Конспект по составлению творческого рассказа для детей 6-7 лет "Стеклянный человечек ищет друга"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Старинская Татьяна Викторовна
  1. Как педагоги так и дети испытывают затруднения на занятиях по составлению творческих рассказов. Предлагаю вашему вниманию конспект "Стеклянный человечек ищет друга".
  2. Цель: Обучать сочинению групповых произведений, используя мнемотехнику. Учить детей, на основе зрительного восприятия объекта, определять его свойства. Активизировать в речи слова, характеризующие свойства предметов, закреплять умение образовывать прилагательные от существительных. Воспитывать интерес к совместному словесному творчеству, развивать воображение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steklyanyy_chelovechek_ishchet_druga.docx910.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе

 по составлению творческого рассказа

«Стеклянный человечек ищет друга»

Составила  учитель – логопед Старинская Т. В.

МДОУ д/с №19 «Улыбка» г. Южноуральск

Цель: Обучать сочинению групповых произведений, используя мнемотехнику. Учить детей, на основе зрительного восприятия объекта, определять его свойства. Активизировать в речи слова, характеризующие свойства предметов, закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.  Воспитывать интерес к совместному словесному творчеству, развивать воображение.

Ход:

  1. Организационный момент

Пластические этюды:

  • Несем в руках стекло. Несем его аккуратно, чтобы не уронить, чтобы не порезаться, смотрим через прозрачное стекло.
  • Надели каменные ботинки. Шагаем медленно, с трудом поднимая ноги. Случайно наступили прохожему на ногу, извиняемся.
  • Дорогая, красивая шуба едет на плечах модницы, смотрит на всех с высока, презрительно.
  • Держим в руках прозрачную сосульку, сжали в кулачок, открыли, стряхнули воду, подышали на ладошку.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики.

  1. Упражнение «Поймай и назови»

Логопед.  Все предметы вокруг нас выполнены из какого – то материала. Каждый из вас будет «ловить» предмет (слово), выполненный из того материала, который подсказывает ваша карточка (педагог раздает карточки предметов, обозначающих железные, деревянные, стеклянные, меховые, каменные, шерстяные, бумажные, кожаные вещи). «Возвращать» мне будете это слово, но уже с названием материала, из которого оно выполнено. Например, если бы у меня была карточка, обозначающая шелковые вещи, то я поймала бы слово «платье» и сказала: «шелковое платье».

Детям раздаются картинки: «Камень» (каменные предметы), «Лист бумаги» (бумажные предметы), «Клубок» (шерстяные предметы), «Окно» (стеклянные предметы), «Дерево» (деревянные предметы), «Машина» (железные предметы), «Лиса» (меховые предметы), «Сапоги» (кожаные предметы) (Рисунок 1).

C:\Users\Татьяна\Desktop\DSCF9987.JPG

                                                   Рисунок 1

 Взрослый произносит слова: «шарф», «стакан», «батарея», «стена», «воротник», «чемодан», «книга», «замок», «замок», «стол», «шуба», «туфли», «ваза», «газета», «варежки», «штанга», «банка», «носки», «конверт». Дети поднимают подходящую по смыслу карточку, повторяют слово, добавляя прилагательное, согласовывая его с существительным («каменный замок, шерстяные носки и т. д.»).

  1. Сообщение темы занятия

Логопед.  Нас окружают вещи из этих материалов, а представьте страну, в которой сами жители – человечки выполнены из разных материалов.

-Жил в такой стране стеклянный человечек.

Педагог достает карточку, обозначающую  стеклянного человечка.

Логопед.  Расскажите, как он выглядел, каким он был?

Ответы детей: Стеклянный человечек хрупкий, прозрачный, с острыми краями, тонкий.

Логопед.  У него не было друзей, потому что он всего боялся. А чего опасался стеклянный человечек?

Ответы детей: Он боялся, что может упасть и разбиться, что кто ни будь наступит ему на ногу, пожмет сильно руку, что кто ни будь порежется о него, что его не заметят, ведь он прозрачный и т. д.

Логопед. Приближается самый веселый зимний праздник, стеклянному человечку хочется отметить его с другом.  В поисках друга, ему нужна помощь, поддержка и конечно же совет. Кто сможет оказать эту помощь и дать совет?

Дети изъявляют желание оказать помощь в выборе человечка, с которым можно было бы подружиться.  

  1. Упражнение «Поможем подружиться»

На наборном полотне выставляются карточки, обозначающие каменного, мехового, ледяного человечков (Рисунок 2). Детям предлагается, используя коллективные рассуждения, выбрать того, с кем мог бы подружиться стеклянный человечек.

C:\Users\Татьяна\Desktop\DSCF9986.JPG

                                                   Рисунок 2

Примерные рассуждения детей: Каменный человечек тяжелый и неуклюжий. Он может случайно толкнуть и разбить стеклянного человечка, наступить ему на ногу, сильно пожать руку и сломать ее.

Меховой человечек мягкий и безопасный.  Он привык, что им все любуются, поэтому, у него высокомерный характер, а значит он может обидеть и все время похваляется.

Ледяной человечек очень похож на стеклянного, у них много общего, он не может причинить вреда и, наверное, тоже нуждается в друге.

  1. Физкультурная пауза. Игра «Выпал беленький снежок».

Логопед.   Где проходили встречи наших друзей в помещении или на улице?

 Ответы детей. На улице, потому что ледяной человечек боится тепла.

Логопед.  Какие дорожки для прогулок им приходилось выбирать: притоптанные, скользкие или запорошенные снегом?

Ответы детей. Запорошенные снегом, чтобы не поскользнуться стеклянному человечку, а если вдруг упадет, то на мягкий снег.

Логопед.  Давайте добавим пушистого снега на дорожки по которым гуляют друзья.

Выпал беленький снежок.

Соберемся мы в кружок.

(Дети становятся в круг)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех.

(Машут руками перед собой)

Не боимся мы пороши, ловим снег – хлопок в ладоши.

(Хлопки)

Руки в стороны, по швам –

(Руки в стороны, опускают вниз)

Снега хватит нам и вам.

(Показывают на себя, на окружающих)

  1. Составление творческого рассказа

Логопед.   Стеклянный человечек пригласил ледяного человечка в гости на Новогодний праздник. Предлагаю дать полезные советы: что можно предпринять, чтобы ледяной человечек не растаял.

Предполагаемые ответы детей. Нужно открыть все окна в доме. Накрыть праздничный стол на балконе или в холодильнике. Подать к столу побольше мороженого. Направить на ледяного человечка включенный вентилятор.

Логопед.   Какие подарки было бы приятно получить друзьям?

Предполагаемые ответы детей. Стеклянному человечку можно подарить меховую шубу, она защитит его от ударов. Ледяному человечку можно подарить большой холодильник, он в нем будет жить летом. И т. д.

Логопед. Предлагаю вам пофантазировать и рассказать, как друзья встретят праздник. Постарайтесь сделать так, чтобы каждый рассказ чем - то отличался от предыдущего. Поможет построить рассказ схема.

Педагог выставляет схему и знакомит с планом рассказа:

  1. Кто дружил? (рисунок 3)
  2. Чем были похожи? (рисунок 4)
  3. Кто пригласил на праздник в гости? Как подготовился к приходу друга?  (рисунок 5)
  4. Какие угощения были на столе? (рисунок 6)
  5. Какими подарками друзья порадовали друг друга? (рисунок 7)        

Дети составляют 3-4 рассказа.

  1. Итог

Логопед. Наша фантазия помогла двум одиноким человечкам обрести дружбу.

Предлагаю и нам порадовать героев истории вкусным подарком. Как вы думаете, какие сладости в коробке? В названии этих конфет слышится слово: «лёд» и они очень похожи на разноцветные стеклышки.

Дети.  Леденцы.

Логопед.  Попробуйте их на вкус, а теперь рассмотрите фантики от леденцов. Можно ли их назвать праздничными, подарочными леденцами?

Дети.   Нет, они обернуты в обычные, прозрачные фантики.  

Логопед.  Предлагаю вам украсить фантики для оставшихся конфет. На конфетных фантиках для стеклянного человечка нарисуйте предметы, выполненные из стекла.  Конфетные фантики для ледяного человечка украсьте предметами из льда и снега.

http://www.koolinar.ru/all_image/ckeditor/28/28537/3_content.jpghttp://www.koolinar.ru/all_image/ckeditor/28/28537/3_content.jpghttp://www.koolinar.ru/all_image/ckeditor/28/28537/3_content.jpghttp://www.koolinar.ru/all_image/ckeditor/28/28537/3_content.jpg

                 

               Рисунок 3                                           Рисунок 4                

                     http://static.wixstatic.com/media/676214_e0bd2560c7464eeea65bf926380e4b95.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/114/369/114369189_111.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/114/369/114369189_111.jpg

        Рисунок 5                                          Рисунок 6http://cs4653.vkontakte.ru/u35828305/-2/x_1b943be9.jpg

        

                                                Рисунок 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

Конспект НОД составление творческого рассказа "Зимняя прогулка"

Конспект НОД составление творческого рассказа в старшей группе «Зимняя прогулка».Воспитатель: Бродникова Л.В.Цель: активизировать речь детей, систематизировать знания и умения в творч...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР " Составление творческого рассказа по серии сюжетных картин на тему " Штанишки для мишки."

Мной разработано занятие с детьми подготовительной группы ( с ОНР),где дети составляют творческий рассказ по серии сюжетных картин "Штанишки для мишки" в рамках лексической темы" Профес...

Составление рассказа по мнемотаблице для средней группы "Умка ищет друга"

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использ...

Конспект НООД составление творческого рассказа в старшей группе "Зимняя прогулка"

Конспект НООД составление творческого рассказа в старшей группе "Зимняя прогулка"...