Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «В гости к нам пришла Матрёшка» (средствами приемов мнемотехники.)
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

    Хазанова Виктория Валентиновна

    Знакомство дошкольников с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_matryoshka.docx30.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ « Детский сад №8» « Алёнушка»

    Воспитатель: Хазанова Виктория Валентиновна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по речевому развитию во второй младшей группе

    «В гости к нам пришла Матрёшка»

    (средствами приемов мнемотехники.)

    2015 г.

    Цель: Знакомство дошкольников с народной игрушкой - матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

    Задачи:

     Обучающие:

    • называть отличительные признаки игрушки матрёшки, используя мнемотехническую таблицу;
    • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить описание игрушки.
    • упражнять детей в умении описать матрёшку с использованием наглядных пособий;
    • закреплять умение описать игрушку, в логической последовательности.

    Развивающие:

    • продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;
    • привить интерес к народному творчеству;
    • развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами;
    • продолжать развивать психические процессы: память, внимание,

    наглядно-действенное мышление;

    Воспитательные:

    • воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество
    • воспитывать художественный вкус, аккуратность при наклеивании форм, терпение при выполнении работы.

            

    Материалы и пособия:

    Демонстрационный: иллюстрации картинок с матрёшкой, деревянная игрушка матрёшка, мнемотаблица, аудиозапись русской народной музыки, музыкальный этюд.

    Раздаточный: на каждого ребёнка: силует матрёшки из        картона,заготовки цветов из цветной бумаги, листочки из бумаги, клеёнка, салфетка, кисть для клея, клейстер.

    Предварительная работа:Рассматривание матрешки и игры с ней; рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрёшками; стихи и загадки про матрёшку; пальчиковая гимнастика « Мы весёлые матрёшки».

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель:

    Собирайтесь детки в круг.

    Я твой друг и ты мой друг.

    Вместе за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся!

    Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Какие они красивые. Давайте подарим им свои улыбки. Молодцы!

    Воспитатель: Ребята, а загадки отгадывать умеете? А вот сейчас и посмотрим. Отгадайте загадку:

    Красные щёчки,

    Пёстрые платочки,

    Хлопают в ладошки

    Весёлые ...

    Дети: матрёшки.

    Воспитатель:  Правильно, матрёшки. А теперь, закройте глазки, сейчас начнутся чудеса.

    Я немного покружусь

    И в матрёшку превращусь. (Воспитатель надевает за ширмой сарафан и платок).

    Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вы узнали меня? Кто я?

    Дети: Матрёшка!

    Воспитатель: Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости, но не одна, а со своей

    подружкой - тоже матрёшкой. (Показать матрёшку).

    Матрёшка – это русская игрушка. Посмотрите, какие мы с ней красивые.

    Воспитатель:  Давайте мы с вами поговорим про эту игрушку, какая она?

     ( Дети присаживаются)

    Воспитатель:  Это... - (ответ детей)

    Дети: Матрёшка.

    Воспитатель: На ней надет?

    Дети: Платок на голове,   сарафан и фартук.

    Воспитатель:  Фартук  украшен...

    Дети: Цветами

    Воспитатель: - Ребята, а как же получается такая красивая матрешка? Сначала один мастер вытачивает вот такую матрешку (показываю не расписанную матрешку). Затем ее расписывает красками уже другой мастер.

    Матрёшка - расписная игрушка!

    Воспитатель: Матрёшка - кукла необычная.

    Воспитатель берёт в руку матрёшку и слегка трясёт её, побуждая детей прислушаться.

    Воспитатель: Матрёшка, матрёшка, откройся немножко! Обращает внимание детей, что внутри первой куклы сидит кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё, и ещё...(Раскрывает матрёшки, достаёт и ставит на стол)....

     Давайте скажем все вместе – большая, поменьше, самая маленькая матрёшка.

    Далее воспитатель показывает детям, что игрушка раскрывается, проговаривая это.Она раскрывается.

    Воспитатель:  Как вы думаете, из чего Матрёшка сделана?

    Дети: Из дерева.

    Воспитатель: Значит она какая? (деревянная).

    А ещё глядя на эту игрушку, что можно сказать, она какая?

    Дети:яркая, красивая, весёлая, интересная, румяная, расписная, разбирается.

    Воспитатель: Как с ней можно играть?

    Воспитатель: Вот каких замечательных матрёшек изготовили нам мастера.

    А давайте теперь рассмотрим её поближе. А помогут нам в этом картинки.

    Воспитатель выставляет картинки по одной комментируя их.

    Воспитатель:

    1.Это -  Матрёшка. ( Выставляется картинка)

    2.На ней надет -  платок. (Выставляется картинка).

    3.На ней надет - сарафан и фартук. (Выставляется картинка).

    4. Фартук  украшен -  цветами. ( Выставляется картинка).

    5.Матрёшка - расписная игрушка! ( Выставляется картинка)

    6. Она раскрывается. ( Выставляется картинка)

    7. Матрёшка - сделана из дерева. ( Выставляется картинка)

    Ребята, а кто хочет рассказать про матрешку сам?

    Описание детьми матрёшки самостоятельно по мнемоквадратам.

    Воспитатель: Молодцы. А вы хотите поиграть с матрёшкой?

    Дети: Да.

    Игра « Музыкальная матрёшка» Звучит музыка. Дети стоят в кругу, под музыку

    передают матрёшку друг другу. Как только музыка остановилась, и у кого

    игрушка оказалась в руках, тот ребёнок пляшет с ней. Все хлопают.

    Воспитатель: Вот мы с вами играем, веселимся, а я совсем забыла ещё про одних своих подружек. Им очень грустно, как вы думаете, почему?

    Ответы детей:  Потому что у них нет нарядного сарафана.

    Воспитатель: Художники забыли их украсить. Что же нам нужно сделать, что бы помочь матрёшкам?

    Ответы детей: Нужно их раскрасить.

    Воспитатель:  Поможем матрёшкам и раскрасим им сарафаны

    Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в мастерскую на помощь.

    Кручу, верчу, превратить вас хочу.

    Хочу превратить вас в мастеров.(Дети присаживаются за столы)

    Матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. На столе лежит всё необходимое для этого. Далее воспитатель напоминает детям правила работы с бумагой и клеем.

     Вы можете украсить матрёшку как это сделала я (педагог обращает внимание детей на готовые образцы), а можете придумать свой узор.

    Воспитатель:  А сейчас, подготовим наши пальчики.

    Проводится пальчиковая гимнастика«Мы весёлые матрёшки»

    Мы весёлые матрёшки, (хлопают в ладоши)

    На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами идут по столу)

    В сарафанах наших пестрых (хлопают в ладоши)

    Мы похожи словно сестры (руки в замок)

    Дети   под народную музыку берут готовые формы и украшают сарафан у матрёшек аппликацией.

    После работы все матрёшки рассматриваются.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые, яркие матрёшки у вас получились. Как у настоящих мастеров.

    Воспитатель, просит детей свои работы оставит на столах, за которыми сидели, и подойти к нему.

    Воспитатель: А теперь, закройте глазки, сейчас снова начнутся чудеса.

    Я немного покружусь,

    И обратно превращусь. (Воспитатель снимает за ширмой сарафан и платок).

     Рефлексия.

    Воспитатель: Скажите, а кто сегодня приходил к вам в гости? ( Матрёшка).

     Она какая? Как вы помогли матрёшкам? Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, матрёшки говорят вам «спасибо» и передали для вас гостинцы. Воспитатель угощает детей. Дети благодарят за угощенье.

    Список литературы:

    • БерсеневаJI.К.Секреты русского сувенира // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11.
    •  Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2010. 64 стр.
    • Лыкова И. А. «Румяные матрёшки» Художественный альбом для детского творчества Изд. Дом « Цветной мир» 2011.
    • Усова А. П. «Русское народное творчество в детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.

    «Мы весёлые матрёшки»

    Мы весёлые матрёшки, (хлопают в ладоши)

    На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами идут по столу)

    В сарафанах наших пестрых (хлопают в ладоши)

    Мы похожи словно сестры (руки в замок)

    ПЛАН РАССКАЗА

    1. Это матрёшка
    2. На ней надет  – платок,
    3. На ней надет – сарафан и фартук.

    4. Фартук украшен цветами.

    5. Матрёшка – расписная игрушка.

       6.Она раскрывается.

       7.Матрёшка – сделана из дерева.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ПДД во второй младшей группе «В гости к нам пришел Чебурашка».

    Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней; Развивать внимание, память, мышление; Развивать речь детей.  Закрепить знания детей о пешеходном переходе и о светофоре; учить понимат...

    Конспект НОД в области «Речевое развитие» во второй младшей группе. «Встречайте гостей»

    Цель: формирование у детей звуковой культуры речи Задачи: - закреплять умение детей отчетливо произносить звук [у], изолированно и в словах, способствовать интонационной выразительности речи; - раз...

    «План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Щенок Тяпа в гостях у малышей» по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе»

    laquo;Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»(в соответствии с требованиями Федерального государ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (математика) Вторая младшая группа Тема: «Цвет»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностиПознавательное развитие (математика)Вторая младшая группа Тема: «Цвет»...

    Методическая разработка Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи вторая младшая группа Тема: «В гости в Сказочную страну»

    Цель занятия:Развитие разговорной речи посредством пересказа русских народных сказокЗадачи:- Развивать навык в составлении развернутых предложений- Обогащать активный словарь детей: румяный, круглый, ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности «Речевое развитие» во второй младшей группе Тема: «Зимушка – зима»

    Конспект непрерывной  образовательной деятельности    «Речевое развитие» во второй младшей группе  Тема: «Зимушка – зима»...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности речевое развитие во второй младшей группе адаптированный к проведению в условиях карантина. «Мишка заболел»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности речевое развитие во второй младшей группе адаптированный к проведению в условиях карантина.«Мишка заболел» Подготовила Кирейчикова М....