Конспект занятия "Календарь"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Пермякова Ольга Михайловна

Конспект занятия психолога с детьми с ОНР ( подготовительная группа) по программе формирования пространственных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_12_6-7l.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для формирования пространственных представлений детей с ОНР 6-7 лет

Конспект занятия №12 (январь) «Календарь»

Задачи:

1. Формировать представления детей об отрезках времени, их цикличностью;

2. Учить ориентироваться во времени (прошлое, настоящее, будущее);

3. Развитие пространственных представлений детей, развитие ВПФ;

4. Активизация и обогащение  словарного запаса детей по данной теме;

5. Развитие коммуникативных  навыков.

Оборудование:

1. модель – часы «Год»

2. календари

3. альбом, фломастеры, цветная бумага, картинки.

Ход занятия.  

Приветствие.

Добрый день и добрый час очень рада видеть вас. Все мы вместе встанем в круг. Слева – друг и справа – друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Основная часть.

  1.  Игровое упражнение с моделью – часами «Год»

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери.  Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Как же зовут дочерей года?

  1. Загадки

Она приходит с ласкою

и со своею сказкою,

волшебной палочкой взмахнет,

В саду подснежник расцветет? (Весной.)

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Когда это бывает? (Летом.)

Пришла волшебница прекрасная,

Листву без краски перекрасила? (Осень.)

Снег на полях

Лед на водах, Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой.)

- На нашем необычном календаре (часовой круг: Год)  мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень, и опять времена года повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга. Как  только заканчивается один год, начинается следующий.

- Знаете ли вы, ребята, когда заканчивается старый год и начинается новый? Когда это происходит? (если дети затрудняются, можно им подсказать, что последним днем года является 31 декабря, а первым днем - 1 января. В праздник Новый год).

А какой год у нас наступил?

Загадка: Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но, каждый день терял он вес,

И, наконец, совсем исчез.

Сегодня мы поговорим о календарях. Человек с древних времен пытался постигнуть тайну времени. Наблюдал за изменениями, которые происходили вокруг: в природе, наблюдал за Солнцем, Луной и звездами. Так люди придумали календарь. Время, как воздух — мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь.

Первый календарь появился очень давно, 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12.

-Как вы думаете, почему? (12 месяцев)

Затем люди придумали календарь поменьше, из камней, он был тоже круглой формы. Через много лет люди придумали бумажный календарь (в виде книги).

Сейчас много различных календарей: настенные календари, настольные, карманные календари

Но какие бы они не были,  в каждом календаре  есть сведения о каждом дне: число, день недели, месяц, год.

 -Чем отличаются календари? (Оформлением, размером, цветом).

  1. Работа с календарем.

Давайте рассмотрим настенный календарь.

На нём видно сразу все 12 месяцев. Это целый год.

Обратите внимание, цифры на календаре чёрного и красного цвета. Как вы думаете, почему? (чёрным цветом обозначают рабочие дни, а красным выходные и праздничные дни)

- Посмотрите, этот календарь тоже настенный. На нём видно только три месяца:

Настоящий (в середине), прошедший (наверху) и будущий (внизу)

На календаре есть передвижное окошко, которое показывает какое сегодня число.

А вот отрывной календарь. Посмотрите, у него каждый листок это один день, и сколько их много?! 365 – столько дней в году. Ребята вы знаете, что Земля вращается вокруг Солнца и за 1 год делает один оборот вокруг него.

День проходит, и листок отрывают, календарь становится всё тоньше и тоньше. Давайте оторвём по листочку.

На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий день 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник.

- Как вы думаете, какой затем следует день? (14 января, среда)

-  Сколько в неделе дней? (Ответы.) Правильно, семь.

Послушайте про них загадки.

– Первый день большой недели, трудовой день, не бездельник, как зовется? (Понедельник.)

– Прокричал усатый дворник: «день второй в неделе… (вторник.)»

– Третий день не ерунда, называется... (Среда.)

– День четвертый лень отверг, называется ?... (Четверг.)

– Пятый день – опрятница, как зовется… (Пятница.)

– День шестой - в доме работа, а  зовется он  (Суббота.)

– А седьмой день всем веселье,  он зовется ... (Воскресенье.)

4. Дидактическая игра «Назови соседей»

- А сейчас поиграем с вами. Я называю день недели. А вы его соседей.

- Значит календарь состоит из времен года, дней недели и что мы еще забыли?(Месяцы)

5. Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

- Сейчас мы повторим названий месяцев по временам года.

Сначала вспомним зимние месяцы. Я называю первый месяц, а вы продолжаете -  Декабрь...

Аналогично повторяются весенние, летние и осенние месяцы.

6.  Наш календарь (при отсутствии времени, можно дать задание на дом).

- Давайте сделаем календарь в группу своими руками. Что нам для этого понадобится?

- Весь календарь мы сегодня делать не будем, мы сделаем только текущий месяц.

7. Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....