Организованная образовательная деятельность по развитию речи (ЗКР) "Звук У"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Васютина Дина Николаевна

Организованная образовательная деятельность по развитию речи (ЗКР) "Звук У"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_zkr.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.

Тема: «Звук у »

Цель: произносят отчетливо звук «у»

Задачи:

Образовательные: определять звук «у» в словах.

Развивающие: учить правильно и отчетливо произносить звук «у» (изолированно, в звукосочетаниях, словах)

Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать взрослого и сверстников.

Материалы и оборудования: красный замок и его хозяйка Уля; картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы), игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка).

Вид деятельности: Коммуникативная,  игровая.

Ход образовательной деятельности.

  1. Оргмомент

Вносится кукла. Это Ульяна, послушайте что с ней произошло.

            Шла Ульяна с огорода,

            Повстречала там урода.

            А урод стоит на палке

            С бородою из мочалки.

Что это было? (Огородное пугало). Покажите как испугалась Уля. Изобразите пугало. Ой какое оно страшное (дети показывают испуг).

Огородное пугало долго стояло , всех птиц испугало. Изобразите летящих птиц, вы смелые, никого не боитесь и я хочу посмотреть какие вы смелые.

  1. Сообщение темы занятия

Каким именем мы назвали куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (Звук у). где мы сможем услышать звук у? кто воет уууууу? (Воют волки), зимой ветер воет (у-у-у-у).(звук у-у-у произносится с усилением и ослаблением голоса.)

  1. Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам

Произнесите звук у, что стало с вашими губами? (они вытянулись в трубочку). Попробуем спеть его «растяните ниточку». Что вы можете сказать о звуке? (он поется и тянется). Какой это звук? Звук у называется гласным. Выставляется Красный замок , звук у будем обозначать красным кружочком, как и звук а и звук и.

4.        Развитие слуховой памяти

Запоминание и воспроизведение звукового ряда а-у-и. Определение количества и последовательности звуков.

- Какой звук исчез из ряда?

Обозначение звуков символами.

- Сосчитайте, сколько звуков я произнесла, и отложите столько же кружочков.

5.        Произношение звука и в словах. Определение его позиции. Развитие логической памяти. Падежное управление.

Уля принесла вам такую красивую коробочку, в ней картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете что в коробочке.

    Что это у Галочки?

       Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

               Ниточка в воде. (удочка).

Имитация ловим рыбу. Чем мы ловили рыбу? (удочкой). Где вы услышали звук у- в начале , середине или в конце слова? (в начале слова). Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это ...(улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук у.)Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук у. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много... (утят).

6.        Физминутка.

Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это?

По реке Простыне

                                                   Плывет пароход.

        А за ним такая гладь —

         Ни морщинки не видать.

(Утюг.)

Имитация работы с утюгом. Чем ты гладишь? (Утюгом.)

7. Развитие речевого внимания

Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука у в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».Жи-жи-жи, ползут ... (ужи). Сы-сы-сы, у папы выросли ... (усы). В названии какой части тела есть звук у? (Уши.) Мы слушаем усами? (Нет, ушами.) У ужей нет ... (ушей). А у нас два ... (уха). Ха-ха-ха, из рыбы варится... (уха). Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.) Послушайте, какие слова «заблудились». Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.) Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)

Улитка просит удочку:

— Закинь-ка в реку уточку.

Удочка закинула,

Уклейку-рыбку вынула.

Г. Сапгир

Повторение исправленного стихотворения.

Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.)

8. Физминутка

А сейчас вы — пчелки.

Пчелки в ульях сидят,

На цветы они глядят,

Пчелки, с ульев вылетайте!

Мед скорее собирайте!

9. Выделение слов со звуком у

Психогимнастика.  Дети, послушайте стихотворение:

Удод у дороги                              А уж зашуршал

Увидел ужа,                                  И уполз в камыши,

Удод улетел,                                 Над глупым удодом

От испуга дрожа.                         Смеясь от души.

10. Образование приставочных глаголов

Уля спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком у из стихотворения про ужа и удода. (Уполз, увидел, улетел, удод, уж.)Что сделал удод? (Улетел.) Удод улетает, а уж ... (уползает). Пчелки улетают или уползают? (Улетают.) Улитка...(уползает). Утка ... (уплывает).

10. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой.

Мы с Улей будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно: улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; утюг, мутюг, витюг, утюг. Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.) Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова. Демонстрируется звуковая линейка. Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка. Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука. Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.) А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка), у-жи (два хлопка), уж (один хлопок), у-мы-валь-ник(четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.

11. Знакомство с буквой у

Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву. Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.

На что похожа буква у ?Ответы детей .У — сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.В. Степанов

Покажите пальчиками, как торчат «ушки» у буквы у. Найдите вкассах букву у. Буква у выставляется в окошко Красного замка.

12. Итог занятия

Подарим хозяйке Красного замка слова со звуком у. Я буду произносить часть слова, без звука у. Вы дополните его звуком у и скажете все слово. _казка (указка), _дав (удав), _лыбка(улыбка), _ченик (ученик), _голъ (уголь), _гол (угол), _шат(ушат), _зел (узел). Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуки, буквы и слова». (подготовительная группа)

Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Звук "И" (ЗКР).

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности по теме "Звук И" (звуковая культура речи)....

Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и».

Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе«Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]»Задачи:Образовательные:упражнять детей в правил...