Конспекты непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей  группы по речевому развитию

на тему «Как звери готовятся к зиме?»

                                              Подготовила и провела:

                                              воспитатель группы  

        Еременко А.Р.

        

г.Когалым, 2017

Программное содержание:

Развивающие задачи:

- активизировать словарь детей;

- развивать понимание  значения, смысла (слова, оборота речи, грамматической формы) Осознание явлений речи, языковой действительности;

- развивать и закреплять навыки в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;

- продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;

- развивать искусство драматизации небольших фрагментов (вхождение в образ).

Образовательные задачи:

- научить детей отвечать на вопросы полным предложением;

- упражнять в подборе существительных к прилагательным.

- подбирать слова со сходным значением и противоположным.

- помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

- помогать осваивать выразительные средства языка.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное отношение к животным.

 Демонстрационный материал: Презентация, проектор, видеоматериал о зимующих диких животных; картинки с семьями диких животных; костюмы для детской инсценировки ( лиса, заяц, волк, медведь); мнемотаблица с изображением  последовательносчти рассказа животного о своем внешнем виде; методический набор О.С. Ушаковой «Развитие речи детей» М. Мозайка - Синтез, 2009 г. тема: «Мишкин День рождения»

Оборудование: Стулья расставлены полукругом по количеству детей, демонстрация слайдов.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций с изображением  диких животных, словесное описание их повадок при подготовке к зиме, тение рассказов, сказок, стихов и загадок про живлтных, беседы.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети,  мы сегодня поговорим о животных, о  том, как они готовятся к зиме.

На экране появляются изображения  разных животных.

Дети рассказывают : Лось  сбрасывает  рога; зайцы меняю т серую шёрстку на белую, чтобы лучше маскироваться в снегу от хищников и она намного теплее, чем серая . У белки появляется тёплый, серый подшёрсток, из-за него кажется,  что белка стала не рыжей, а серой.  Ежи, барсуки готовят себе гнёзда из сухой травы и листьев, чтобы на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку.

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, какие животные зимой бодрствуют и почему?

Дети : Белка делает себе запасы на зиму; лисы, волки, зайцы и рыси бодрствуют зимой, потому что они и зимой могут себе найти корм.

В.: Ребята, мы перечислили большое количество животных, но скажите мне, как можно назвать этих животных одним словом? И почему?

Дети: Эти животные называются дикими. А называются они так, потому что живут далеко от человека  и сами себе добывают пищу.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете , очень забавно наблюдать как белка ищет орешки. Я принесла две веточки. Представьте, что это орешник, а вы белочки. Ка вы можете узнать, где больше орехов растёт, ведь белки не умеют считать.

Дети: Белочка стучит лапкой по ветке и смотрит-на той веточке , что качается дольше, орехов больше.

Воспитатель: Совершенно верно, вы очень наблюдательны и смогли доказать на какую веточку должна прыгнуть белка, чтобы собрать орешки.

А сейчас я хочу проверить, знаете ли вы детёнышей животных. Давайте поиграем в игру «Назови детёнышей». Для этого вам необходимо выбрать себе картинку и назвать папу, маму и детенышей в звериной семье. Например, это мама- бельчиха,  папа- белка, детеныши – бельчата.

Дети рассказывают по образцу про животных: волка, лису, зайца, барсука, куницу, медведя, лося, оленя, лошадь  и т.д.

Воспитатель: Кто был внимательным и заметил, что среди  перечисленных животных есть  лишнее? Объясните почему?

Воспитатель: это лошадь. Это домашнее животное, живет рядом с человеком и человек о ней заботится.

Воспитатель: Умницы, а теперь следующее задание: мы разделимся на  две команды,  одна команда придумывает слова родственные слову «лес», а другая слову «зима».

1 команда: лес (лесник, лесной, лесочек, перелесок, лесная тропа, лесовичок)

2 команда: зима (зимний лес, зимушка, зимовье, зимовать).

Дети объединяются в команды и советуются.

Воспитатель: Молодцы, а теперь я хочу поиграть с вами в мою любимую игру «Хвастунишки». Ребята, разбирайте шапочки и перевоплощайтесь в животных (лиса, заяц, медведь, волк).

Воспитатель: Вы превратились в лесных жителей, теперь попробуйте себя расхвалить другому зверю. Поможет вам вспомнить план рассказа мнемотаблица.

Заяц: А я заяц, а у меня два длинных уха. А у тебя, белочка, сколько ушей?

Бело

передние лапы и две задние лапы, а ещё маленький хвостик.

 Белочка: У меня два маленьких уха с кисточками на конце  и один длинный и пушистый хвост. Миша, а сколько у тебя хвостов?

Медведь: А у меня маленький хвост, но у меня два глаза, два уха и четыре лапы. А у тебя , Лиса, сколько ушей, лап.

Лиса: У меня два уха, два глаза , один нос и один большой хвост.

Медведь: А зачем тебе такой большой хвост?

Лиса: Я – лиса, всему лесу краса, этим хвостом следы заметаю, чтобы зайцев было легче ловить.

Воспитатель: Лисичка, представь ,что ты не нашла зайца в лесу и тебе грустно, покажи как тебе грустно…(ребёнок изображает).Ребята, а как сказать по-  другому, что лиса грустная?

Дети: Печальная, огорчённая, понурая, заплаканная.

Воспитатель: Искала лиса добычу, да не нашла и побрела она в соседнее село за курицей. Придумайте мне с слову побрела похожие по смыслу слова.

Дети: Поплелась,   поковыляла, побрела.

Воспитатель: Наелась лиса и как вы думаете, как она пошла обратно в лес?

Дети: Вприпрыжку, побежала, поскакала, помчалась.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы меня радуете своим богатым запасом знаний.

 А теперь посмотрите на экран  (появляется серия сюжетных картинок)

Я предлагаю составить рассказ по серии сюжетных картинок. Посмотрите на картинку и придумайте имена нашим героям. (Дети предлагают). Вызываются 3 ребенка по первой картинке. Каждый предлагает свой вариант

Я начну, а вы продолжите: Однажды, наши друзья мишка –  топтышка и т.д решили прогуляться вдоль реки….. (дети продолжают).

Затем открывается следующая картинка, и вызываются еще 3 ребенка.

После того, как все 4 картинки открыты, воспитатель предлагает 3-м детям рассказать весь сюжет полностью.

Воспитатель: Спасибо, ребята. Вы хорошо отвечали . Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по речевому развитию

на тему «Осень, осень в гости просим»

                                              Подготовила и провела:

                                              воспитатель группы  

        Еременко А.Р.

        

г.Когалым, 2017

Программное содержание: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Образовательные:  Активировать словарный запас детей, обогащать его именами прилагательными: золота, ранняя, поздняя, дивная, замечательная и т.д. Активизировать в речи прилагательные и глаголы; подбирать слова, близкие по значению и противоположные, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными, закреплять представление о значении терминов «словосочетание», учить полным предложением отвечать на вопросы,

 Развивающие: Развивать диалогическую речь, память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Развивать интонационную выразительность речи,  развивать слуховое внимание детей.

 Воспитательные: продолжать воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, желание заботиться о ней..

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени, рассматривание иллюстраций  и картин об осени, слушание  музыкальных произведений  известных композиторов П.Чайковского, А.Вивальди, М.Глинки.

Словарная работа: осень, время года, листопад, разноцветные деревья, образование слов прилагательных (кленовый, осиновый, берёзовый, дубовый). Подбор слов признаков: Золотая,  печальная,  хмурая, красивая, разноцветная,  дождливая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, дивная, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, таинственная, скучная, грустная.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация, магнитофон,  мяч, корзина , листья вырезанные из бумаги (берёзовый, кленовый, дубовый, осиновый).

Методические приёмы: вопросы, наглядный показ,

Ход занятия

Дети входят в зал. Здороваются.  Садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите картины с изображением, какого времени года?

Дети: На картинах изображена осень.

Воспитатель:  Все вы говорите верно, а теперь давайте вспомним и назовем как можно больше красивых слов про осень. Картины могут вам помочь.

 Расскажите про осень. Осень- она… какая?

Дети: Золотая,  печальная,  хмурая, красивая, разноцветная,  дождливая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, дивная, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, таинственная, скучная, грустная.

Воспитатель: Вы только что назвали очень много красивых слов-признаков про осень. Я предлагаю вам  разделить все слова на близкие по значению и противоположные . Давайте начнем с противоположных слов.  Поиграем  с мячом в игру  « Скажи наоборот».

 Я говорю вам слово, например:

осень ранняя - а вы говорите  противоположное слово осень поздняя

 осень красивая – осень унылая

осень солнечная - осень хмурая

осень веселая - осень скучная

осень  дождливая-  осень сухая

осень короткая- осень затяжная

А сейчас поиграем в игру «Скажи иначе». Вы должны подобрать слово близкое по значению к моему.

Красивая - золотая, разноцветная, пестрая, дивная

Волшебная – величавая, таинственная  

Печальная – дождливая, грустная(слайд)

Воспитатель: Вы услышите  фрагмент музыкального произведения, прослушав его,  попробуйте определить к какой из этих картин  он больше подходит?  И почему?

(Дети слушают фрагменты произведений  П.Чайковского «Октябрь»,  А.Вивальди «времена года», М.Глинки «Прощальный вальс», отвечают; воспитатель помогает и хвалит их)

Например, на мой взгляд, эта мелодия  подходит  к картине  И.  Шишкина  «Золотая осень», потому что мелодия грустная и на картине изображена  пасмурная, дождливая погода) и т.д.  Детям демонстрируются картины И.  Левитана «Золотая Осень»  и  А. Бородкина «Осенний ветер». 

Воспитатель: Молодцы!!! Ребята, а вы знаете такое явление  в осенней природе – листопад. Кто мне расскажет, что такое – листопад.(слайд)

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья?

Ответы детей или рассказ одного из детей (монолог): Питательных веществ через листья поступает все меньше, и дереву они становятся не нужны.  Черешки листьев хуже держаться за дерево, постепенно слетая с него от порыва ветра. Мало солнца, в листьях пропадает зеленый хлорофилл, листья желтеют, затем высыхают, ветер срывает листья и они падают с деревьев. Какую пользу приносят листья? Листья, упав на землю, дают почве полезные вещества - становятся перегноем, укрывают насекомых от холода и снега.

Воспитатель: А что бы произошло, если деревья не сбросили листья? Давайте сосредоточимся и подумаем!

Дети: Зимой деревья покрыты снегом, они спят. Снег бывает очень тяжелым. Ветки клонятся под тяжестью снега. Если бы на них оставались листья, ветки сразу же сломались. Деревья погибли. Молодцы, а у меня есть для вас интересная загадка.

Зелёный за ветку

Он держится крепко.

А осенью вниз

Летит жёлтый

(ли…т).

Игра «Узнай и назови лист»

Воспитатель: Ребята, у меня в корзинке лежат листья с разных деревьев. Вы должны  достать лист  и назвать с какого дерева?

Дети: это– берёзовый лист , если много -  это березовые листья

Это осиновый  лист  - если много осиновые листья….

Это  кленовый лист - если много кленовые листья

Это дубовый лист  - если много дубовые листья

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что лист – это многозначное слово? Подберите мне, пожалуйста, словосочетание к слову лист. Лист бумаги, тетрадный лист, лист клена, лист железа. С ответами детей, появляются изображения на экране. (слайд)

Воспитатель: Предметы разные, но их объединяет одно слово - лист. Как вы думаете, почему все эти предметы называют словом лист, по каким признакам они схожи?

Дети: Они все тонкие, плоские. Листья деревьев, бумаги, газеты летают на ветру.

Воспитатель: Верно, вы совершенно правильно нашли значение этого слова. Вы большие молодцы, знаете много слов .Я думаю наши гости это увидели и порадовались за вас.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей  группы по речевому развитию

на тему «Ранняя и поздняя осень»

                                              Подготовила и провела:

                                              воспитатель группы  

        Еременко А.Р.

        

г.Когалым, 2017

Программное содержание

Развивающие задачи:

- активизировать словарь детей;

- развивать понимание  значения, смысла (слова, оборота речи, грамматической формы) Осознание явлений речи, языковой действительности.

- продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;.

Образовательные задачи:

- научить детей отвечать на вопросы полным предложением;

- упражнять в подборе существительных к прилагательным.

- подбирать слова со сходным значением и противоположным.

- помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

- помогать осваивать выразительные средства языка.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное отношение к природе;

- прививать художественно-эстетический вкус с помощью восприятия художественного слова, живописи и музыки.

 Демонстрационный материал: Презентация, проектор, видеоматериал об осени, запись музыки П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрации картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».

Оборудование: Стулья расставлены полукругом по количеству детей, осенний лист, шкатулка.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про осень, беседы.

Ход занятия:

Звучит классическая музыка. Дети входят в зал. Здороваются, садятся на стулья.

На экране несколько картин с изображением осени Виктора Винокурова

 «Поздняя осень, Ивана Шишкина  «Ранняя осень», Алексея Саврасова

« Поздняя осень»

 Воспитатель читает стихотворение.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: Дети, вы прослушали стихотворение, о каком времени года в нем рассказывается?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Какое оно на ваш взгляд: веселое, печально, грустное или торжественное?

Дети: Это красивое и немного грустное стихотворение об осени.

Воспитатель: Ответьте строками из стихотворения, почему вам оно показалось грустным?

Дети: Уж реже солнышко блистало, приближалась довольно скучная пора, короче становился день, гусей крикливый караван тянулся к югу, стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины, как вы думайте какая из них наиболее подходит к прослушанному вами стихотворению?

Дети выбирают. Объясняют свой выбор.

Воспитатель: Осень прекрасная пора, она такая разная! Давайте вспомним как поэты называют осень?

Дети: волшебная осень, красавица осень, необыкновенная осень, чудная осень, разноцветная осень, осень как терем расписной.

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Ребята, еще осенью бывает туман. Как вы себе представляйте туман, на что похож туман?

Дети: Туман похож на дымку, он белый как молоко. Туман похож на облако, которое опускается все ниже.

Воспитатель: Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Подскажи словечко». Я буду называть вам особенности осенней погоды, а вы будите определять их одним словом, передавая этот осенний лист.

Осенью, когда идет дождь, мы говорим, что погода - дождливая;

Когда дует ветер - ветреная;

Если холодно - холодная;

Пасмурно - пасмурная;

Сыро - сырая;

Тепло - теплая;

Ясно – ясная.

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?

Дети: Да

Воспитатель:

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Много желудя на дубе - к лютой зиме.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Спасибо.

Дети прощаются, выходят из зала по классическую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественно эстетической деятельности по теме «Путешествие к Золотой рыбке» в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественно эстетической деятельности по теме «Путешествие к Золотой рыбке» в средней группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в средней группе. Тема"Традиции русского гостеприимства"

Были поставлены следующие задачи:-Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью;-Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запомнить их, употреблять в собственной речи;-...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию с элементами художественно эстетического развития во второй младшей группе «Путешествие по сказке»

Уважаемые коллеги вашему вниманию была представлена непосредственно – образовательной  деятельности по речевому развитию с элементами  художественно эстетического развития во второй мл...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: развитие связной речи «Портрет сказочного героя»

Цель. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; упражнять в диалогическом  взаимодействии;  в умении задавать вопросы и отвечать на них....