Перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие». Старший дошкольный возраст (5-7 лет) (Разработала воспитатель Шакурова А.З.)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovm_deyat_rr_st_dsh_vozr.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование совместной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие».  Старший дошкольный возраст (5-7 лет)  (Разработала воспитатель  Шакурова А.З.)

 Основные цели и задачи

Развитие речи

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Месяц

Раздел циклограммы ОД

Образовательная деятельность

Литература, методические пособия, наглядно-демонстрационный материал

Сентябрь

Игры на развитие речи

Переезжаем на новую квартиру.

Цель. Научить детей различить предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Швайко Г.С.,с.8

Пальчиковые игры

Скачет зайчик.

  • Цель. Тренировка мелких движений кистью и пальцами. Активация центров речи и письма в коре больших полушарий. Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание). Развитие творческих способностей, воображения.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими в стороны и вперёд.

Картотека пальчиковых игр по

Н.В.Полтавцевой

Артикуляционная гимнастика

Весёлый язычок.

Цель. Развитие мимических мышц лица, в частности щёк и губ.

Майорова Ю.А., с.13

Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество.

Заучивание стихотворения А.Л. Барто «Резиновая Зина».

Цель. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки.

Максаков А.И., с.71

Октябрь

Игры на развитие речи

Скажи наоборот.

Цель. Формировать умение подбирать антонимы к глаголам.

Ушакова О. С.,с.124.

Пальчиковые игры

Пальчики здороваются.

  • Цель. Тренировка мелких движений кистью и пальцами. Активация центров речи и письма в коре больших полушарий. Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание). Развитие творческих способностей, воображения.

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец!

Как живёшь?»

1.Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

2. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Картотека пальчиковых игр по

Н.В.Полтавцевой

Артикуляционная гимнастика

Чаепитие.

Цель. Развивать умение правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперёд. Глубоко вдыхаем носом и плавно выдыхаем ртом.

Майорова Ю.А., с.18

Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество.

Сказки из стишков.

Цель. Вызвать у детей устойчивый интерес к литературному чтению и творчеству, формировать навыки грамотной речи, способствовать развитию воображения и логики.

Танникова Е.Б., с.14

Ноябрь

Игры на развитие речи

Отвечай быстро.

Цель. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Швайко Г.С.,с.22

Пальчиковые игры

Утята.

  • Цель. Тренировка мелких движений кистью и пальцами. Активация центров речи и письма в коре больших полушарий. Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание). Развитие творческих способностей, воображения.

Раз – два - шли утята.

Три – четыре – за водой.

А за ними плёлся пятый.

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко – громко запищал:

- Пи-пи-пи!

- Не пищи! Мы тут рядом, поищи!

Поочерёдно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Картотека пальчиковых игр по

Н.В.Полтавцевой

Артикуляционная гимнастика

Кто мне песенки поёт?

Цель. Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого. Способствовать накапливанию словаря и осваивать правильное звукопроизношение.

Майорова Ю.А., с.19

Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество.

Заучивание пословицы «Что летом родится, зимой пригодится».

Цель. Обогащение образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова. Развивать память и образное мышление детей.

Максаков А.И., с.72

Декабрь

Игры на развитие речи

Назови одним словом.

Цель. Развивать у детей умение находить наиболее точное слово, оценивающее заданную ситуацию.

Ушакова О. С.,с.131

Пальчиковые игры

Краб.                                                                  Сороконожка.

  • Цель. Тренировка мелких движений кистью и пальцами. Активация центров речи и письма в коре больших полушарий. Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание). Развитие творческих способностей, воображения.

Тихо, тихо краб ползёт                                   Две сороконожки

И добычу стережёт.                                         Бежали по дорожке.

Передвигать пальцами правой (левой) руки вбок.

Передвигать пальцами обеих рук вбок.

Картотека пальчиковых игр по

Н.В.Полтавцевой

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для языка.

Цель. Развитие мимических мышц лица, в частности щёк и губ.

Майорова Ю.А., с.16

Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество.

Заучивание стихотворения А. Ивахнова «Мороз рисует красками…»

Цель. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки.

Максаков А.И., с.69

Январь

Игры на развитие речи

Это правда или нет?

Цель. Развивать умение детей находить неточности в тексте.

Ушакова О. С.,с.128

Пальчиковые игры

Вверх по лесенке

(Вниз по лесенке)

  • Цель. Тренировка мелких движений кистью и пальцами. Активация центров речи и письма в коре больших полушарий. Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание). Развитие творческих способностей, воображения.

 По лесенке шагаем,

И ступенечки считаем.

Раз, два, три, четыре,

Раз, два, три, четыре.

Выполнить движения пальцами вверх несколько раз.

Затем заменить в стихотворении первую строку на «Вниз по лесенке шагаем…» и выполнить движения пальцами вниз несколько раз.

Картотека пальчиковых игр по

Н.В.Полтавцевой

Артикуляционная гимнастика

Снежинки.

Цель. Развивать умение правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперёд. Глубоко вдыхаем носом и плавно выдыхаем ртом.

Майорова Ю.А., с.18

Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество.

Придумай рассказ.

Цель. Развивать умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
— Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
— Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

Февраль

Игры на развитие речи

Ателье.

Цель. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя). Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шёлковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая. Развивать умение связно описывать предмет, изображённый на картинке.

Швайко Г.С.,с.18

Пальчиковые игры

Братья.

  • Цель. Тренировка мелких движений кистью и пальцами. Активация центров речи и письма в коре больших полушарий. Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание). Развитие творческих способностей, воображения.

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Картотека пальчиковых игр по

Н.В.Полтавцевой

Артикуляционная гимнастика

Внимательные ушки.

Цель. Развивать слуховое внимание.

Майорова Ю.А., с.19

Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество.

Заучивание пословицы «Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся».

Цель.  Обогащение образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова. Развивать память и образное мышление детей.

Максаков А.И., с.75

Март

Игры на развитие речи

Скажи, какой?

Цель. Развивать у детей умение называть не только предмет, но и правильно обозначать его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Ушакова О. С.,с.126

Пальчиковые игры

Домик.

  • Цель. Тренировка мелких движений кистью и пальцами. Активация центров речи и письма в коре больших полушарий. Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание). Развитие творческих способностей, воображения.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

Задание выполняется одной(двумя) рукой. На каждый счёт раскрывать по одному пальцу, начиная с большого; пошевелить всеми пальцами; сжимать по очереди пальцы в кулак, начиная с мизинца; сжать и разжать все пальцы.

Картотека пальчиковых игр по

Н.В.Полтавцевой

Артикуляционная гимнастика

Язычок пошёл гулять.

Цель. Развитие мимических мышц лица, в частности щёк и губ.

Майорова Ю.А., с.17

Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество.

«Перевирание» сказок.

Цель. Вызвать у детей устойчивый интерес к литературному чтению и творчеству, формировать навыки грамотной речи, способствовать развитию воображения и логики.

Танникова Е.Б., с.30

Апрель

Игры на развитие речи

Найди нужное слово.

Цель. Развивать у детей умение подбирать слова, близкие (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу.

Ушакова О. С.,с.127

Пальчиковые игры

Семья.

  • Цель. Тренировка мелких движений кистью и пальцами. Активация центров речи и письма в коре больших полушарий. Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание). Развитие творческих способностей, воображения.

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик -  папочка.

Этот пальчик – мамочка.

А вот этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Поочерёдно пальцами правой руки дотрагиваться до пальцев левой руки. Сделать семь хлопков всеми пальцами.

Картотека пальчиковых игр по

Н.В.Полтавцевой

Артикуляционная гимнастика

Море волнуется.

Цель. Развивать умение правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперёд. Глубоко вдыхаем носом и плавно выдыхаем ртом.

Майорова Ю.А., с.19

Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество.

Заучивание стихотворения Э.Котляра «Медвежата».

Цель. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки.

Максаков А.И., с.82

Май

Игры на развитие речи

Путаница.

Цель. Развивать у детей умение находить смысловые несоответствия и заменять их словами, адекватными ситуации.

Ушакова О. С.,с.133

Пальчиковые игры

Цепочка.

  • Цель. Тренировка мелких движений кистью и пальцами. Активация центров речи и письма в коре больших полушарий. Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание). Развитие творческих способностей, воображения.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки соединить в кольцо. Через него попеременно пропускать колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев. В этом упражнении участвуют все пальцы.

Картотека пальчиковых игр по

Н.В.Полтавцевой

Артикуляционная гимнастика

Домики.

Цель. Развитие мимических мышц лица, в частности щёк и губ.

Майорова Ю.А., с.15

Заучивание стихотворений, пословиц, речевое творчество.

Заучивание пословицы  «Труд человека кормит, а лень портит».

Цель. Обогащение образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова. Развивать память и образное мышление детей.

Максаков А.И., с.104

Основная литература:

1.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн.для воспитателя дет.сада: Из опыта работы/ Под ред. В.В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение,1988.- 64с.

2.Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Вентана – Граф, 2010.-272с.

3.Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.:ТЦ Сфера, 2008.- 96с.

4.Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.- 112с.

5. Логопедические игры. Составитель Ю.А. Майорова. ООО «Издательство «Доброе слово», 2014.

6. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет/Н.В.Полтавцева, Н.А. Гордова.- 2-е изд. –М.: Просвещение, 2007.- 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т\']"

Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей...

Конспект совместной образовательной деятельности по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему «Наш уголок природы».

Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...

Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Что растёт на огороде»

Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Экологическая викторина: «Что растёт на огороде»...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

« Русское чаепитие » итоговое мероприятие совместная образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:  ознакомление с русскими традициями, связанными с церемониалом чаепития, и народным фольклором.  Задачи:...

Сценарий совместной образовательной деятельности по развитию речи для старшего дошкольного возраста: « Путешествие на остров Дружбы»

Цель: создание условий для речевой активности детей.Задачи: Образовательные:закреплять умение составлять пересказ с опорой на картинки-схемы;совершенствовать диалоговую форму речи;обогащать словарный ...