи

Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории; закрепить представление о трудовых обязанностях членов семьи

Планируемый результат

Развитие связной речи на тувинском языке, обогащение словаря и самостоятельное решение поставленных перед детьми задач

Методы и приемы

Игровые, словесные, наглядные, сюрпризный момент

Наглядные средства

Семейные фотографии, рисунки детей о семье, корзинка

Организация детей

Произвольная, полукруг на стульчиках

Индивидуальная работа

Развивать диалогическую речь на тувинском языке у  Ховалыг Алины, Ондар Айслуу

Словарная работа

Мээн өг-булем, кырган-авай, кырган- ачай

Предварительная работа

Рассматривание семейных фотографий, беседа о семье

Структура занятия

1Психологический настрой, вводный организационный момент–3 мин

2Беседа о семье, ее членах-5 мин

3Д/игра «Кто как трудится в вашей семье?»-3 мин

4Пальчиковая игра «Мээн өг-булем»-2 мин

5Д/игра «Давайте справедливо распределим обязанности»-3 мин

6Д/игра «Какая у вас семья?», «Силернин өг- булеңер кандыгыл?» -3 мин

7Итог-1 мин

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Экии уруглар!

Дети: Экии башкы!

Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи.

Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение:

Шулук (өг-булем )

Аатынган кавайымдан

Адаар созум – авай , ачай

Авай – авай ынак созум

Ачай –ачай чоргаар созум

Чайгап аадып остургештин

Чагып соглээн авам созу:

Часкаан чорба, эштиг чору

Чаалга чорба, кежээ чору

Воспитатель: Про что стихотворения? 

Дети: про семью

Воспитатель: Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи.

 Как вы думаете, что такое семья?

Ребенок : Семья–это мама, папа, брат и я.                                                        

Воспитатель: Скажи на тувинском.

Ребенок: Мээң өг-булем дээрге мээң авам, ачам, дунмам, мен.

Воспитатель: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Асейчас раскажите по рисунку, как вы нарисовали свою семью.

Ребенок: Бо мээң ачам. Бо мээң авам. Бо мээң кырган-авам база кырган ачам. (показ рисунка своей семьи)

Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где  и кем они работают?

Ребенок: Мээң авам ады Аяна Викторовна. Авам садыгда, садыгжы кылдыр ажылдап турар.

Ачам ады Сергек Буянович, мээң ачам тудугжу. Ачам чараш бажыннар, школалар  тудуп турар.

Ребенок: Мээң авамны Надежда Михайловна дээр. Авам бажында бичии думңам биле олурар.. Ачам– Айдаш Дмитриевич, мээң ачам эмчи.

Воспитатель: Кымнын акызы, угбазы барыл уруглар?

Ребенок 1: Мээң акым бар. Акымнын ады Аян. Акым школада 3 класста ооренип турар.

Ребенок 2: Мээң бичии дунмам бар. Мээң дунмамнын ады Аяс.

Ребенок 3: Мээң угбам ады - Алина. Угбам школачы.

Д/игра «Какая у вас семья?»

Воспитатель: Дружно ли вы живете?

Ребенок 2: да, ие

Воспитатель: Как будет по тувински дружная семья?

Ребенок 1: Найыралдыг өг-буле

Ребенок 2: Бистиң өг-булевис найыралдыг.

Ребенок 3: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.

Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.

Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.

Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю,

У нее морщинок много-

И на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

О ком эти строки?

Дети: Про бабушку.

Воспитатель: А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап.

 А ваши мама и папа – это ваши родители.  Как по-тувински будет дедушка? бабушка?

Дети: кырган-авай, кырган- ачай.

Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о  вас заботятся ваши бабушки?

Ребенок 1: Мээң кырган - авам мени уруглар садынче экээр, кежээ алыр. Мен кырган –авам биле театр чордувус.

Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я

поскорее выздоровела.

Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.

Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.

Ребенок 1: Надо позвонить!

Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!

Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?

Дети говорят: Семья!

Воспитатель: Скажите на тувинском

Дети: өг-буле

Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла, навестить свою больную бабушку, и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка… а что было дальше?

Дети: Волк съел бабушку и внучку.

Воспитатель: Правильно! Если бы девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы.

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье? »

Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто, как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить на тувинском языке:авам, ачам, угбам, акым, дуңмам, кырган-авам, крган-ачам. Например, ходит на работу - … Кто?

Ребенок договаривает: авам, ачам.

Воспитатель: Учит уроки – …

Ребенок: угбам, акым.

Воспитатель: Моет посуду – …

 Ребенок: угбам, авам

Воспитатель: Мастерит – …

Ребенок: ачам, кырган - ачам

Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …

Ребенок: кырган-авам, угбам, авам.

Воспитатель: Убирает в доме – …

Ребенок: угбам, авам.

Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра «Мээң ог-булем»

Бо салаа авай,

Бо салаа ачай,

Бо салаа кырган – ачам,

Бо салаа кырган – авам,

Бо салаа мен.

Бо мээң өг- булем

Воспитатель: Кто знает стихи про семью?

Уруглар өг-буле дугайында шулуктер чугаалап бериңерем.

       Ребенок 1:             Ажы-толу бистерни

                                       Амыр-дыш чок остурген

                                        Кээргенчиг авам сени

                                        Кезээ шагда хундулээр мен

                                        Азарганчыг хензиг мени

                                        Авам кужур остуруп каан

                                        Авыралдыг авайым сен

                                        ам-даа чус чыл чуртта-ла.

 Ребенок 2:                    Билир кылдыр эн-не баштай

                                        миннип келген уем ол боор

                                        Авам биле ачамны мен

                                        аажок таныыр апарган мен

                                        Авам биле ачам ышкаш

                                        авыралдыг улузум чок

                                        Озуп алгаш оларга мен

                                        оремни ыяап-ла толээр мен.

 Ребенок 3:                      Ачам черле ажылгыр

                                         Авамга-даа, чонунга-даа

                                         Аажок-ла дузалыг

                                         Аажы-чаны кижизиг

                                         Ачам чер-ле будуштуг

                                         Ажы-толу бистерни

                                         Ажыл-ишке ооредир

                                         Аазаанын кууседир

Физкульт. минутка «Кто живёт у нас в квартире».

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

    Воспитатель: Улегер домактарны уламчылаар.
Оолдуг кижи оя соглээр… (кыстыг кижи кыя соглээр)
Ада чокта чартык оскус… (ава чокта будун оскус)
Иелиг кыс шевер… (адалыг оол томаанныг)
Ава кижи толум дээр… (ажы-толу шолум дээр)
Уялыг куш чаныган… (уруглуг кижи кээргээчел)

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.

Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.

Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.

Ребенок 4: хорошо вести себя, вместе отдыхать.

Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.

Бо кичээлди доозуп тура  уруглар өг-булеңерге аас-кежикти, тайбыңны кузеп, оорушку, найырал кезээ шагда ог-булеңерге турар болзун деп йорээп каар-дыр мен.

Литература:

  1. Алдын-оол А.Х.. Назытпай Г.Т. Тыва  уруглар  ясли-садтарынга  чугаа  сайзырадылгазынын  программазы.-Кызыл: ТывН/Ч,2002.
  2. Б.К.Будуп  «Пословицы и поговорки тувинского народа»
  3. Виктор Куулар «Играем в пальчиковый театр»
  4. Саая Л.С.; Ооржак Н.О.; Сат М.К. Примерные конспекты по развитию тувинской речи

  в средней группе.-Кызыл 2011.

Приложение:

C:\Users\мама\AppData\Local\Temp\IMG_20190907_194137.jpg

C:\Users\мама\AppData\Local\Temp\IMG_20190907_194557.jpg